Особенности производства по делам,возникающим из публичных правоотношений

 

Порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, подчинен общим требованиям гражданской процессуальной формы и принципам гражданского процесса. Согласно ч. 1 ст. 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24-26 ГПК. Особенности судебных процедур, отличающие данный вид производства от иных видов производств в гражданском процессе, обусловлены не только спецификой предмета производства, но и закономерностями гражданской процессуальной формы.

Исторически главным критерием выделения судебного порядка рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, в вид производства послужил характер материально-правовой природы дел, составляющих предмет процесса. Именно: участники правоотношения, составляющего предмет данного вида производства, находятся по отношению друг к другу в положении субординации (а не координации, как в исковом производстве). Для такого правоотношения характерно участие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или другого наделенного властными полномочиями в социальной сфере субъекта. Ему в правоотношении "противостоит" субъект, властными полномочиями не наделенный.

Обратим внимание, речь идет о субординационном характере конкретного спорного правоотношения.

Например, таковым очевидно является правоотношение, складывающееся между гражданином и должностным лицом, отказавшим в выдаче загранпаспорта. Но такой же - субординационный - тип отношений возникает и в случае, когда в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта обращается орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.

Важно, что существо правовых связей, объединяющих спорящих субъектов в правоотношение, носит публично-правовой (но не гражданско-правовой) характер. Иногда административное, властное действие может "обрамлять" собой реализацию субъективного права в гражданских (в широком смысле) правоотношений. В таком случае речь будет идти о защите субъективного права посредством искового производства, предмет которого составит спорное гражданское правоотношение.

Например, приказом директора уволен работник, который считает данное действие незаконным. В данном случае административным актом (приказом) прекращается трудовое правоотношение, существующее между работником и организацией. Налицо - спор о субъективном праве. Соответственно, в суд следует обращаться с исковым заявлением о защите нарушенного субъективного права (трудового) в порядке искового производства, но не с заявлением об оспаривании законности приказа.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, по своей природе исключает возможность спора о субъективном праве гражданском (в широком смысле). Если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131, 132 ГПК. Однако если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление (ч. 3 ст. 247 ГПК - в ред. ФЗ от 28 июля 2004 г. N 94-ФЗ. Если наличие спора о субъективном праве выявилось после возбуждения дела, в ходе его судебного рассмотрения (на стадиях подготовки дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства), заявление должно быть оставлено без рассмотрения, что не препятствует заинтересованному лицу вновь обратиться в суд за защитой, но уже в исковом производстве. Такое решение отвечает сущности института оставления заявления без рассмотрения (гл. 19 ГПК). Верховный Суд РФ также рекомендует в описанной ситуации оставлять заявление без рассмотрения, но использует иной аргумент - аналогию закона: "Если наличие спора о праве, подведомственном суду, выяснится при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то суд на основании части 4 статьи 1 ГПК применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (часть 3 статьи 263 ГПК), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства" (ч. 4 п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").

Таким образом, предметом производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, выступает правовой спор в сфере публичных по своему характеру правоотношений, участники которого характеризуются неравным взаимным положением (отношения субординации).

Категория "спор о праве" не синонимична категории "правовой спор". Публичные правоотношения, которые при их спорности становятся предметом данного вида производства, представляют собой по общему правилу форму реализации конституционных прав и свобод. Однако их осуществление невозможно без совершения действий со стороны определенного субъекта, наделенного властными, распорядительными полномочиями в той или иной социальной сфере.

Например, согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(488) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правоотношение по поводу конституционного права на выбор места жительства складывается между гражданином и государством, но юридический механизм реализации данного права предполагает совершение определенных действий со стороны наделенного публичными полномочиями субъекта. Соответственно, если право гражданина нарушается решением, действием либо бездействием данного субъекта (незаконный отказ в регистрации, истребование не предусмотренных законом документов как условие регистрации и т.п.), возникает спорное правоотношение между гражданином и органом (должностным лицом органа), а гражданин вправе оспорить данное решение (действие, бездействие) в суд.

