Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений

Необходимость судебного контроля над действиями должностных лиц и органов исполнительной и законодательной власти вытекает из конституционного принципа разделения властей как основного начала государственного устройства современной России. Правовой институт, регулирующий порядок рассмотрения дел возникающих из публичных отношений, в которых одной из сторон является властный орган, а с другой граждане или организации получил название административной юстиции. Рамки этого института в настоящее время не ограничены и практически любой вопрос, входящий в введение судебных органов, в случае возникновения спора может быть передан на рассмотрение компетентного суда.

Поскольку специальная система судебных органов осуществляющих административное судопроизводство отсутствует, то большинство споров возникающих на этой почве рассматривается судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Предпочтительность судебного разрешения споров возникающих из публичных правоотношений достаточно очевидна, так как судопроизводственные принципы устанавливают равенство правового статуса гражданина, организации и органа власти в гражданском и арбитражном процессе. Кроме того, на основании этих принципов гарантируется наличие равных возможностей по доказыванию и защите своих прав, свобод и законных интересов, гласности судебного разбирательства.

В настоящее время к подведомственности суда общей юрисдикции отнесены следующие дела, возникающие из публичных правоотношений:

· по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

· по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

· по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

· по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче РФ иностранному государству в порядке реадмиссии, либо принимаемого РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в порядке реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания в РФ, в специальные учреждения федеральной миграционной службы;

· иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Следует отметить, что ряд дел с участием органов государственной и муниципальной власти, вытекающих из гражданских правоотношений может рассматриваться в порядке искового производства (например, дела о приватизации жилых помещений) или особого производства (например, жалобы на отказ в совершении нотариальных действий или на акты ЗАГСа).

Особенность рассмотрения дел возникающих из публичных правоотношений заключается в том, что предметом спора являются публично-правовые отношения, которым присущ императивный характер, и суд разрешает спор не о праве гражданском, а об административном, избирательном, налоговом или ином праве. В данном виде судопроизводстве не применяются такие понятия как истец и ответчик, потому, что одной стороной выступает гражданин или организация оспаривающие соответствующий акт (действие, бездействие), а с другой стороны орган власти или должностное лицо, чьи акты (действие, бездействие) проверяются.

В силу специфики публично-правовых отношений здесь не используются такие правила искового производства как заключение мирового соглашения, передача дела на рассмотрение третейского суда, правила договорной подсудности, заочного производства и некоторые другие. При рассмотрении этих дел смещается и презумпция доказывания, так как по большинству дел, бремя доказывания возлагается на публичные органы и должностных лиц, принявших оспариваемый акт или совершивших действие (бездействие). Еще одна особенность рассмотрения такого рода дел это то, что суд может быть связан так называемыми дискреционными полномочиями, которые принадлежат только данному органу. Например, суд может отменить решение диссертационного совета об отказе соискателю в присвоении ученой степени по мотивам несоблюдения процедуры защиты и голосования, и обязать диссертационный совет вторично рассмотреть диссертацию с соблюдением правил, но суд не вправе обязать совет присвоить соискателю ученую степень.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, за исключением дел, рассмотрение которых, в соответствии с законом, предусматривается в коллегиальном составе суда. Судопроизводство осуществляется по правилам искового производства с особенностями, установленными ГПК. При рассмотрении дел возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и может выйти за их пределы, а также может признать необходимой явку в суд представителей государственных и муниципальных органов или должностного лица. Суд может также истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требования суда о представлении доказательств или не явившиеся в суд по вызову суда могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены. В заявлении о реадмиссии должно быть указано предусмотренное законом основании для размещения гражданина в специальном учреждении или продления срока пребывания в нем. Разрешение спора в административном порядке (через вышестоящий орган) не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Если в поданном заявлении будут содержаться требования, на основании которых может возникнуть спор о праве, или дело неподсудно данному суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость подачи в суд искового заявления или обращения в другой суд. В принятии заявления может быть отказано и в том случае, когда имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете.

При рассмотрении дел, вытекающих из публично-правовых отношений смещается презумция доказывания, поскольку законность нормативного или ненормативного акта, либо законность действий (бездействия) должен доказать орган или должностное лицо принявшее этот акт или совершившее действие (бездействие).

Вступление решения суда в законную силу прекращает право лиц, участвующих в деле и иных лиц, на повторное обращение в суд по тем же основаниям и с теми же требованиями.