Заключение

Роль и место курсового проекта в изучении дисциплин с равными теоретическим и практическим компонентами в том, чтобы дать представление о проектно-исследовательской сущности современного дизайна, а также свести воедино историческую, источниковедческую, теоретическую базу накопленную студентом за время обучения к началу четвертого курса с практическими навыками рисунка, живописи, формообразования и работы с материалом в целом. Выполнение курсового проекта по дисциплинам «Специальные технологии» дает первое представление о специфике и последствиях проектной деятельности и особенностям восприятия результатов собственного творчества в различных условиях окружающей среды сторонним наблюдателем.

В результате выполнения курсового проекта, студент должен владеть:

-навыками самостоятельного анализа и оценки предложенного объекта и ситуации (предпроектный анализ). Определение связующих компонентов: от условий исторического этапа и качеств культурных традиций, взаимодействия композиционных и выразительных средств; до эстетического, технологического и прогрессивно-пластического формирования среды;

- основами проектирования объектов средового дизайна. Умение формировать пространственную ситуацию, с пониманием принципов планировочного решения, работы элементов и форм, объемно-пространственных композиций, технологического наполнения и оснащения.

- приемами проектной и художественной графики, владеть композиционно и стилистически-образной подачей, знаниями эргономики и необходимых при проектировании рекомендаций и нормативов.

- практическими методами и техническими приемами работы с материалом;

-приемами пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы.

Студенты должны уметь:

- воспроизвести свой замысел в материале;

- свободно владеть профессиональной терминологией;

- аргументировано защищать свои проекты (презентация проекта)

- иметь навыки работы в библиотеках, архивах и Интернете.

- применять знания, полученные в ходе изучения дисциплины в области художественной обработки материала на практике;

3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ВЫБРАННЫМ МАТЕРИЛОМ

3.1 Лоскутная техника

 

Сшивание лоскутков (пэчворк) и простёгивание изделий (квилт) в том или ином виде присутствуют во всех культурах мира. Стёжка появилась несколько тысячелетий назад в странах Востока. Она служила для соединения нескольких слоев ткани при шитье одеял, халатов.

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (пэчворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте.

Сшивание лоскутов впитывали в себя особый дух непосредственности, присущие традиционным произведениям народного искусства. Эта техника сегодня, продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования.

Пэчворг использоваться компаниями-партнерами в Сочи 2014года в зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр и лицензиатами. В основу дизайнерского решения лег принцип «лоскутного одеяла» (пэчворк) – сочетание 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России. Образ стал наглядным воплощением идеологии Игр, призванных выразить характер русского человека.

В разработках молодых исследователей в рамках научно-социальной программы «Шаг в будущее»: 2-е и 3-е места заняли два проекта «Создание сумки для ноутбука в технике пэчворк» (автор: Варнакова Лидия) и «Модный клатч» (автор: Хворенкова Эльмира), представленные на сессии «Прикладное искусство».

При сшивании лоскутов различных цветов, получались очень красивые вещи. Из лоскутов можно соорудить абсолютно все: от пояса до покрывала, от панно до подушки. Технику пэчворк можно условно разделить на три категории: 1. Подбор лоскутов 2. Сшивание лоскутков 3. Оформление работы

Инструменты для пэчворка

Для лоскутного шитья необходимы простые и незамысловатые инструменты. Прежде всего, следует запастись хорошими иголками и крепкими ниточками. Ниточки лучше выбирать хлопчатобумажные, так как у них более ровная структура. Для синтетических тканей вполне подойдут нейлоновые ниточки, для шелка – шелковые. Наметку лучше всего выполнять х/б нитками. Цвет ниток подбирают в тон лоскутов.

Также для пэчворка понадобятся ножнички с заостренными концами для удобства распарывания швов и кроя ткани. Для работы также используют булавки – тоненькие, с круглыми головками.

Для разметки с изнаночной стороны ткани будет необходим мягкий карандаш, а для лицевой стороны – обмылок, мел, либо специальный воздушный маркер.

Ткани для лоскутного шитья

Для пэчворка лучше всего подходят х/б ткани, так как они хорошо выдерживают стирку и относительно долговечны. Иногда в специальных магазинах можно встретить хлопковые ткани со специальной разметкой для лоскутков. Такие ткани легко кроить и шить, краешки у них не осыпаются, а припуски легко заутюжить. Можно использовать шелк, сукно, атлас, люрекс и даже плотное шерстяное полотно. Осторожно работайте с синтетическими тканями, которые слишком быстро протираются и вытягиваются. В одном блоке желательно соединять ткани с приблизительно одинаковой плотностью, так как тонкие участочки материала быстро изнашиваются.