Или: реализовать принадлежащее гражданину избирательное право невозможно, не вступая в правоотношения с избирательными комиссиями. Соответственно, нарушение избирательной комиссией закона есть препятствие для реализации данного права гражданина. Устранить это препятствие и освободить правоотношение от деформации, дав возможность праву нормально реализоваться, можно, признав действия комиссии незаконными. Непосредственной судебной защите подлежит законный интерес гражданина, выражающийся в том, что "противостоящий" ему в избирательном правоотношении субъект обязан действовать в соответствии с законом. Только тогда избирательное право гражданина может быть надлежаще осуществлено. Восстановление избирательного права гражданина происходит особым способом, отличающимся от способов восстановления права при непосредственной (исковой) защите. Именно: посредством совершения комиссией действий, соответствующих закону (если комиссия незаконно отказала в регистрации кандидата, она должна отменить свое решение и зарегистрировать кандидата; если в списке избирателей неверно указана фамилия гражданина, она должна внести соответствующие изменения в список и т.д.). Все эти и другие действия, связанные с реализацией компетенции избирательной комиссии, составляют необходимый элемент в механизме реализации гражданином конституционного права избирать и быть избранным. Это право существует по отношению к государству, но не к избирательной комиссии. Оспаривается же в суде законность действий избирательной комиссии, нарушающей право гражданина. Соответственно, имеет место не спор о субъективном праве, но правовой спор, предметом которого выступает законный интерес. Такого рода конструкция свойственна только опосредованному механизму защиты.

Необходимость "уравновесить" субординационные в предмете процесса отношения - с тем, чтобы в ходе судебной защиты заинтересованные лица были процессуально равноправны, - вызвала потребность в дополнительных процессуальных гарантиях для более "слабой" в материальных отношениях стороны. Такие гарантии выразились в усилении публичных начал в методах судебной защиты, в процедурах рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. Именно:

а) при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства (ч. 2 ст. 246 ГПК);

б) суд в данном виде производства не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК);

в) суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства в целях правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 249 ГПК);

г) гражданин как "слабая" сторона материального (субординационного по характеру) правоотношения освобождается от необходимости доказывать незаконность оспариваемого им акта, решения, действия или бездействия; напротив, обязанность доказать законность оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается законом на орган или лицо, принявшие данный акт, решение или совершившие оспариваемое действие (бездействие), - ч. 1 ст. 249 ГПК;

д) законная сила судебного решения не имеет субъективных пределов (исключение из общего правила): после вступления в законную силу решения по делу, возникшему из публичных правоотношений, не только лица, участвующие в деле, но и иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям (ст. 250 ГПК).

Обратим внимание на несовпадение правил ст. 248 и 250 ГПК, на основе которых может быть сделан вывод о тождестве заявлений и дел, возникающих из публичных правоотношений. Согласно ст. 248 ГПК судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. В ст. 250 ГПК установлено, что после вступления решения в законную силу нельзя заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям. Напомним, что для внешнего тождества иска важно совпадение трех элементов - сторон, предмета иска и основания иска. На наш взгляд, по общему правилу для тождества заявлений также необходимо совпадение предмета и основания. Однако поскольку суд не связан основаниями заявленного требования (ч. 3 ст. 246 ГПК), он проверяет, не нарушаются ли права и свободы гражданина оспариваемым решением (действием, бездействием) в полном объеме, не ограничиваясь только указанными в заявлении основаниями. De facto и стороны материального правоотношения (заявитель и "противостоящее" ему в правоотношении заинтересованное лицо) тоже должны совпадать. Не следует путать данную ситуацию с особенностями законной силы судебного решения, отраженными в ст. 250 ГПК. В производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 24 ГПК) для признания тождества заявлений тождества заявителей не требуется, что обусловлено спецификой предмета процесса и функциями суда (см. об этом следующий параграф).

Суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а неисполнение этого требования может повлечь наложение судом штрафа в размере до 10 установленных федеральным законом МРОТ (ч. 4 ст. 246 ГПК). Аналогичная санкция применяется к должностным лицам, не исполняющим требования суда о предоставлении доказательств (ч. 2 ст. 249 ГПК).

Особенности методов судебной защиты - наряду с предметом и объектом - позволили обособить судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, в самостоятельный вид производства. Специфика судебных процедур не изменяет сущности и не подрывает единства гражданской процессуальной формы. Напротив: общие закономерности гражданской процессуальной формы вызывают к жизни конкретные процедуры и преломляются в них, что уравновешивает алгоритм судебной защиты. Методы судебной защиты и в данном виде производства обусловлены сущностным единством гражданской процессуальной формы.

Действующее законодательство устанавливает специальную компетенцию (подведомственность) судам дел, возникающих из публичных правоотношений: в порядке гражданского судопроизводства суд рассматривает и разрешает только те дела, которые прямо отнесены к его ведению ГПК и федеральным законом.

