Перевозками на полигоне железной дороги

 

К основным функциям оперативного управления перевозками на железной дороге относятся:

- составление сменно-суточных и текущих планов поездной и грузовой работы, организация и контроль их выполнения;

- организация пропуска поездов по участкам и узлам;

- регулирование локомотивного парка электровозов и тепловозов и локомотивных бригад;

- обеспечение подвода локомотивов на ТО и ТР и контроль за соблюдением сроков между осмотрами и ремонтами;

- развоз и передача местного груза, контроль за организацией работы станций по выгрузке вагонов;

- обеспечение станций погрузочными ресурсами, контроль за организацией погрузки;

- обеспечение пунктов подготовки вагонов под погрузку объектами для ремонта;

- контроль за организацией вагонопотоков в поезда на сортировочных и других станциях формирования;

- выполнение регулировочных заданий по передаче подвижного состава на полигоне дороги;

- участие в организации текущего содержания и ремонта устройств пути, СЦБ и связи, электроснабжения с предоставлением «окон»;

- текущий учет, контроль и анализ выполнения планов перевозок в целом и по номенклатуре грузов, показателей эксплуатационной работы и использования подвижного состава;

- обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе и техники личной безопасности работников, связанных с движением поездов.

Длительное время эти функции были распределены между оперативно-диспетчерским персоналом управлений дорог и их отделений (НОД) в соответствии с нормативными документами МПС, которые регламентировали основные положения их деятельности.

На укрупненных отделениях дорог функционировали отделы перевозок. Оперативно-диспетчерский персонал входил в их состав.

На полигонах дорог контроль и оперативное управление процессом перевозок обеспечивал оперативно-распорядительный отдел службы перевозок.

При создании ДЦУ диспетчерский персонал из отделов перевозок отделений переведен в ДЦУ при сохранении отделений дороги в качестве структурных подразделений железных дорог – филиалов ОАО «РЖД». Перевод в ДЦУ энергодиспетчеров не предусматривается.

Диспетчерский центр управления перевозками на железной дороге – это организационно-технологическая структура в составе службы перевозок, предназначенная для автоматизированного диспетчерского управления перевозочным процессом.

Цель создания ДЦУ – концентрация управляющей деятельности диспетчерского персонала на полигоне железной дороги, совершенствование управления перевозочным процессом на базе достоверной, актуальной, целенаправленно агрегированной, идентичной на всех уровнях управления, информации.

С вводом ДЦУ распределение функций в области организации и обеспечения перевозочного процесса между управлением дороги и отделениями изменилось.

Так, функции, связанные с планированием и оперативным руководством поездной работой, переданы на дорожный уровень, в оперативно-распорядительный отдел (ДГ), который разрабатывает сменно-суточные планы работы для дороги в целом и всех районов управления ДЦУ.

Разработка и корректировка графиков движения, разработка вариантных графиков движения поездов на период производства ремонтно-восстановительных работ с предоставлением «окон» переданы из отделений в службу перевозок вместе со штатом инженеров-графистов.

Оперативный учет и отчетность по поездной работе, включая учет и анализ графиков исполненного движения поездов, перешли на дорожный уровень одновременно с переводом в ДЦУ диспетчерского персонала отделений.

Функции дежурного по отделению (ДНЦО) по организации поездной работы переданы на дорожный уровень диспетчерам соответствующего района управления ДЦУ.

Однако отделения должны контролировать работу станций по беспрепятственному приему, отправлению и пропуску поездов, маневровую работу, обеспечение безопасности движения и охраны труда. Для этого необходим сменный аппарат дежурных помощников НОДов – ДНЦО.

Функциональные обязанности поездных и узловых диспетчеров при переводе на дорожный уровень управления, в ДЦУ, остаются без особых изменений: при полноценных АРМ часть функций ДНЦ (ДГЦ) исключается (сбор и обработка первичной информации, ведение графика исполненного движения и др.), а часть – усиливается (прогнозирование пропуска поездов, регулирование движения, текущее планирование работы).

Функции локомотивных диспетчеров по организации обеспечения поездной и других видов работ локомотивами и бригадами полностью переданы в ДЦУ вместе со всем штатом локомотивных диспетчеров.

Однако отделения должны контролировать работу локомотивных депо по обеспечению поездов локомотивами и бригадами, ремонт локомотивов.

Практика функционирования ДЦУ показала, что диспетчеры по местной работе районов управления (РУ) в условиях ДЦУ не обладают достаточными возможностями для организации и контроля погрузки-выгрузки вагонов на всех станциях укрупненного района ДЦУ без оперативной поддержки работников отделений.

Персонал отделений и их подразделений (ПЧ, ШЧ, ЭЧ и др.) участвует в оперативном планировании и организации текущего содержания и ремонта технических средств, в т.ч. с предоставлением «окон», отвечает за безопасность движения, технику личной безопасности и охрану труда.

Таким образом, за отделениями дорог, лишившихся диспетчерского персонала отделов перевозок, сохранились права контроля и ответственность за организацию работы станций с поездами и вагонами, за своевременное обеспечение поездов локомотивами и бригадами, за обслуживание пассажиров, за организацию местной работы, погрузки, выгрузки и взаимодействие с грузоотправителями и грузополучателями, с местными органами, за организацию ремонта и содержания технических средств, за обеспечение безопасности движения и охрану труда.

Для выполнения этих функций, связанных с перевозками, отделению требуется собственный оперативно-диспетчерский персонал.

Поэтому с 2002 года на отделениях в составе отделов перевозок начали создавать ЦУМРы – центры управления местной работой, с введением несменного и сменного диспетчерского персонала.

Автоматизированная технология управления должна обеспечить взаимодействие оперативных работников ЦУМР отделений с персоналом ДЦУ (рис. 1). Они должны иметь доступ в масштабе реального времени и по отчетным периодам к информации о графике исполненного движения поездов и его показателях, показателях работы станций, надежности работы технических средств, подвижного состава, локомотивных бригад; иметь возможность своевременно вмешиваться в работу оперативно-распорядительного отдела службы перевозок и ДЦУ при аварийных и нестандартных ситуациях, нарушениях работы устройств для обеспечения технологий безаварийной работы, установленных приказами НОД, начальника дороги и правления ОАО «РЖД».

 

Рис. 1. Структура автоматизированной системы диспетчерского

управления перевозками на полигоне железной дороги