Эластичность предложения: экономическое содержание, показатели измерения

Важным элементом в анализе предложения является вы­явление характера и степени той зависимости, которая складывается между влияющими на предложение фактора­ми и объемом данного предложения. Указанную зависимость выражает категория эластичности предложения.

Эластичность предложения представляет собой степень чувствительности предложения некоторого блага к изме­нению цены этого блага.  

По своей природе понятие «эластичность предложения» отражает реакцию производителя на изменение рыночной ситуации. Согласно подходу неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается лишь с позиции измене­ния главного влияющего фактора - цены. В связи с этим ис­пользуется понятие «эластичность предложения по цене».

Данное понятие представляет собой показатель степени чувствительности предложения к данному изменению цены. Измеряется показатель с помощью следующего соотношения:

 

Если изменение цены влечет за собой более чем пропорцио­нальное изменение объема предложения, то предложение эла­стично по цене. Если же изменение по цене приводит к менее чем пропорциональному изменению объема предложения, то предложение неэластично по цене.

Эластичность предложения по цене, как правило, положи­тельная величина, так как между ценой и объемом предложе­ния зависимость прямая. Спектр возможных изменений дан­ной формы эластичности - от нуля до бесконечности.

Подобно случаю эластичности спроса, эластичность пред­ложения также может измеряться с помощью показателей дуговой (а) и точечной (б) эластичности:

 

Основываясь на принципах моделирования, неоклассиче­ская теория рассматривает пять вариантов эластичности предложения по цене (выбирая их из бесконечного множества возможных случаев; схема 3).