Полиелейная утреня

Полиелей тесно связан с чтением Евангелия на утрене - со всеми подготовительными и последующими литургическими моментами (и сам служит вступлением, введением в это чтение); поэтому полиелей и Евангелие представляют единство, исторически связанное внутр. смыслом по форме и содержанию. Вследствие этого полиелей без Евангелия не имеет смысла и никогда не бывает.

По прочтении кафизм отверзаются царские врата и начинается торжественное пение избранных стихов из пс. 134 и 135: "Хвалите имя Господне…" с припевом "Аллилуйя".

При пении стихов свящ-к, в предшествии диакона со свечей, совершает каждение всего храма в знак того, что все просвещает свет Христов и на всех простирается Его милость. Сначала кадят икону праздника или святого, находящихся на аналое посреди храма, затем кадят весь алтарь. Далее выходят на солею, кадят сначала правую и левую сторону иконостаса, затем священнослужителей, стоящих у иконы посреди храма, певчих на клиросах и всех молящихся в храме.

Полиелей (от двух греч. слов - "полис" - многий и "елеос" - милость) можно перевести так: "многомилостивый, или многомилостивое (пение)". Это происходит от того, что сам полиелей состоит в стихословии пс. 134 и 135 с возвращающимся в конце припевом "Яко в век милость Его", где Господь восхваляется за многие милости человеч. роду и прежде всего за спасение его и искупление.

Пение полиелея сопровождается возжжением многочисленных светильников (почему слово "полиелей" производят от - много, маслина, масло, елей, "многомаслие", много лампад с елеем). В Типиконе об этом сказано так: "В начале же полиелей подобает возжигати вся свещи и оставлятия (их) горети до окончания 5 песни и тогда паки погащати" (Типикон, 24 глава).

Типикон регулирует время пения полиелея след. образом: в дни воскресные его полагается петь с 22 сентября до 20 декабря, и с 14 января до Сырной недели.

Собственно о полиелее на воскресном бдении в Типиконе не упоминается, отмечается лишь пение "непорочных", т.е. 118 пс. с примыкающими к нему тропарями: "Ангельский Собор…" и др. Взамен припевов полагается характерный стих этого псалма: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". Нет никакого сомнения, что это и есть древнейшая форма этого отдела воскресной утрени.

Эти "непорочны" в воскресные дни поются:

1) от Недели мироносиц до Недели Пятидесятницы;

2) от Недели всех святых до 22 сентября;

3) от 20 декабря до 14 января;

4) в Неделю мытаря и фарисея;

5) в 1, 2, 3, 4 и 5 неделю Великого поста.

Во все остальные воскресные дни, а также в праздничные поется полиелей. Если же в указанные воскресные дни, когда положены "непорочны", случится отмечается праздник Господний или Богородичный или святого с бдением или полиелеем, то "непорочны" оставляются, а поется полиелей. Так указывается Типиконом (см. 17 главу). В соврем. практике в приходских церквах установилось правило круглый год на воскресных утренях петь исключительно полиелей.

Полиелей особенно типичен для служб под воскресенье и большие праздники (Господни, Богородичны и великого святого), ибо здесь особенно сказалась милость Божия и особенно подобает хвалить Его имя в благодарность за эти милости.

Во время пения полиелея полагается раздача от настоятеля свечей служащим с ним (Типикон, 2 глава).

К пс. 134 и 135, составляющим содержание полиелея, в подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) полагается к полиелею прибавлять 136 пс.: "На реках вавилонских…" с "Алилуиа", т.е. на особый умилительный и сладкогласный напев.

За полиелеем следует величание (в дни праздников: Господских, Богородичных, святых и храмовых). Тексты величания содержатся в Следованной Псалтири и Ирмологионе. Величание идет в таком порядке: непосредственно вслед за полиелеем священнослужители всем собором поют величание 1 раз. Затем оба хора повторяют величание на тот же текст многократно. В это время свящ-к и диакон совершают каждение. После каждения священнослужители поют величание еще 1 раз.

После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас: "Яко благословися имя Твое…".

Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакои, во время к-рого не полагается сидеть.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, к-рому полагается петь полиелей, Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакои полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.

В воскресные дни поются антифоны настоящего гласа, а в праздники, кроме воскресения, поются антифоны 4 гласа: "От юности моея мнози борют мя страсти". В двунад. Господни праздники, если случатся в воскресный день, также поются антифоны "От юности моея…" (4 гласа).

