Зачем депутату полоскательница?

Уж не знаю, останется ли в новом табеле оснащения кабинетов загадочный предмет с чудным названием полоскательница. Но сейчас эта штука полагается каждому. Теряясь в догадках, что конкретно надо полоскать депутату, я решила опросить их самих. Но ответить на вопрос, по существу, не могли даже старожилы. Николай Харитонов, например, почему-то пустился в детали личной гигиены:

– Зубы я всегда чищу дома по утрам, и полоскательница мне не нужна. И вообще ни на что казенное я не надеюсь. Даже туалетную бумагу покупаю сам.

По-своему оригинален был и главный блюститель нравственности в Госдуме – председатель комиссии по этике Геннадий Райков:

– Депутат не енот, полоскать ему ничего не надо. А то, что у нас пропадают ложки, меня не удивляет. В Думе бывает много всякого народа. Ходит кто попало. Могут и ковер скатать и унести.

Но по-настоящему серьезностью проблемы пропажи ложек проникся лишь замглавы Комитета по регламенту Сергей Глотов. Обещал разобраться. Несмотря на то, что уже «списал» воровство на третьих лиц. По его версии, ложки тащат гости депутатов. Но не потому, что им нечем кушать, а исключительно в качестве сувениров, которых в Госдуме катастрофически не хватает.

 

Задания

 

1. Назовите слова (не менее 10), употребленные в переносном значении, укажите тип переноса и охарактеризуйте его с точки зрения принадлежности языку или речи.

  1. Сформулируйте актуальный смысл слов «листовка», «списал» (воровство), старожилы (Госдумы), определите использованный Вами способ толкования каждого, укажите, отличается ли их речевой смысл от системного значения, а если отличается, то какими компонентами.
  2. Назовите все компоненты семантики слов несуны, уж, (денежный) мешок.
  3. Укажите все системные связи слова скромная (зарплата). Охарактеризуйте типы синонимов, типы антонимов.
  4. Назовите ФЕ, употребленные в тексте, охарактеризуйте их типы по степени семантической слитности, структурной и грамматической характеристике.
  5. Назовите омонимы к словам напасть (случилась), (нечего) полоскать, распишут (отдельной строкой) и укажите их типы.
  6. Охарактеризуйте лексику с точки зрения происхождения. Назовите слова с приметами старославянского происхождения. Приведите примеры заимствованных слов, назовите (если возможно) признаки иноязычных заимствований.
  7. Назовите новые слова, определите их типы.
  8. Найдите в тексте устаревшие слова и определите их типы.
  9. Выделите стилистические пласты лексики данного текста. Какой стиль пародируют сочетания и выражения чайно-ложечный дефицит, работников думской сферы питания, согласно табелю оснащения кабинетов, помимо стола, кресел и другого хозинвентаря, они имеют право на ложки персональные? Назовите его характерные языковые признаки.

 

Текст 2