Согласно ст. 245 ГПК к данному виду производства относятся:

а) дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если это не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (уставных или конституционных судов субъектов РФ, КС РФ);

б) дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

в) дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

г) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Таким образом, перечень дел, рассматриваемых судом в данном виде производства, - открытый и не исчерпывается прямо указанными в ГПК категориями. Однако необходимо указание федерального закона об отнесении того или иного дела публично-правовой природы к ведению суда.

Впервые в ГПК (гл. 23) регламентированы общие положения применительно к производству в целом. Они устанавливают не только специфику судебных процедур и процессуальные гарантии, но и общие правила обращения в суд.

В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, может быть возбуждено только по заявлению заинтересованного лица. Такое заявление должно носить юридический характер, быть направленным на защиту законного интереса, поэтому в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием) - ч. 1 ст. 247 ГПК. Если такое указание отсутствует, заявление оставляется без движения по правилам ст. 136 ГПК как не соответствующее по форме и содержанию закону. Но если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК).

Обратим внимание: спор о субъективном праве в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, недопустим.

Заинтересованное лицо указывает в заявлении на нарушение его конституционного права или свободы, но защищает в конкретном процессе законный интерес. Например, гражданин указывает, что незаконным отказом в регистрации должностное лицо нарушает его конституционное право на выбор места жительства (ст. 27 Конституции РФ). Предметом процесса будут правоотношения между гражданином и должностным лицом, связанные с регистрацией по избранному месту жительства, но не правоотношения между гражданином и государством по поводу осуществления конституционного права гражданина на выбор места жительства.

Важно, что обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд (ч. 2 ст. 247 ГПК). Если лицо обратилось вначале в вышестоящий орган, а не получив удовлетворения, затем - в суд, предмет обращения остается прежним. Здесь de facto имеет место смешанная подведомственность (но не альтернативная и не императивная).

 

13.Производство по делам об оспаривании решений и действий
(бездействия) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

 

Производство по данной категории дел регламентируется гл. 25 ГПК. Предметом гражданского процесса, в отличие от гл. 24 ГПК, являются ненормативные акты (решения), а также действия (бездействие) субъектов, наделенных властными полномочиями в социальной сфере и прямо указанных в ст. 254 ГПК.

Решения, действия (бездействие) иных субъектов, не поименованных данной статьей, не могут быть оспорены в этом производстве. В частности, нельзя обратиться в суд по правилам гл. 25 ГПК с заявлением об оспаривании законности решения о проведении забастовки, принятого трудовым коллективом, или об оспаривании законности решения (действия, бездействия) органа общественной организации, иного общественного объединения граждан. - В этом смысле предмет процесса стал уже - в сравнении с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"*(497), в соответствии с которым в суд могли быть обжалованы любые действия и решения не только государственных органов, органов местного самоуправления, но и общественных организаций, объединений*(498). В связи с этим Пленум ВС РФ в Постановлении от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" рекомендует с 1 февраля 2003 г. (момента введения в действие ГПК) рассматривать дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, организаций, их объединений и общественных объединений по правилам искового производства - как дела по спорам о защите субъективного права (ч. 3 п. 8 постановления). Однако спора о защите субъективного гражданского (в широком смысле) права здесь нет. Непосредственным объектом судебной защиты выступают законные интересы. Ни по предмету процесса, ни по объекту защиты оспаривание решений, действий (бездействия) любых субъектов, могущих принимать решения в социально значимой сфере, не подпадает под критерии искового производства.

Обратим внимание: по АПК аналогичные по природе (но связанные с предпринимательской или иной экономической деятельностью) правовые споры рассматриваются в производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - ст. 197 АПК допускает это, указав, что объектом оспаривания могут быть, помимо прямо перечисленных, решения, действия (бездействие) иных органов.

Очевидный законодательный парадокс: дела, сходные по своей сущности, отнесены к различным видам производств - исковому по ГПК, производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по АПК.

Не могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя - они обжалуются по иной судебной процедуре, установленной ст. 441 ГПК.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гл. 25, ст. 255 ГПК относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина;

б) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При уяснении объекта процесса следует учитывать, что общим из перечисленных в ст. 255 ГПК основанием к обращению в суд является создание препятствий к осуществлению прав и свобод. Основания, названные в п. "а" и "в", самостоятельными не могут быть признаны по следующим причинам.