За степенным антифоном следует особое подготовление к чтению Евангелия.

Диакон говорит: "Вонмем! Премудрость! Вонмем". Затем следует прокимен того Евангелия, к-рое будет читаться. Прокимен бывает или гласа недели, или, если случится праздник, гласа праздника.

После прокимна диакон возглашает: "Господу помолимся".

Хор отвечает: "Господи, помилуй".

Свящ-к: "Яко свят еси, Боже наш".

Затем диакон возглашает: "Всякое дыхание да хвалит Господа".

Певцы повторяют то же самое. И так 2 раза.

В 3-й раз диакон произносит 1-ю часть: "Всякое дыхание".

Певцы отвечают: "Да хвалит Господа".

Диакон: "И о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Затем диакон возглашает: "Премудрость, прости; Услышим святаго Евангелия".

Свящ-к: "Мир всем".

Хор: "И духови твоему".

Свящ-к: "От (имярек евангелиста) святаго Евангелия чтение".

Певцы славословят Господа, пришедшего возвестить благую весть о спасении Им рода человеческого: "Слава Тебе, Господи, Слава Тебе".

Затем, после диаконского приглашения: "Вонмем!" - следует чтение Евангелия свящ-ком.

В недели (т.е. под воскресенье) полагается читать следующее по порядку из 11 воскресных чтений (если только не случится двунад., Владычный или храмовой праздник). В будние дни полагается читать положенное для утрени праздничное Евангелие. В случае совпадения праздника с воскресеньем преимущество отдается воскресному Евангелию.

Воскресное Евангелие должно читаться в алтаре, изображающем в данном случае гроб Господень (см. Типикон, глава 2). В другие праздники Евангелие полагается читать среди церкви, т.к. среди церкви поставляется икона праздника, смысл к-рого возвещается Евангелием. После чтения воскресного Евангелия свящ-к выносит его из алтаря и дает целовать. Целовать же икону и получить помазание свящ-ка елеем (тем, к-рый освящен на вечерне при благословении 5 хлебов, пшеницы, вина и елея) полагается после утрени перед 1 часом. Но в многолетней практике приходских церквей вошло в обычай правило класть Евангелие на аналой рядом с иконой праздника, целовать Евангелие и икону и получать помазание или благословение от предстоятеля, а затем освященный хлеб. И происходит это не в конце утрени, а во время пения канона. Но, надо все время иметь в виду, что здесь, ради удобства (множество молящихся и нежелание задерживать их в конце утрени) не нарушается Устав, а получил новое развитие.

По прочтении Евангелия хор поет: "Воскресение Христово видевше…". Это песнопение установлено петь на утрене под воскресный день. Оно также поется и в след. праздники: Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, в субботу св. прав. Лазаря.

В день же Пасхи, во всю Пасхальную (Светлую седмицу), а также и во все воскресные дни, начиная с Пасхи до Вознесения, это песнопение поется трижды.

В Пятидесятницу, Рождество, Крещение и Преображение песнь "Воскресение Христово видевше…" на утрене не поется даже в том случае, если эти праздники придутся в воскресенье. В неделю Ваий ее тоже не поют.

После "Воскресение Христово…" читается 50 пс., к-рый заканчивается молитвенными призываниями заступничества апостолов и Божией Матери.

Затем - "Слава", "Молитвами Апостолов, Милостиве, Очисти множество согрешений наших".

После этого - "И ныне", "Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших".

Затем поется опять стих 50 пс.: "Помилуй, мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!".

Пение на "Слава, и ныне" только что приведенное варьируется в зависимости от праздника.

В недели, подготовительные к посту, т.е. мытаря и фарисея, блудного сына, мясную, сырную и в Великий пост - до Недели Ваий, после прочтения 50 пс. поется на "Славу" покаянный тропарь: "Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче…". На "И ныне" – 2-й тропарь: "На спасение стези настави мя, Богородице…". Затем к стиху "Помилуй мя, Боже…" прибавляется 3-й покаянный тропарь: "Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшного дне суднаго…".

Под воскресенье (если с ним не совпадает двунад. или храмовой праздник) после стиха: "Помилуй мя, Боже…", полагается стихира воскресная: "Воскрес Иисус от гроба…".

