Методические рекомендации
Задачами надзорного производства являются проверка законности судебных постановлений, исправление допущенных судами существенных нарушений норм материального и процессуального права, обеспечение единства судебной практики и законности.
Студенту следует обратить внимание на то, что в отличие от производства в суде второй инстанции (апелляционной, кассационной), в котором проверяется законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу, в надзорном производстве проверяется законность судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда — ст. 13 ГПК), вступивших в законную силу.
Необходимо четко усвоить систему судов, в которых ведется производство в порядке надзора, и их компетенцию. Это особенно важно в связи с тем, что ГПК вводит термин «подсудность» надзорных жалоб и дел, по которым обжалуются вступившие в законную силу судебные постановления, а также устанавливает, что подача надзорной жалобы с нарушением правил подсудности влечет возвращение жалобы без рассмотрения по существу (ст. 380).
Необходимо обратить внимание на содержание оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 387 ГПК) и их отличие от оснований для отмены или изменения судебных решений в кассационном и апелляционном порядке.
В настоящее время основаниями к отмене или изменению судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Существенность нарушения норм процессуального права определяется по правилам ст. 364 ГПК.
Нарушение норм материального права определяется по правилам ст. 363 ГПК, а его существенность — в каждом конкретном случае, в зависимости от степени нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов лица, подавшего подзорную жалобу.
Разъяснения об основаниях для отмены судебных постановлений в порядке надзора даны Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении № 2 от 20 января 2003г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Полномочия суда надзорной инстанции определены в ст. 390 ГПК.
Суд надзорной инстанции, в зависимости от результатов рассмотрения дела, вправе:
• оставить судебные постановления без изменения, а надзорную жалобу, представление — без удовлетворения;
• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение (соответственно в суд первой, второй или надзорной инстанции);
• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу (соответственно при наличии оснований, предусмотренных ст. 222 и 220 ГПК);
• оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений (например, отменив определение суда кассационной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции).
Суд надзорной инстанции также вправе отменить судебные постановления и принять новое судебное постановление, не передавая дела на новое рассмотрение. Однако это возможно только при условии, что судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального, но не процессуального права.
Указание суда надзорной инстанции о толковании закона является обязательным для суда, вновь рассматривающего дела. Однако суд надзорной инстанции не вправе касаться вопросов достоверности или недостоверности доказательств, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.
Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
1. | Алексеевская Е. Существенное нарушение норм материального права как основание для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.//Российская юстиция, 2003 год. № 6. |
2. | Мананников О. Пыль в коридорах Верховного Суда // «эж-ЮРИСТ», 2003 год № 23. |