Как было выяснено, в данном производстве конституционные права и свободы непосредственным объектом судебной защиты не являются. Обращаясь в суд, гражданин формулирует требование неискового характера - и не о защите права (спор о праве, напомним, здесь невозможен - ст. 247 ГПК), а о защите законного интереса посредством оспаривания решения или действия (бездействия) одного из перечисленных в ст. 254 ГПК субъектов. Действующий ГПК не устанавливает непосредственного процессуального механизма защиты конституционных прав и свобод. В принципе нарушить право или свободу таким образом, чтобы не было спора о праве, можно, создав препятствия для их осуществления, при условиях:

1) когда юридический механизм реализации права гражданина предполагает деятельность определенного субъекта, наделенного компетенцией (включая распорядительные полномочия) в публично-правовой сфере;

2) процессуальный механизм защиты не устанавливает процедуры обращения с иском к государству по поводу защиты конституционных благ, но предусматривает правовую возможность оспорить действия уполномоченных субъектов в связи с реализацией гражданином конституционного права или свободы.

Именно такая конструкция отражена действующим законодательством Российской Федерации.

Указание на нарушение соответствующим субъектом права или свободы, как того требует ч. 1 ст. 247 ГПК, необходимо в качестве критерия юридической природы требования. Судебной защите подлежат не любые, но лишь законные, юридические интересы. Кроме того, в порядке гл. 25 ГПК защите подлежат субъективные интересы конкретного гражданина или организации, но не публичный интерес.

Поэтому, например, нельзя обратиться с заявлением о признании незаконным решения о приостановлении строительства метро в г. Красноярске (непосредственно субъективного интереса гражданина оно не нарушает). Или: с требованием о том, чтобы коммунальные службы Железнодорожного района перекрасили серый фасад противоположного дома в зеленый цвет (отсутствует юридический объект для обращения в суд, поскольку российскому праву сервитут вида неизвестен). Но можно оспорить в судебном порядке бездействие органа местного самоуправления, не принимающего меры для устранения коммунальной аварии, приведшей к разрыву труб отопления в конкретном доме (нарушен интерес гражданина по надлежащему пользованию жилым помещением по назначению). Положительное решение по такому делу может иметь впоследствии преюдициальное значение, если был причинен имущественный вред и гражданин обратился в суд с иском о его возмещении.

Если из заявления, поданного в суд от своего имени, явствует, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя, процесс не может быть возбужден, и судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК).

Что касается такого основания, как незаконное возложение обязанности или незаконное привлечение к ответственности, то здесь необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, речь не может идти о гражданско-правовой обязанности, ибо ее наличие свидетельствует о гражданско-правовом споре, который рассматривается в исковом порядке. Во-вторых, не подпадает под правила гл. 25 ГПК привлечение к уголовной, административной, гражданско-процессуальной (гл. 8 ГПК) ответственности, поскольку предусмотрен иной судебный порядок обжалования, установленный, соответственно, УПК, КоАП, ГПК. Поэтому если заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК). По процедуре, установленной гл. 25 ГПК, может быть оспорено такое незаконное возложение обязанности или незаконное привлечение к ответственности, которыми создаются препятствия к осуществлению прав и свобод и относительно оспаривания (или обжалования) которых не установлен законом иной судебный порядок. Например, наложение дисциплинарного взыскания; установление обязанности уплатить пеню в качестве предварительного условия для внесения платы за коммунальные услуги; установление обязанности представить не предусмотренные законом и основанными на нем иными нормативными правовыми актами документы как условие совершения определенного действия органом или должностным лицом.

По данной категории дел устанавливается смешанная подведомственность: гражданин, организация вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч. 1 ст. 254 ГПК); последнее не препятствует последующему обращению в суд (ч. 2 ст. 247 ГПК).

Дела гл. 25 рассматриваются по правилам родовой подсудности, регламентированными ст. 24, 26, 27 ГПК. Так, ВС РФ подсудны дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ (п. 1 ч. 1 ст. 27 ГПК).

Родовая подсудность верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа предусмотрена для рассмотрения заявлений об оспаривании отказа в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель является носителем сведений, составляющих государственную тайну (абз. 2 ч. 2 ст. 254 ГПК). Для данных случаев устанавливается общее правило территориальной подсудности: по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

По общему правилу территориальная подсудность - альтернативная: заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, чье решение, действие (бездействие) оспаривается (ч. 2 ст. 254 ГПК).

Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

Важной особенностью процедуры является право суда приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (ч. 4 ст. 254 ГПК).

Законом определен срок обращения в суд с заявлением: три месяца, начиная со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК). Действующим ГПК придано материально-правовое значение данному сроку. Его пропуск не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК). Согласно ч. 6 ст. 152 ГПК возражение заинтересованного лица (субъекта, чье решение, действие или бездействие оспаривается) относительно пропуска заявителем без уважительных причин срока обращения в суд может рассматриваться в предварительном судебном заседании. Если будет установлена неуважительность причин пропуска срока обращения в суд, судья принимает решение об отказе в удовлетворении заявления. Если суд придет к выводу, что срок на обращение пропущен заявителем по уважительной причине, он вправе восстановить его.

