Закон достаточного основания

Этот закон формулируется так: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Речь идет об обоснова­нии именно и только истинных мыслей; ложные же мысли до­казать нельзя. Есть хорошая латинская пословица: «Ошибаться свойственно всякому человеку, но настаивать на ошибке свойст­венно только глупцу».

Формулы этого закона нет, ибо он имеет только содержатель­ный характер. Иногда в книгах для выражения этого закона дается формула а -> b, однако это неправильно, ибо а -> b не явля­ется тождественно-истинной формулой.

В двузначной символической логике имеются парадоксы ма­териальной импликации, связанные с тем, что в ней формула а -> b истинна и в случае, если а и b оба ложны, и в случае, если а ложно, а b истинно. Так как между логической материальной импликацией, выражаемой в логике формулой а -> b, и содер­жательным союзом «если... то» нет полного соответствия, закон достаточного основания не может быть выражен формулой а -> b.

В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой матери­ал, статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы.

Логическое основание и логическое следствие не всегда со­впадают с реальными причиной и следствием. Так, например, дождь является реальной причиной того, что крыши домов мокрые. Логические основание и следствие будут как раз обратными, так как, выглянув в окно и увидев мокрые крыши домов (логичес­кое основание), мы полагаем, что «Шел дождь». Поразительны выводы литературного героя Конан Доила, Шерлока Холмса, который по следствию восстанавливал причину путем постро­ения умозаключения с высокой степенью достоверности от логи­ческого основания, т. е. реального следствия, к логическому сле­дствию, т. е. к реальной причине события. Врачи при постановке диагноза заболевания также идут от реального следствия к ре­альной причине, поэтому их выводы должны особенно тщатель­но проверяться и аргументироваться.

Особую доказательную силу имеют аргументы в научных исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать на веру недоказанные утверждения.

Принципы доказательства, приемы и методы обоснования истинных мыслей и опровержения ложных будут освещены более подробно в главе VI.