В великие праздники - (Господние, Богородичные и храмовые - даже если они случатся в воскресенье) вместо воскресной стихиры поется праздничная. В праздники великих святых (с бдением или полиелеем), случившиеся не в воскресные дни, поется также стихира празднику или святому.

После этого читается литийная молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя…".

Далее следует "Господи, помилуй" (12 раз) и возглас: "Милостью и щедротами и человеколюбием…" После возгласа начинается пение канона. Катавасия положена после каждой песни.

На 3, 6 и 9 песнях канона совершается все так же, как и на вседневной утрени.

После малой ектении и возгласа свящ-ка: "Яко Тя хвалят вся силы небесныя…", полагается диаконский возглас: "Свят Господь, Бог наш".

Хор повторяет тот же текст.

Затем диакон возглашает 1-й стих: "Яко свят Господь Бог наш", хор опять отвечает: "Свят Господь Бог наш…", после этого – 2-й стих: "Над всеми людьми Бог наш", а хор: "Свят Господь Бог наш".

Т.к. указанное стихословие явл-ся особым прославлением воскресения Господня и всемогущества Его всепобеждающей силы, то его полагается петь в субботу св. прав. Лазаря и в Великую субботу.

Далее положены светильны, или экзапостиларии. Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16 главой Типикона.

После светильна - экзапостилария стихословятся, в нек-рых случаях антифонно, пс. 148, 149 и 150. Перечисленные псалмы называются хвалитными, т.к. в них часто повторяется слово "хвалите" и восхваляется Господь, стихословие это соединено с пением стихир. Эти стихиры называются "стихирами на хвалитех" или "стихирами хвалитными". Они, как правило, поются в конце 149 пс. и за каждым стихом 150 пс.

В воскресенье, владычный праздник или праздник святых с великим славословием, поется текст на соответствующий глас: "Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. (Пс. 148, 149) Тебе подобает песнь Богу".

В др. дни поются (т.е. антифонно стихословятся) псалмы в след. порядке.

Хор: "Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу".

2-й хор: "Хвалите Его солнце и луна" (Пс. 148, 3). "Воспойте Господеви песнь нову…" (Пс. 149).

Здесь начинаются стихиры "на хвалитех": "Сотворите в них суд написан…" (Пс. 149, 9), "Хвалите Бога во святых Его хвалите…" (Пс. 150).

В этих псалмах прославляется всемогущество и правосудие Божие. Если же поются стихиры на 8, то к этим стихам присоединяются др. стихи.

На "хвалитех" на "Слава" полагаются (если случится воскресенье) стихира евангельская. Затем на "И ныне" поется Богородичен: "Преблагословенна еси, Богородице Дево…" (в воскресенья, кроме тех, с к-рыми совпадают великие праздники Господни, как то: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Вход Господень во Иерусалим, Пятидесятница). В другие дни - другой Богородичен.

Кроме того, "Преблагословенна еси, Богородице Дево…" поется еще в Субботу Лазареву (если она совпадает с праздником Благовещения) и в Страстную Субботу (даже если случится Благовещение).

Перед началом пения Богородична отверзаются царские врата, и по окончании Богородична свящ-к возглашает: "Слава Тебе, показавшему нам свет". За этим возгласом поется великое славословие: "Слава в вышних Богу…". А в конце "Святый Боже, Святый крепкий, Святым Бессмертный, помилуй нас!" (трижды).

Трисвятое не явл-ся частью великого славословия, но представляет примыкающую к нему самостоятельную часть.

В воскресный день за трисвятым поется тропарь воскресный или праздника. В воскресенье, предпразднство, попразднство, отдание праздника и двунад. праздники Богородицы, поется тоже воскресный тропарь. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

В недели (1, 3, 5 и 7 гласов) поется воскресный тропарь "Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея…".

В недели 2, 4, 6 и 8 гласов -воскресный тропарь "Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти…".

Оба тропаря явл-ся торжественным заключением великого славословия и с ними части утрени, центром к-рой явл-ся радостная, благая весть Евангелия о воскресении.

После пения великого славословия полагается сугубая ектения, начинающаяся словами: "Помилуй нас, Боже…". Она примыкает к заключительному Трисвятому великого славословия и перечисляет лиц, о помиловании к-рых Церковь умоляет Господа.

После сугубой ектении произносится просит. ектения: "Исполним утреннюю молитву…".

Затем следует возглас диакона: "Премудрость!"

Далее совершается все в таком порядке, как и во время совершения службы святому с великим славословием.

