Молитва Господня и семейные порядки

Отче наш, иже еси на небеси, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный дай нам днесь...

Безобидная молитва

Что плохого, если дети будут читать такую красивую молитву? В ней не говорится ни о чем дурном, в ней звучат тихие и благородные слова благодарности. Почему же я против?

· Я объясню, но не обзывайте меня буквоедом. Мелочи, усвоенные в детстве, растут и у взрослого становятся уже его жизненными ПРИНЦИПАМИ.

Ребенок произносит: "Отче наш". Это обращение к отцу, но он смотрит мимо меня. "Да святится Имя Твое": он славит своего Главного Отца, но это — не я. Так кто же отец этих детишек?

· Если Бог создал мир, так и называйте его Создателем, Творцом мира, но не Отцом. Кстати, детский вопрос: а Небесный Отец создавал мир в одиночестве или вместе с Мамой?

Конечно, если какой-то отец сам детишкам ничего дельного предложить не может, то в этом случае на Отца Небесного детишек ориентировать можно. Более того, это разумно: пусть Отец Небесный далеко, но Отец он авторитетный и строгий. Да, все это так, но нашей семье такой заменитель папы не требуется.

"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли". Чью волю ребенок ставит над собой? Христианские законы изложены в Евангелии, законы нашей семьи до сих пор устанавливали мы с мамой, по своему разумению и своей воле. Так чьи же порядки теперь будут в нашей семье? Порядки, заповеди будут Христовы (а точнее, диктуемые местной церковью) — или те, которые установим мы, родители?

Об этом же — мой протест против именования моих детей и меня Рабами Божьими. И суть даже не в том, что быть Рабом, то есть говорящим орудием, у любого хозяина оскорбительно. Суть в том, что если мои дети — рабы Божьи, то в случае моих разногласий с любыми священнослужителями они должны слушаться их.

· Меня это не устраивает. Пусть тогда и кормит, и занимается ими Церковь. А мои дети пусть слушаются меня — чтобы я воспитал их Свободными Людьми.

"Хлеб наш насущный дай нам днесь". (После еды будет звучать: "Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ".) Благодарность — это пре­красно, но тут несколько перепутан порядок. Пусть в первую очередь дети благодарят Маму — готовила она, потом Папу — он зарабатывал деньги, потом можно поблагодарить и всех других многочисленных людей вокруг них, так много для них делающих.

· А если останется время и желание, можно поблагодарить и Творца мира, и Христа, и Богородицу, и богов всех других религий.

И последнее. Я против, чтобы мои дети, проговаривая молитвы, называли себя и сердце свое "окаянным", ум — "помраченным", помышления свои — "скверными, лукавыми и хульными". Я буду возражать, чтобы через молитвенное "Господи, спаси и помилуй нас, грешных" в моих детей вкладывались тяжесть вины и ощущение опасности, от которой кто-то их должен спасать. Я буду возражать, чтобы в трудных ситуациях они привыкали полагаться на молитвы — нет, пусть они полагаются на себя, на свои Силы, на свои Знания и свой Разум. Уж как минимум — пусть обращаются за советом и помощью к нам, родителям, а не к Богу.

· Впрочем, эффективность обращения туда и сюда они легко могут проверить экспериментально.