БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Идеи философии эпохи Просвещения в Беларуси получили дальнейшее развитие и в XIX в. Философия эпохи Просвещения логически вытекает из философии Нового времени. «Знание -сила», - провозглашал Ф. Бэкон. «Я мыслю, — следовательно, существую», — заявлял Р. Декарт. Человеческий разум, таким об­разом, начинает выступать в качестве решающего фактора по­знания не только природы, но и человека.

Вера во всесилие разума была подхвачена всей последующей европейской философией. С помощью разума, считают филосо~

Раздел IV

фы, возможно не только познание природы, общества и челове­ка, но и их преобразование, совершенствование.

Мыслители Нового времени утверждают, что главный путь исправления человека и общества, - через образование и воспи­тание. А это и есть суть эпохи Просвещения. Общие черты фило­софии эпохи Просвещения, однако, проявляются по-разному в различных странах, как в развитии философской мысли, так и в ее значении для общества.

Например, во Франции идеи философов-просветителей воплотились не только в знаменитой Энциклопедии, но и идей­но подготовили Великую французскую революцию.

В Германии идеи эпохи Просвещения проявились в классичес­кой немецкой философии' с ее верой в индивидуальный дух (ра­зум) у Фихте и Шеллинга, и с верой в абсолютный дух — у Гегеля.

Есть свои особенности и в белорусском Просвещении.

В Беларуси на первом этапе оно носит аристократический ха­рактер. В этот период идеи Просвещения развивают сторонники философско-экономического учения физиократов'.

На втором этапе белорусская просветительская философия эволюционирует к проблеме человека с его правом на свободу (филоматы, филореты, «променистые» и другие тайные студен­ческие организации), возрастает интерес к философии Гегеля.

Речь Посполитая после разделов в 1772, 1793 и 1795 годах перестала существовать как суверенное государство. Поэтому неудивительно, что одной из главных проблем философской и общественно-политической мысли в Польше и Вильно стал поиск путей восстановления государства.

Наряду с этим появляются и проекты восстановления неза­висимости Великого княжества Литовского. В 1811 г. граф Ми-хал Огинский представил Александру I проект создания на белорусских землях Великого герцогства Литовского с включе-

1 Физиократы — французские буржуазные экономисты 2-й половины XVIII века, признававшие землю единственным источником богатства, а земледельческий труд — единственно производительным трудом.

 

Философская мысль Беларуси периода Российской империи

нием его в состав России на правах автономии. Проект, однако, не получил одобрения и был отменен. Александр I, тем не менее, ста­рался проводить либеральную политику в отношении присоединен­ных к Российской империи земель. Так, еще в 1803 г. он издает указ об открытии Виленского университета. В 1812 г. создается второе высшее учебное заведение в Беларуси — Полоцкая иезуитская ака­демия. Некоторое время эти два высших учебных заведения опре­деляли развитие философской мысли в Беларуси.

Виленский университет в своем печатном издании «Вилен-ский дневник» развивал идеи Просвещения, а Полоцкая иезуит­ская академия в «Полоцком ежемесячнике» продолжала исследовать традиционные для схоластики проблемы, критичес­ки оценивая философию Нового времени. Идейное противосто­яние университета и академии наблюдалось вплоть до царского указа 1820 г. о высылке иезуитов в Австрию1.

Во второй половине XIX в., наряду с западноруссизмом, от­стаивавшим общерусские корни белорусов, великоросов и мало-росов и не видевшим перспективы самостоятельного государственного развития белорусов, формируется идеология революционного демократизма, повышается интерес к истории Беларуси и белорусскому языку. В духовной сфере наблюдается рост национального самосознания белорусского народа, ставит­ся вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси.