Нейтральные взаимоотношения.

Объектом поклонения в нейтральных взаимоотношениях является не какая-то неразличимая субстанция, а личность. Субъектом этих чувств является душа, нашедшая умиротворение в осознании этого факта. Объект нейтральных чувств– это личностный Бог. Такой человек свободен от любых материальных представлений о Боге. Его поклонение принимает форму практики йоги, устремленной к обретению радости чистого сознания. Отказавшись от желаний материальных наслаждений, он пребывает в блаженстве, продолжая оставаться личностью. Объектом его чувств является Кришна в образе Сверхдуши или слегка персонифицированном проявлении духа. Его не привлекает медитация на абсолютно безличный дух. Для него дух несколько персонифицирован, но в то же самое время у него нет полной убежденности в вечной личностной природе Бога. Таким образом, эти люди осознают Бога как повелителя духовного мира, иногда как Кришну, проявляющего аспекты Своего непревзойденного могущества, а иногда как Сверхдушу в сердце каждого.

Поскольку такие преданные до конца не убеждены в вечной природе личностных образов Господа, у них нет чувства «обладания» Кришной. Чувство «обладания» непременно предполагает личностный образ. Поэтому духовные чувства нейтральных преданных, вследствие отсутствия связи с Богом, остаются в чистом, нераскрытом состоянии. Их объектом является Господь – олицетворение вечности, знания и блаженства, цель ищущих духовного счастья, Сверхдуша, Верховный Дух, дарователь всех благ, милостивый и всевышний. Субъектом является человек, ищущий духовного счастья или предающийся аскезам. Постоянными эмоциями являются чувства, устремленные к Господу – дарующему освобождение, лежащему вне материальных стихий, неподвластному органам восприятия, самораскрывающемуся и исполненному знания. Стимулами нейтральных взаимоотношений являются: слушание философских разделов священных писаний, жизнь в особых местах, внутренние откровения, медитация на философскую истину, новые познания, созерцание вселенского образа Господа, общение со знающими преданными и обсуждение философских разделов священных писаний с себе подобными.

Внешние признаки этих чувств следующие: взгляд таких преданных сосредоточен на кончике носа, они игнорируют традиционные социальные устои, во время ходьбы их взгляд устремлен на восемь шагов вперед. Говоря что-либо, они соединяют большой и указательный пальцы. Они не питают враждебных чувств к воинствующим атеистам и оказывают почтение преданным. Основное внимание уделяют достижению освобождения и непривязанности к материальному образу жизни. Они питают огромное уважение к проявлениям отсутствия материальных привязанностей, обретения освобождения, безразличия, чистоты, кротости и молчаливости.

У таких преданных может проявляться весь диапазон спонтанных эмоций, таких, как гусиная кожа, за исключением потери сознания. Однако эти признаки проявляются в незначительной степени, так как человек не имеет ясных представлений о своем вечном образе. Иногда эти признаки проявляются в умеренной степени, но никогда не достигают пика. Иногда в нейтральных взаимоотношениях появляются такие эмоциональные всплески, как смирение, инертность, радость, задумчивость и воспоминания. Эти чувства причисляют к разряду духовных взаимоотношений, поскольку в них присутствуют все пять необходимых составляющих. Однако мы не находим их в описаниях чудесных развлечений Господа на Голоке Вриндаване, поскольку Господь как объект этих взаимоотношений не имеет конкретного образа. Поэтому этим взаимоотношениям недостает чувства «обладания». По великой милости, душа может обрести чувство «обладания» личностью Господа. Когда это происходит, просто чувства перерастают в чистую любовь, и возникают взаимоотношения слуги – господина.