Перед началом работы ткань хорошенько выстирывают, чтобы она дала усадку. Если этого не сделать, готовое изделие после стирки может быстро потерять форму. Также ткань стирают перед работой, чтобы проверить прочность окраски ткани, ведь некоторые лоскутки могут полинять. После стирки ткань просушивают и проглаживают утюгом. Кромки обрезают.

 

4 ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 

 

Объемная композиция определяется не только развитием формы по координатным направлениям, сколько с таким соотношением массы и пространства, при котором преобладает именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему. Определение соотношения массы объемов и пространства основано на визуальном сравнении этих компонентов.

Существует три характерных типа объемной композиции.

1. Объемная композиция представляет собой относительно замкнутый объем, подчиненный форме одного простого или сложного геометрического тела. Внешнее пространство омывает форму, не проникая в ее массу. В группе композиции данного типа характерны два варианта решения:

а) когда композиция подчинена форме одного геометрического тела;

б) когда композиция подчинена форме нескольких сопряженных в основной своей части объемов одинакового или различного геометрического вида.

2. Объемная композиция представляет собой сочетание объемов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел. Внешнее пространство, проникая в массу сооружения, выделяет объемные элементы, связанные между собой.

3. Объемная композиция представляет собой сочетание нескольких отдельно стоящих объемов (является переходным типом от объемной композиции к пространственной). Этот тип объемной композиции объединяет множество вариантов решения по принципу составления отдельно стоящих объемов при условии подчинения пространства массе этих объемов. В группе композиций данного типа выделяются два наиболее характерных варианта решения:

а) когда композиция строится путем сопоставления отдельно стоящих объемов, выделенных из окружающего пространства материальной границей, являющейся элементом данной композиции.

б) когда композиция сгруппированных объемов размещается на определенной территории, не имеющей границ.

1. ОТКРЫТАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 

 

Открытая пространственная композиция складывается из материальных элементов (поверхностей, объемов) и пространства, интервалов между ними. Композиции архитектурного пространства по принципу их организации можно разделить на два вида:

1.Пространства, организованные вокруг одного или группы архитектурных элементов (неограниченное пространство);

2.Пространства, ограниченные элементами по периметру (ограниченное пространство).

Неограниченное архитектурное пространство. В нем участвуют: основной объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания. Характер неограниченного архитектурного пространства зависит от особенностей основного композиционного элемента, характера поверхности основания и взаимодействия этих элементов композиции.

Ограниченное пространство. В композиции ограниченного архитектурного пространства участвуют:

- поверхность основания;

-элементы, ограничивающие пространство по периметру;

- поверхность перекрытия (в интерьерах). Форма плана.

План имеет главную характеристику формы пространства. Формы планов делятся на две группы: простую геометрическую и сложную геометрическую.

Группа планов сложной геометрической конфигурации разделяется на планы сложной симметрической формы и асимметричной. Степень замкнутости интерьерных пространств зависит от соотношения массы элементов, его ограничивающих, и величины проемов.

 

6 ШРИФТ

 

 

При использовании шрифта для оформлении графической части курсового проекта пользуются уже готовые гарнитуры. Выбор гарнитуры зависит от заданной тематики, композиционного решения, технической возможности выполнения курсового проекта.

По технике изготовления их можно разбить на две

большие группы – плоский и объемный шрифт.

1. Плоский шрифт - плоские буквы, которые являются элементами разработки поверхности. Такие композиции на плоскости рассматриваются в следующих заданиях.

а) Буквы трансформирующиеся из плоскости с минимальным выносом под углом 90 градусов.

б) Буквы, наклеенные на плоскость образующие рельеф поверхности, соединенные в различные композиционные решения.

в) Буквы, вынесенные из плоскости или углубленные внутрь посредством сгибов и надрезов, под различными углами к поверхности.

2. Объемный шрифт–представляет собой буквы объемы, в которых по технике изготовления можно выделить следующие случаи:

а) Буквы, близкие к простым геометрическим телам, например, кубу.

б) Плоские буквы, наклеенные на простое геометрическое тело.

