ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Институт права

«Утверждено»

На заседании кафедры

Гражданского процесса

(протокол № 1 от 31. 08. 2011 г.)

Зав. кафедрой

Гражданского процесса Е.Л. Слепнев

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Гражданское процессуальное право

(гражданский процесс)»

вид дисциплины – общий курс

специальность – юриспруденция

Учебно-методический Учебных часов по учебному плану

комплекс разработан: всего – 240 (общих), 120 аудиторных

Гореловым М.В., в том числе: лекций – 60

доцентом, к.ю.н.; семинарских практических – 60

Новожениной И.В., консультаций

доцентом, к.ю.н.; самостоятельная работа

Семеновой Е.Ю., старшим студентов – 108 (КСР – 12)

преподавателем. зачеты – 5 (семестры)

экзамены – 6 (семестры)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ……...…………………………………………...3

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (актуальность, воспитательная задача, требования к уровню освоения дисциплины)……………………………..………………………………………………………………………………4

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ……………....………………………………………….6

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СФО …………..............................................................15

5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ …………...…….............................................................21

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ………………..…………………………………………………….30

7. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ……… ……………………………….............................................................31

8. ПРОГРАММА КУРСА ……………………………………………………............................................................35

9. ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………...…………………………………………...55

10. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ для студентов заочной формы обучения ……………………………………………….…65

11. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ для студентов дневного отделения ………………………………………………………..68

12. СИСТЕМА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ПРАВУ …...……...76

13. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ТЕМ КУРСА ………………………………………..........................................................80

14 .КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМАМ КУРСА…………………………………………………………….147

15. ЗАДАЧИ К ТЕМАМ КУРСА……………………………………………………………………………………151

16 ОТВЕТЫ………………………………………………….……………………………………………………….153

17. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ

СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ….................................................................156

18. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ..………………..................................................................158

19. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ……..….................................................................162

20. ПРИМЕРНОЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………………………………...168

21 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ………………………………………….169


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОПД.Ф.08 Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; иск; судебное доказывание; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские суды; основы знаний об арбитражном процессе.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Обоснование актуальности учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)». Наука гражданского процесса относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее целью является достижение всестороннего и глубокого понимания учащимися природы и сущности отношений в сфере гражданского процесса, подготовка к практической деятельности квалифицированных специалистов в области юриспруденции.

Гражданский процесс – отраслевая юридическая наука, разрабатывающая проблемы защиты нарушенных интересов граждан в сфере гражданско-правовых отношений. Последнее становится особенно важным в наши дни, когда становление российской государственности сопровождается признанием приоритета прав человека и гражданина, развитием гражданского общества, реализацией принципа разделения властей, формированием самостоятельной и независимой судебной власти. В этих условиях очевидна актуальность соответствующей подготовки юридических кадров, владеющих проблемами и понятиями гражданского процесса, умеющими на практике применять полученные знания в профессиональной деятельности.

2. Воспитательная задача учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)». Данная учебная дисциплина преподается на 3 курсе дневного отделения, на 4 курсе у студентов заочного отделения, на 3 курсе у студентов заочного отделения сокращенной формы обучения (экстернат).

Основные задачи учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право» состоят в том, чтобы выработать у будущего юриста правовое мировоззрение, верное представление обо всех основных процессуальных явлениях:

- сущности гражданской процессуальной отрасли права, процесса как деятельности суда;

- правах и обязанностях суда и лиц, участвующих в деле;

- стадиях процесса, то есть о тех правовых понятиях и категориях, которыми оперирует гражданское процессуальное право и судебная практика.

Предпочтение в процессе обучения должно отдаваться выработке правовых взглядов, способности обучающихся давать самостоятельную оценку различным суждениям по процессуальным проблемам.