Институциональная структура рыночной экономики
Подход к характеристике рынка с позиции институционализма ориентирует на использование нового ракурса анализа. Появляется возможность рассмотреть новые структурные компоненты данного явления (схема 7).
Схема 7
РЫНОК КАК ИНСТИТУТ | ||||
Общий подход | ||||
Рынок представляет собой спонтанную координацию, стихийный порядок в экономической системе | ||||
Более конкретный подход | ||||
I. Совокупность правил, норм и традиций экономического поведения | ||||
В рыночной системе сложилось множество правил, традиций. Часть из них носит формализованный, определенный законом характер. Другая часть имеет аспект привычек, обычаев. Примеры сложившихся правил: • Методы и формы заключения коммерческих договоров • Условия джентльменских соглашений • Порядок юридического рассмотрения исков • Методы и время проведения рекламных кампаний • Психологические приемы воздействия на покупателей • Сезоны массовых распродаж товаров • Время работы магазинов |
Более подробно см. об этом в учебном пособии: Соколинский В.М. Психологические основы экономики. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 2.
Окончание схемы 7
II. Совокупность учреждений (инстанций) | |
Пример внешних организационных форм рыночной экономики: • Фирмы, корпорации • Биржи (ценных бумаг, товаров, рабочей силы) • Банки • Торговые центры, магазины • Палаты, союзы предпринимателей и профсоюзы • Антимонопольные ведомства |
Будучи сложным экономическим явлением, рынок дает возможность произвести многомерную классификацию форм его проявления (т.е. видов, или типов). В каждом случае классификации используется свой критерий (схемы 8, 9, 10).
Схема 8
ВИДЫ (ТИПЫ) РЫНКА (критерий классификации - предмет обмена) | ||
I. Рынки факторов производства | ||
1. Рынок земли (природных ресурсов, земельных участков и недвижимости): 2. • участки земли, 3. • производственные здания, 4. • офисные помещения, 5. • жилье | ||
2. Рынок труда | ||
3. Рынок капитала: • займы, кредиты (цель - приобретение инвестиционных товаров), • ипотеки, • облигации, • акции | ||
II. Рынки благ | ||
1. Потребительские товары (товары и услуги) | ||
2. Инвестиционные товары (сырье, оборудование) |