Методические рекомендации

Изучение темы «Судебные доказательства» целесообразно начать с повторения вопросов, относящихся к принципам за­конности и состязательности в гражданском процессе. Все из­менения процессуального законодательства последних лет, в том числе ГПК 2002г., направлены на значительное усиление состязательных начал в гражданском судопроизводстве. Стороны наделены широкими возможностями по доказыванию своих требований и возражений, опровержений доказательств и дово­дов «процессуального противника». В первую очередь от ини­циативы и активности сторон зависит результативность отстаи­вания своих прав и интересов в суде.

Однако было бы ошибкой недооценивать роль суда в про­цессе доказывания.

В процессуальной литературе нет единства мнений по наи­более существенным вопросам, касающимся доказательств и доказывания. При подготовке к занятиям необходимо ознако­миться с различными позициями ученых, которые анализируются в учебниках и иной, предлагаемой преподавателем литературы.

Рассмотрение настоящей темы предполагает изучение и уяс­нения многих вопросов, первые из которых — цель и предмет доказывания.

Судебное доказательство должно удовлетворять требованиям относимости, допустимости, достоверности. Каждое из этих понятий — объект для внимательного изучения.

Обратите внимание на перечень средств доказывания, со­держащихся в ч. 2 ст. 55 ГПК. Впервые в истории гражданского процессуального законодательства введено такое средство дока­зывания как аудио- видеозаписи.

Каждое средство доказывания имеет свои отличительные особенности, определяющие специфику их привлечения в про­цесс, исследования и оценки.

Доказывание как процессуальная деятельность имеет свою структуру. В контексте доказательственной деятельность необ­ходимо иметь отчетливое представление о правилах распреде­ления обязанностей по доказыванию, процессуальном порядке представления, истребования, исследования и оценки доказа­тельств, правах и обязанностях субъектов, участвующих в судо­производстве.

Предлагаемые правовые ситуации по этой теме будет разре­шить затруднительно, если иметь лишь общие представления о перечисленных выше вопросах. Обратитесь к предлагаемой ли­тературе, нормативным источникам и судебной практике, это поможет правильно разобраться в решаемых задачах.

 

Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара