Вопрос 5. Запрет на некоторые деяния у могил.

 

На начальном этапе формирования ислама посещение могил было запрещено. Это объяснялось тем, что совсем немного времени отделяло людей от эпохи невежества, и было необходимо защитить святость и неприкосновенность единобожия. Когда же вера окрепла и утвердилась в сердцах, когда люди ощутили ее величие, когда доказательства единобожия стали ясны, а связанные с язычеством сомнения развеяны, мусульманам было позволено посещать могилы, причем цели таких посещений были строго определены и разъяснены.

 

Передают, что Бурейда бин аль-Хусайб рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их». Этот хадис передал Муслим. «Сахих Муслим» (977).

 

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Посещайте могилы, потому что они напоминают о смерти». «Сахих Муслим» (975).

 

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их, потому что в них – назидание». «Муснад Ахмад» (3/38), «Мустадрак аль-Хаким» (1/531).

 

Передают, что Анас бин Малик рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Я запрещал вам посещать могилы. Слушайте же! Посещайте их, потому что они смягчают сердце, заставляют глаза слезиться и напоминают о последней жизни, но не говорите неприличные слова!». «Мустадрак аль-Хаким» (1/532).

 

Передают, что Бурейда рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) обучал их говорить при посещении кладбищ: «Мир вам, обитатели могил из числа верующих и мусульман, и если пожелает Аллах, то мы тоже присоединимся к вам! Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас». Этот хадис передал Муслим. «Сахих Муслим» (975).

 

Эти и другие похожие хадисы указывают на то, что посещение могил было узаконено в шариате после того, как это было запрещено, ради достижения двух важных целей.

Во-первых, ради уменьшения интереса к этому миру посредством поминания Последней жизни, смерти и тления, а также ради извлечения урока из участи покойников. Все это укрепляет веру человека, усиливает его убежденность, упрочняет его связь с Аллахом и побуждает его не отказываться от повиновения и не проявлять беспечность.

Во-вторых, ради мольбы за покойников, просьбы смилостивиться над ними, простить их и проявить к ним снисхождение, поскольку это является добрым отношением к ним.

Это подтверждается священными текстами, и если кто-либо заявляет о законности посещения могил ради других целей, то от него требуется привести доводы и доказательства.

 

Сунна содержит запреты на совершение некоторых деяний у могил и во время посещения кладбищ. Целью этих запретов является защита единобожия и его неприкосновенности, и каждый мусульманин обязан знать об этом, чтобы уберечься от лжи и спастись от заблуждения. К этим запретам относятся следующие:

 

1. Запрет на произнесение неприличных слов при посещении могил.

 

Ранее мы уже упомянули хадис, в котором говорится: «…не говорите неприличные слова». Под неприличными словами подразумевается все, что запрещается шариатом, во главе с многобожием, которое проявляется в обращении к покойникам в могилах с мольбой, всевозможными просьбами, молитвами о спасении, поддержке и благополучии. Эти поступки являются очевидным многобожием и явным неверием. До нас дошли многочисленные хадисы Пророка (мир ему и благословение от Аллаха) в которых содержится ясный запрет на это, в которых проклинаются все те, кто поступает так. В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадис Джундаба бин Абдуллаха, который рассказывал, что слышал, как за пять дней до смерти посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Слушайте! Ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это». «Сахих Муслим» (532).

 

Обращение с мольбой и просьбами к мертвым, посвящение им обрядов поклонения – все это является проявлением великого многобожия. Что же касается проведения времени у могил, ожидания удовлетворения мольбы возле них, совершение намаза в мечети, в которой есть могила, то эти деяния относятся к ереси и предосудительным поступкам.

 

В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) во время болезни, от которой он скончался, сказал: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!». «Сахих аль-Бухари» (1330), «Сахих Муслим» (531).

 

2. Жертвоприношение у могил.

 

Если животное закалывают или зарезают, чтобы принести его в жертву погребенному в могиле человеку, в надежде, что он удовлетворит их нужду, то это является проявлением великого многобожия. Если же жертвоприношение совершается с другим намерением, то оно относится к опасным еретическим поступкам, которые приводят к язычеству. Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «В исламе нет подрезания поджилок (Когда язычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвенным животным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могил почитаемых ими людей. – Прим. пер.). Абд ар-Раззак же сказал: «Они приносили в жертву у могил коров и баранов». «Сунан Абу Дауд» (3222).

 

3, 4, 5, 6, 7. Возвышение могилы посредством не только той земли, которая вышла из нее, побелка могилы гипсом, подписание ее, воздвижение на ней строения, сидение на ней.

 

Эти поступки являются ересью, по причине которой впали в заблуждение иудеи и христиане. В конце концов, все они тоже приводят к язычеству. Передают, что Джабир рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) запретил белить могилы гипсом, садиться на них, возводить на них строения, возвышать их над землей и делать на них надписи». Этот хадис передали Муслим, Абу Дауд и аль-Хаким. «Сахих Муслим» (970), «Сунан Абу Дауд» (3225), «Мустадрак аль-Хаким» (1/525).

 

8. Совершение намаза в направлении могилы или возле нее.

 

Передают, что Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Не совершайте намаз по направлению к могилам и не садитесь на них». Этот хадис передал Муслим. «Сахих Муслим» (972).

 

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Вся земля является местом для совершения земных поклонов, кроме кладбищ и бань». Этот хадис передал Абу Дауд и ат-Тирмизи. «Сунан Абу Дауд» (492), «Сунан ат-Тирмизи» (317). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

 

9. Строительство мечетей на могилах.

 

Эта ересь тоже относится к заблуждениям иудеев и христиан. Ранее мы уже отмечали, что в хадисе Аиши говорится: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!».

 

10. Устроение празднеств на могилах.

 

Священные тексты содержат ясный запрет на совершение этого еретического поступка, причиняющего большой вред. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Испрашивайте для меня благословения, где бы вы ни были, ибо ваши благословения достигают меня». Этот хадис передал Абу Дауд и Ахмад. «Сунан Абу Дауд» (2042), «Муснад Ахмад» (2/367).

 

(В арабском языке слово «празднество» («ид») получило такое название, потому что оно время от времени повторяется. К таким празднествам относятся, например, праздник разговения и праздник жертвоприношения. Если человек каждый день посещает могилу посланника (мир ему и благословение от Аллаха) чтобы поприветствовать его миром, то он словно устраивает на ней празднество. Посланник (мир ему и благословение от Аллаха) запретил поступать так и велел мусульманам молиться за его благословение и приветствовать его миром из любого места, потому что у Аллаха есть странствующие ангелы, которые передают эти приветствия благородному посланнику (мир ему и благословение от Аллаха). Это обстоятельство свидетельствует о легкости мусульманской религии, ведь далеко не каждый мусульманин способен посетить Медину.)

 

11. Совершение путешествия ради посещения могилы.

 

Поступать так запрещается, потому что в конечном итоге это может привести к язычеству. Передают, что Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети посланника (мир ему и благословение от Аллаха) и мечети аль-Акса». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. «Сахих аль-Бухари» (1189), «Сахих Муслим» (1397).