МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
Данный учебно-методический комплекс (УМК) рассчитан, прежде всего, на студентов юридических факультетов высших учебных заведений, изучающих деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел, а также по исполнению принятых решений.
Основная задача учебно-методического комплекса – быть полезным для студентов заочной и дневной формы обучения в организации их самостоятельной работы.
Базовый учебный курс рассчитан на 120 аудиторных часов для студентов дневной формы обучения. Студенты заочной формы обучения значительную часть материала изучают самостоятельно: в соответствии с действующим учебным планом курс рассчитан на 24 аудиторного часа учебного времени. Учебный план включает лекции (60 часов), семинарские занятия (60 часов), выполнение контрольной работы, сдачу экзамена. УМК призван помочь студенту сориентироваться во взаимосвязи категорий, видов и стадий гражданского процесса. Предмет достоин изучения.
Разделы комплекса разрабатывались в соответствии с научной специализацией авторов, что позволило выстроить курс в собственной логической цепочке при концентрации внимания на главных моментах гражданского процессуального права. Концепция УМК основывается на требованиях стандарта, предложенного вузам Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию по курсу «Гражданское процессуальное право».
Каждая тема курса объединяет учебно-методический материал, обеспечивающий различные формы познавательного процесса.
1. В программе очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения учебного материала, дается указание о том, на что следует обратить особое внимание. Программа курса является авторской и носит примерный характер. Ей предшествует выдержка из Государственного образовательного стандарта, которая, как мы полагаем, будет полезна как студенту, так и преподавателю для корректировки предложенной программы.
2. Опорный конспект лекции кратко систематизирует содержание обозначенных в Государственном образовательном стандарте тем курса. Имея опорный конспект, можно не отвлекаться на запись лекции, а сосредоточиваться на понимании материала и по отдельным положениям делать соответствующие листы-вкладыши. Опорный конспект не заменяет учебник, он лишь помогает расставить акценты в самостоятельном изучении гражданского процессуального права. Вместе с тем, он содержит тот минимум знаний, который позволяет студенту успешно участвовать в итоговом контроле знаний.
Следует обратить внимание на то, что схемы в УМК представляют собой самостоятельное, сжатое, схематичное изложение отдельного вопроса темы и в тексте опорного конспекта не описываются.
Схемы и таблицы обеспечивают наглядность в обучении и упрощают восприятие материала для тех, у кого развита зрительная память, а в целом, графическое изображение проблем позволяет глубже понять и усвоить логику изучаемого материала.
3. Раздел «Вы должны уметь» содержит перечень учебных целей. После завершения изучения каждой темы по соответствующей главе учебника и по УМК, следует обладать определенными знаниями и навыками, которые зафиксированы в разделе «Вы должны уметь». Преподаватель может использовать перечень учебных целей для оценки знаний студента.
4. Формулировка вопросов семинарского занятия продолжает цикл изучения темы, а сам семинар содержит различные формы активной работы студента, определяемые преподавателем.
Перечень основных вопросов, определяющих теоретическое содержание всех тем курса, содержится в планах семинарских занятий для студентов дневного отделения. Студентам заочной формы обучения предлагается самостоятельное изучение этих вопросов, а для контроля усвоения, для разъяснения наиболее интересных и значимых проблем предложены пять семинарских занятий, логически связанных между собой, наиболее актуальных для понимания современных проблем гражданского процессуального права и наиболее сложных для усвоения.
5. Упражнения являются неотъемлемой частью учебного процесса и направлены на усвоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой (все приводимые в УМК задачи снабжены решениями). Однако в данном учебно-методическом комплексе они носят иллюстративный характер, дополняющий материал темы.
6. Контрольные вопросы предлагаются студенту для самопроверки и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе по теме. Эти вопросы могут использоваться наряду с упражнениями и тестами как форма текущего и итогового контроля.
7. Список литературы подобран с учетом трудоемкости курса, исходя из реальных возможностей и бюджета времени студента. Он дан общим списком, исходя из тех соображений, что, во-первых, на практике под руками у студентов лишь один-два учебника из общего списка. Во-вторых, каждый из них обладает определенными преимуществами, а не их совокупностью. Следует особо подчеркнуть, что структура каждой темы построена по принципу минимально необходимых требований к результирующему знанию, что для самоконтроля степени готовности к сдаче экзамена УМК содержит все необходимые компоненты, а учебник подбирается часто исходя из случайных обстоятельств. Было бы неплохо, если бы в распоряжении студентов был учебник Ярков В.В. Гражданский процесс: Учебник. – 6-е изд. Изд-во: Волтерс Клувер, 2006.
8. Если учебным планом в системе заочного обучения предусмотрено написание контрольной работы, то кафедра рекомендует учесть следующие ее указания.
Контрольная работа призвана научить студентов связывать теорию с практикой, помочь студенту-заочнику приобрести опыт самостоятельной работы с научной литературой, выработать умение ее подбирать, изучать и четко излагать свои мысли при анализе узловых теоретических вопросов курса. Письменная работа является одной из форм проверки знаний и по своим требованиям приравнивается к зачету. Студент, не получивший «зачет» по контрольной работе, к экзамену по гражданскому процессуальному праву не допускается.
Как уже было сказано, УМК предназначен для того, чтобы помочь студентам в изучении курса гражданского процессуального права. Как им пользоваться? Прежде всего, следует ознакомиться с программным разделом данной темы и учебными целями (раздел «Вы должны уметь»), а также краткими методическими указаниями, размещенными в самом начале каждой темы опорного курса лекций (в них отражена логика построения курса). Прочитать соответствующую главу одного-двух учебников, затем соответствующий раздел «Опорного конспекта» данного УМК. Желательно найти ответы на вопросы семинарского занятия и раздела «Вы должны уметь». Не нужно отвечать на них письменно, но необходимо продумать ответ на все вопросы, уметь делать упражнения и отвечать на вопросы тестов.
Условно курс можно разделить на две части: общую и особенную. Однако следует помнить основы философии, а именно: нельзя понять частное и особенное, не овладев в полной мере общими знаниями. Общая часть гражданского процесса – это теоретическая база для практической реализации стадий и видов гражданского процесса.