БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Идеи философии эпохи Просвещения в Беларуси получили дальнейшее развитие и в XIX в. Философия эпохи Просвещения логически вытекает из философии Нового времени. «Знание -сила», - провозглашал Ф. Бэкон. «Я мыслю, — следовательно, существую», — заявлял Р. Декарт. Человеческий разум, таким образом, начинает выступать в качестве решающего фактора познания не только природы, но и человека.
Вера во всесилие разума была подхвачена всей последующей европейской философией. С помощью разума, считают филосо~
Раздел IV
фы, возможно не только познание природы, общества и человека, но и их преобразование, совершенствование.
Мыслители Нового времени утверждают, что главный путь исправления человека и общества, - через образование и воспитание. А это и есть суть эпохи Просвещения. Общие черты философии эпохи Просвещения, однако, проявляются по-разному в различных странах, как в развитии философской мысли, так и в ее значении для общества.
Например, во Франции идеи философов-просветителей воплотились не только в знаменитой Энциклопедии, но и идейно подготовили Великую французскую революцию.
В Германии идеи эпохи Просвещения проявились в классической немецкой философии' с ее верой в индивидуальный дух (разум) у Фихте и Шеллинга, и с верой в абсолютный дух — у Гегеля.
Есть свои особенности и в белорусском Просвещении.
В Беларуси на первом этапе оно носит аристократический характер. В этот период идеи Просвещения развивают сторонники философско-экономического учения физиократов'.
На втором этапе белорусская просветительская философия эволюционирует к проблеме человека с его правом на свободу (филоматы, филореты, «променистые» и другие тайные студенческие организации), возрастает интерес к философии Гегеля.
Речь Посполитая после разделов в 1772, 1793 и 1795 годах перестала существовать как суверенное государство. Поэтому неудивительно, что одной из главных проблем философской и общественно-политической мысли в Польше и Вильно стал поиск путей восстановления государства.
Наряду с этим появляются и проекты восстановления независимости Великого княжества Литовского. В 1811 г. граф Ми-хал Огинский представил Александру I проект создания на белорусских землях Великого герцогства Литовского с включе-
1 Физиократы — французские буржуазные экономисты 2-й половины XVIII века, признававшие землю единственным источником богатства, а земледельческий труд — единственно производительным трудом.
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
нием его в состав России на правах автономии. Проект, однако, не получил одобрения и был отменен. Александр I, тем не менее, старался проводить либеральную политику в отношении присоединенных к Российской империи земель. Так, еще в 1803 г. он издает указ об открытии Виленского университета. В 1812 г. создается второе высшее учебное заведение в Беларуси — Полоцкая иезуитская академия. Некоторое время эти два высших учебных заведения определяли развитие философской мысли в Беларуси.
Виленский университет в своем печатном издании «Вилен-ский дневник» развивал идеи Просвещения, а Полоцкая иезуитская академия в «Полоцком ежемесячнике» продолжала исследовать традиционные для схоластики проблемы, критически оценивая философию Нового времени. Идейное противостояние университета и академии наблюдалось вплоть до царского указа 1820 г. о высылке иезуитов в Австрию1.
Во второй половине XIX в., наряду с западноруссизмом, отстаивавшим общерусские корни белорусов, великоросов и мало-росов и не видевшим перспективы самостоятельного государственного развития белорусов, формируется идеология революционного демократизма, повышается интерес к истории Беларуси и белорусскому языку. В духовной сфере наблюдается рост национального самосознания белорусского народа, ставится вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси.