Выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю речи.
245. Спишите тексты, найдите разговорные и просторечные слова и обороты. В чем своеобразие и художественно-стилистическое назначение их использования в басне И. Крылова и в отрывке из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»? За помощью обращайтесь к толковому словарю.
I. Свинья под дубом вековым
Наелась ж..лудей (до)сыта (до)отвала
Наевшись выспалась под ним;
Потом глаза продравши встала
И рылом подр..вать у Дуба корни стала.
Ведь это дереву вредит
Ей с Дубу ворон говорит
Коль корни обн..жишь засохнуть может
Пусть сохн.-т говорит Свинья
Ничуть меня то не тревож..т
В нем проку мало вижу я
Хоть век его (не)будь, ничуть не пож..лею
Лишь были(б) желуди ведь я от них ж..рею4
Неблагодарная промолвил Дуб ей тут
Когда бы (в)верх могла поднять ты рыло
Тебе бы видно было
Что эти желуди на мне растут
Невежда так(же) в ослеплень..
Бранит науки и ученье
И все уч..ные труды
Не чу(?)ствуя что он вкушает их плоды.
1. Найдите сложное предложение, в котором автор поставил двоеточие.
2*. Какой иносказательный смысл имеет басня И. Крылова в современных условиях?
II. ...Небось милая сказал он Лизе собака моя не куса-ет(?)ся. Лиза успела уже оправит(?)ся от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. Да нет барин сказала она претворяясь полуиспуган(?)ой, полуза-стенч..вой, — боюсь: она, вишь такая злая опять кин..тся. Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. Я провожу тебя если ты боишься сказал он ей Ты мне позволишь идти подле тебя А кто те мешает отвечала Лиза Вольному воля, а дорога мирская Откуда ты? Из Прилучина я дочь Василья(кузне-ца) иду по грибы (Лиза несла кузовок на веревочке). А ты, барин? Тугиловский что ли Так точно отвечал Алексей я камердинер молодого барина. Алексею хотелось ур..внять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась А лж..шь сказала она не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин Почему же ты так думаешь Да по всему Однако же? Да как же барина с слугой не распознать? И одет(то) не так и баишь иначе и собаку-то кличешь не (по)нашему3. Лиза час (от)часу более нравилась Алексею.
1. Найдите слова и словосочетания, которые в настоящее время мы относим к разговорному стилю.
2. Какие слова в тексте из повести А. Пушкина вам представляются устаревшими?
3. С помощью словаря определите значение непонятных вам слов.
4*. Найдите все частицы, определите их значение. Какую роль они играют в тексте?
246. Дайте толкование приведенных слов, поясните их стилис
тическую окраску. По отношению к кому и в какой ситуации
их можно употреблять?
Миляга, балагур, весельчак, разгильдяй, растяпа, разнюнился, скоморошить.
247. Найдите признаки разговорного стиля в тексте пьесы
М. Горького «На дне». Какова их роль?
Барон. Дальше!
Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала... и теперь уж — ни за сто печеных раков — под венец не пойду!
Бубнов (Сатину). Ты чего хрюкаешь?
(Сатин рычит.)
Квашня. Что(бы) я, говорю, свободная жен(?)щина, сама себе хозяйка, да кому(нибудь) в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти.
Клещ. Врешь!
Квашня. Чего-о?
Клещ. Врешь! Обв..нчаеш(?)ся с Абрамкой...
248*. Подберите из любой газеты текст, в котором неоправданно используется просторечная и грубая лексика. Отредактируйте его.
249*. Составьте микротексты (по 2—3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы: а) да и; б) а не то; в) не то — не то; г) не так чтобы; д) нет бы; е) не так чтобы — а (но).
250. В приведенном ниже отрывке (из чьего он монолога, как называется произведение, кто автор, в какой конкретной ситуации произносится монолог?) графически обозначьте, где бы вы сделали большие паузы (//) и малые (/), где усилили бы (|) и где ослабили бы (|) голос, какие слова особо выделили бы голосом (подчеркните их), где бы вы ускорили темп речи (над словами поставьте vw), а где замедлили бы (над словами поставьте v/v).
Один раз я далее управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натураль-
но, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,— нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — и ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение — я спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю2, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, все1 дрожит и трясется, как лист.
Найдите в монологе словосочетания, обороты речи, не соот-ветствующие литературным нормам письменной речи, хотя в устной речи они не мешают восприятию смысла сказанного. Поясните, какие языковые нормы нарушаются и какова роль этих нарушений в создании художественного образа.
251*. Прочитайте два письма И. Соколова-Микитова (русского писателя, очеркиста) литературоведу В. Лакшину.
I. 8 августа 1968. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал лее Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.
Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?
Крепко жму руку. И. Соколов-Микитов
П. 23 июня 1969. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень немногими добавлениями. Благодарю за доброту, дружеское письмецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не выползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания!
От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям-новомировцам. Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов
P.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на Божий свет.
И. Соколов-Микитов
Обратите внимание на основные компоненты письма:
а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);
б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);
в) конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение отправителя письма — если они не были указаны в самом начале).
1. Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, а какое — к деловым и в то же время дружеским? Почему?
2. Что вы можете сказать об отношениях И. Соколова-Микито-ва и В. Лакшина на основе писем? Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие — во втором? Подтвердите это фактами из писем.
252. Напишите письмо близкому для вас человеку. Подумайте над его формой и содержанием. Выберите тон письма. Как вы его закончите?
253. Напишите сочинение в форме диалога с использованием элементов разговорной речи на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста):
1) встреча друзей после летнего отдыха;
2) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля;
3) о своих музыкальных интересах;
4) о любимом певце, актере;
5) диалог в Интернете.
Сочинение озаглавьте.