На воскресной утрене всегда читаются 2я и 3я кафизмы, т.к. в них заключаются псалмы, в к-рых св. пророк Давид подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (Пс. 21), смерти, сошествии в ад и воскресении (Пс. 15), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (Пс.23). Этот псалом полон ликования. Господь Победитель отверзает двери рая, входит Сам и отверзает их для верных своих.

Во время полиелея открываются Царские врата в знак того, что отверст гроб Христов, и через Воскресение Христово отверсты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, символизирует свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц ко гробу и возвещение нам радостной вести ангелами.

После тропарей "Благословен еси, Грсподи" (в воскресный день) и малой ектении поется особый седален, называемый ипакои - (послушание, ответ, отклик).

Термин "ипакои" возник в 4 в и известен св. Афанасию Великому и свт. Иоанну 3латоусту. На Западе ему соответствует респонсорное пение, о к-ром упоминает Блаж. Августин (354-430). Термин "ипакои" значит, собственно, "подпевание" (от глагола подпеваю).

Затем поются антифоны или степенны. Эти антифоны составлены, по-видимому, прп. Феодором Студитом. Они состоят из стихов 15ти псалмов (от 119 до 133). Эти псалмы называются песни степенней (ибо пелись, как полагают, 2мя хорами евреев, на ступенях - "степенях" Иерусалим. храма).

Появление степенных антифонов исторически легко объяснить здесь тем, что перед чтением Свящ. Писания Нового Завета первые христиане пели псалмы, сообразно с тем, как пели их иудеи, и, по-видимому, руководясь их традиционными указаниями в технике исполнения. Евреи же пели их на ступенях (степенях – отсюда "степенны") иерусалим. храма, друг против друга стоящими хорами (отсюда - антифон - "противогласие"). Психологически же здесь степенны антифоны вполне уместны, ибо после того как в полиелее и сопровождающих его песнопениях явлена была слава и блеск небесного Отечества, вполне естественна и понятна тоска по нем и печаль странника на земле греха и скорби. Таким странником всегда чувствует себя подлинный христианин: "Не имамы бо зде града пребывающа, но грядущего взыскуем".

Степенны антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. Христианин в этих псалмах выражает чувства души, желающей освободиться из плена греховного - рабства диаволу - и вселиться в обители, открытые воскресением Христовым.

Далее поются прокимны. Воскресные прокимны возникли сравнительно поздно. Они находятся в памятниках 11-12 вв., и притом далеко не в полном виде и не для всех гласов.

Далее в порядке утрени следует чтение Евангелия. Подготовительные возгласы к чтению Евангелий аналогичны таким те возгласам на литургии и указывают на древность этой части, восходящей к эпохе единства бдения и Литургии. В нынешнем виде эти возгласы появились в 15-16 вв.

Славословием "Яко свят еси…" и пением "Всякое дыхание да хвалит Господа" заканчивается полиелей, т.е. торжественно-хвалебное введение к слушанию святого Евангелия.

Утреннее Евангелие всегда читается свящ-ком или предстоятелем. "Иерей глаголет утреннее Евангелие, - говорит архиеп. Вениамин, - для того, чтобы прежде напитать божеств. словом тех, к-рых в следующем священнодействии (т.е. на литургии) будет питать таинственным хлебом. Долг питать верных прежде словом, а потом хлебом, иерей заимствует из примера Самого Христа, к-рый питал Свою Церковь прежде учением, а потом таинством Тела Своего".

Нынешний устав утренних Евангелий возник в 8 в. Но место чтения этих Евангелий в древности отличалось от нынешнего. Именно: после великого славословия, по Уставу Великой Церкви, и после 6 песни канона (в древнейших редакциях Студийского Устава). Нынешнее место эти чтения занимают в более поздних редакциях Студийского Устава. По нынешнему Типикону Великой Константиноп. Церкви, это чтение совершается после 8 песни канона.

На воскресной утрене Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам, поэтому Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним и потом выносится на средину храма для поклонений и лобызания.

Во время выноса Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются Ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: "Воскресение Христово видевше…". Таким образом, "изнесение" св. Евангелия из алтаря на средину храма знаменует то, что Воскресший Господь явл-ся к нам недостойным, подобно тому как Он явился по воскресении Своем женам -мироносицам и святым апостолам. О целовании Евангелия в воскресные дни архиеп. Вениамин также говорит: "В воскресные дни сам иерей выносит Евангелие для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, Христа, Которого проповедовал". Приходящие кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как мироносицы-жены, и все поют: "Воскресение Христово видевше…".

