Использование технических возможностей овладения знаниями

Огpомные дополнительные возможности овладения позитивной инфоpмацией дает ныне телевидение и компьютер: телевизионные игpы, учебные и pазвивающие интеллект пpогpаммы, видиофильмы, в частности ленты Диснейленда, непpевзойденного волка и зайца из "Hу заяц, погоди!", многие дpугие яpкие и добpые телевизионные пеpедачи и видиофильмы. Однако, наpяду с ними, массовым тиpажем pаспpостpаняются игpы и ленты, живописующие жестокость, агpессивность, небpежение общечеловеческими ноpмами и даже жизнью. В этом отношении, телевизионная информация на сегодня находится в огpомном долгу пеpед воспитанием подpастающего человека, а тщательный отбоp матеpиалов, котоpые целесообpазно дать pебенку или необходимых комментаpиев к пpогpаммам, котоpые он пpосмотpел самостоятельно - непpеменное условие успеха воспитательной pаботы.

Надо заметить, что совместный с детьми просмотр кинофильмов, телепрограмм, во всяком случае в начале приобщения ребенка к телевизору и родительские комментарии по поводу увиденного очень важны, потому что они приучают малыша думать над тем, что он посмотрел, а не только формально пропускать все что показывали через зрительное восприятие. Родители же получают, при этом, дополнительную возможность ненавязчивого воздействия и даже морализирования, но не в отношении сына или дочери, что порой вызывает отторжение, а в отношении поступков героев кино или телесериалов. Родительские комментарии могут перерасти в совместное обсуждение. Своего рода дискуссию по поводу кинофильма или видеофильма, которая может перерасти далеко за рамки промелькнувших кадров.

Еще одна возможность воспитательного влияния на малыша состоит в приобщении ребенка к компьютеру. При всей неоднозначности ответа на вопрос о том, когда возможно предоставить ребенку возможность сесть за компьютер? Если исходить из интереса формирования интеллекта и мыслительных способностей ребенка, то чем раньше, тем лучше. Но при условии:

· ограничении времени "игр" с компьютером, безопасного для здоровья в целом и для глаз в частности. Злоупотребление компьютером снижает двигательную активность ребенка, дает значительную дополнительную нагрузку на зрение, а электромагнитное излучение оказывает комплексное и пока недостаточно исследованное влияние на организм человека;

· разумного подбора программ, в которых бы содержались не только развлекательные и игровые, но также обучающие и информационные компоненты, предназначенные для детей 4 - 7 лет, осваивающих или уже освоивших, может быть при поддержке компьютерных программ, азбуку, чтение и письмо.

Сейчас остро стоит вопрос дистанционного обучения и преподавания с использованием возможностей интернета и чем раньше ребенок освоит азы программирования, тем основательней он будет чувствовать себя в школьных классах и аудиториях ВУЗа. Опыт семей, владеющих персональными компьютерами показывает, что к началу школьных занятий дети осваивают стандартные программы на уровне пользователей с элементами самостоятельного программирования.

Однако в использовании для воспитательных и образовательных целей компьютерных технологий, в частности доступность для ребенка вхождения с домашним компьютером в сеть интернета, порождает новые проблемы, связанные с содержанием той информации, которая проходит по этой сети и содержание которой никем не контролируется. В чем-то это положение корреспондирует и с видеофильмами, которые прокручиваются на нашем телевидении, содержащими бесконечные и разнообразные сцены насилия, убийства, домогательства и вообще всевозможных ужасов, способные самым отрицательным образом воздействовать на психику и нравственные устои будущего взрослого человека.

Между тем, телевизор нередко используется в качестве няни, поскольку сидя перед экраном, малыш, увлекшийся сменой сюжетов, цветов и звуков надолго успокаивается и не требует к себе внимания. Вначале, как полагают родители, он слишком мал, чтобы осмыслить происходящее на экране, в последствие оказывается, что он усвоил слишком много нежелательного для формирования его личности.