в) По граням простого геометрического тела вырезана заданная буква, цельная или полая с возможными вариантами.

г) Буквы, вписанные в простые геометрические тела, например, в полый куб вписаны буквы из одной или несколько полосок бумаги.

Во всех перечисленных выше случаях буква представляет объем или объем с включением пространства и может быть как самостоятельной композицией, так и одним из элементов более сложных композиционных решений.

 

 

7 РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СТИЛЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Разработка сценария для курсового проекта необходима для того, чтобы определиться с размерами и композиционным оформлением изделия, для достижения раскрытия задания и компоновки чертежей курсового проекта. Именно от этого зависит дальнейший смысл всего проектирования, так как, например, размера изделия, подачи чертежей и цветового решения будет зависеть последовательность подачи материала. Разработка сценария ведет к осмыслению всего проекта, представлению его в объемно-пространственном решении задолго до воплощения проекта в жизнь.

Что касается определения выбора техник подачи изображения, это также крайне важный момент перед началом собственно проектирования. Так как выбранная техника должна помочь раскрыть заданную тему, по-своему диктует композиционные условия, условия объемно-пространственного решения, цветового и т.д.

 

 

8 АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Систематизацию собранного материала необходимо производить для того, чтобы при необходимости воспользоваться информацией для разработки того или иного пункта проектирования.

Систематизировать собранный материал необходимо следующим образом: распределить по разделам весь материал, разложить по файлам каждый из разделов материала и поместить в папку с файлами. В эту же папку будут вкладываться все последующие найденные материалы. Также в данную папку необходимо будет внести дополнительный раздел по разработке того или иного пункта проектирования, и, вкладывать в распечатанном виде все проектные решения для проведения консультаций.

 

 

1. РАЗРАБОТКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

 

 

Разработка цветового решения должна опираться на предыдущие выполненные задания согласно алгоритму, а также должна соответствовать композиционному решению задания, фактуры и текстуры материала из которого выполнено изделие. Запроектированный цвет должен быть проработан детально, на декоративных элементах изделия, представленных рисунков.

На сдачу необходимо выполнить цветовую шкалу на материалы используемые в изготовлении изделия. Цветовая шкала представляет собой линейку, разделенную на определенное количество квадратов или прямоугольников. В них должно быть представлено цветовое решение материалов.

Рисунок 1- Пример цветовой палитры

Рисунок 2- Пример цветовой шкалы фактур используемых в представленной композиции.

2. Список литературы

Основная литература

. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства, М., Искусство, 1978г.

2. Большая Советская энциклопедия

3. В.Г. Носков Перекличка веков, М., Мысль, 1990г.

4. Джек Тресиддер Словарь символов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999г.

5. Декоративное рисование. Составитель Логвиненко Г.М., Магнитогорск,

6. Журнал Юный художник, №1, 1993г.

7. И.И. Карпушин Искусство и религия, М., Педагогика, 1991г.

8. Калинина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции. Журнал Юный художник, 1994г.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия том 1, 2, главный редактор С.А. Токарев, М., Советская энциклопедия, 1988г.

10. Мартынова Л. Художественная роспись тканей, 1996г.

11. Основы художественного ремесла, под редакцией В.А. Барадулина, М., Просвещение, 1986г.

12. Основы художественного мастерства под редакцией Барадулина В.А., М., Просвещение, 1978г.

13. Рондели Л.Д. Народное декоративное прикладное искусство, М., Просвещение, 1984г.

14. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 1988г

15. И. Муханова. Шитьё из лоскутков. Журнал «Наука и жизнь» № 2, 1998

1. Сокольникова Н.М.. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.

2. Фаворский В.А. О композиции. – М.: Искусство, 1933.

3. Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986.

4. М.Я. Ануфриева "Искусство бисероплетения"

Дополнительная литература

1. Барышников А.П., Лялин И.В. Основы композиции. – М.: Трудрезервиздат, 1951.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.

3. Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1989.

4. Волков Н.Н. Композиция и живопись. – М.: Искусство, 1977.

5. изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998.

6. Гончаров А.Д., Котляров А.С. Теория композиции. – М.: МПИ, 1986.

7. Репин И.Е. Далекое и близкое. – М., 1964.

8. Сокольникова Н.М.. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.

9. Фаворский В.А. О композиции. – М.: Искусство, 1933.

 

1. Приложение

 

ПЕЧВОРГ