С момента полиелея все возрастает торжество и радость этой части утрени. В неск-ких местах она достигает как бы самих небес, сияет ослепительным светом и людям верующим действенно дается познать, что в Лице Бога Слова небо сходит на землю. К числу таких мест надо отнести: сам полиелей, величание, "Поклонение Отцу", и, наконец, высочайший момент победного торжества - "Воскресение Христово видевше…". Песнь эта иерусалим. происхождения и содержится в Иерусалим. пасхальном последовании 9 в. Она возникла из древнейшего Страстного и Пасхального богослужения, составляя одно целое с Литургией, ибо часть этой песни мы видим в нынешнем латинском Миссале на Литургии Страстного Пятка.

Как известно, иногда в нек-рых храмах во время полиелея выносится на средину храма икона праздника или святого и пред нею поется величание празднику. Иконы, выносимые на средину храма, раскрывают перед ними ту мысль, что Церковь небесная и земная через Воскресшего Христа составляет единое целое, что святые с нами и, как наши ходатаи, они молятся перед Богом, молятся вместе с нами и всегда спешат на помощь каждому из нас.

50 пс. с древнейших времен составляет необходимую принадлежность утрени. Это мы наблюдаем в эпоху свт. Василия Великого и в древнейших редакциях Устава Великой Константиноп. Церкви. Он входит почти во все инославные утрени.

Кроме того, следует иметь в виду, что целование Евангелия, по Уставу, полагается именно во время чтения этого псалма.

По окончании канона, заключаемого малой ектенией, диакон на воскресной утрене возглашает: "Свят Господь Бог наш" со стихами. Все эти стихи, взятые из 98 пс., явл-ся специфическими признаками праздника воскресения и относятся к пострадавшему на кресте и воскресшему Господу Иисусу Христу. Поэтому это стихословие совершается только в те воскресные дни, к-рые не совпадают с др. праздником Господним. "Свят Господь Бог наш" принадлежит к числу светильнов и встречается уже в Студийском уставе.

Воскресные экзапостиларии принадлежат авторству Константина VII Порфирородного (10 в). На нынешнем месте утрени экзапостиларии появляются в "Иерусалим. Последовании" (10-12 вв).

Потом поются хвалитные псалмы 148-150. Утреннее употребление этих псалмов перешло в христиан. богослужение из синагогального. Эти псалмы мы встречаем в конце утрени уже в 5 в., о чем свидетельствует св. Вассиан. В нынешнем месте утрени эти псалмы мы встречаем в описании Синайского бдения 7 в.

Далее следует пение стихир на "Хвалите". Эти стихиры встречаются в описании Синайской утрени 12 в. Там они называются тропарями.

В конце хвалитных стихир поется Богородичен: "Преблагословенна еси…". Хотя эта песнь была известна сравнительно рано в 9 в, но нынешнее место она стала занимать с 14-15 вв. Первоначально в Устав Великой Константиноп. Церкви и по Синайскому Кановарю она явл-ся в качестве входного тропаря на литургии 3го дня св. Пасхи.

Возглашение свящ-ка: "Слава Тебе, показавшему нам свет" и ответ хора вместо народа: "Слава в вышних Богу…" говорит о том, что в древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра и далее выражается благодарение Господу за то, что Он показал нам, христианам, свет Богопознания.

И текст и история великого славословия имеют огромное значение, ибо в этом тексте более, чем в каком-либо, обнаруживается единство всенощного бдения и Литургии, еще в древности отнесенной на утро. "Хвалим, благословим" заимствовано из утрени "Завещания" - памятника 3 в. Оно тесно связано с нынешним "Тебе поем…" на литургии Центральный текст великого славословия в его нынешнем виде, равно как и текст "Сыне Божий, вземляй грех мира" входит целиком в состав современной латин. литургии.

После Великого славословия поется тропарь, в к-ром (в воскресенье) прославляется воскресший Христос, разрушивший смерть и освятивший мир светом Своим чрез проповедь св. апостолов. Согласно греческому евхологию, воскресные тропари принадлежат авторству св. Иоанна Дамаскина. В начале эти тропари употреблялись только в Пасхальном богослужении.