Подача заявления в суд оплачивается по общему правилу государственной пошлиной, установленной для граждан и организаций в размере 100 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК).

Заявление рассматривается судом в течение 10 дней со дня принятия его к производству с участием гражданина и руководителя соответствующего органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие или бездействие которого оспаривается. Их неявка не препятствует рассмотрению заявления (ст. 257 ГПК).

Если суд установит, что оспариваемое решение или действие соответствуют закону и полномочиям соответствующего субъекта, а права и свободы гражданина не были нарушены, он выносит решение об отказе в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК).

Рассмотрев дело по существу и признав заявление обоснованным, суд выносит решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение права или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК).

В резолютивной части судебного решения указывается конкретное действие, которое должен совершить обязанный субъект: отменить незаконный ненормативный акт, осуществить регистрацию права, разрешить выезд из Российской Федерации и пр. Судебное решение не заменяет собой действия, которое должен совершить уполномоченный на то субъект, но является его основанием.

Согласно ч. 2 ст. 258 ГПК решение суда в течение трех дней с момента вступления его в законную силу направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю соответствующего органа, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, чье решение, действие или бездействие было оспорено, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Указанные субъекты должны сообщить суду и гражданину об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения (ч. 3 ст. 258 ГПК). В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяют в отношении руководителя органа либо должностного лица, государственного или муниципального служащего меры, предусмотренные федеральным законом (ч. 2 ст. 206 ГПК).

Судебные решения по данной категории дел вступают в законную силу по общим правилам.

 

 

ЛЕКЦИЯ 14. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Согласно ст. 262 ГПК в особом производстве рассматриваются следую­щие дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объяв­лении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражда­нина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолет­него в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятель­но распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права му­ниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъя­вителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов граждан­ского состояния;

10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об от­казе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производ­ства.

Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку ч. 2 ст. 262 ГПК допускает отнесение к особому производству других дел в слу­чаях, предусмотренных федеральными законами.

В основу порядка рассмотрения и разрешения дел особого производст­ва положены общие правила искового производства. Поскольку дела осо­бого производства имеют существенную специфику, то производство по каждому из них образует некий синтез общих правил гражданского судо­производства, правил, свойственных особому производству в целом, а так­же правил, характерных исключительно данной категории дел.

В особом производстве действуют многие положения, относящиеся к исковому производству. Общими являются требования, предъявляемые к порядку возбуждения дела и его подготовке, судебному разбирательству, доказательствам и доказыванию, выносимому по делу решению, а также пересмотру состоявшихся по делу судебных постановлений в кассацион­ном и надзорном порядке и т. д.

Вместе с тем то обстоятельство, что в особом производстве не рассмат­ривается спор о праве, подведомственный судам общей юрисдикции, а также отсутствуют стороны, позволяет выделить ряд общих процессуаль­ных особенностей, характеризующих порядок рассмотрения дел особого производства и отличающих их от искового производства:

1) процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление, так как у заявителя нет материально-пра­вовых притязаний к другим лицам;

2) поскольку возбуждение дела в порядке особого производства осу­ществляется путем подачи заявления, то отсутствуют и процессуальные институты, неразрывно связанные с иском;

3) к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявитель и заинтересованные лица;

4) правом обращения в суд по указанным делам, как правило, облада­ет ограниченный круг лиц, в то время как в исковом производстве возбу­дить дело может любое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы предположительно нарушены;

5) возникновение спора о праве, подведомственного судам, препятст­вует рассмотрению дела в порядке особого производства и служит основа­нием для оставления заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 263 ГПК)..

Следовательно, под особым производством понимается урегулированный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотре­ния и разрешения предусмотренных федеральными законами дел, характери­зующихся отсутствием спора о праве и сторон с взаимоисключающими иму­щественными или личными неимущественными интересами.

Возникновение, изменение или прекращение имущественных или личных неимущественных прав неразрывно связано с определенными обстоятельствами (действия, события), которым закон придает правовое значение (юридические факты).

В случае утраты документа, удостоверяющего юридический факт, и не­возможности его получения иным путем возникает неопределенность в су­ществовании юридического факта, препятствующая реализации субъек­тивного права (имущественного или личного неимущественного).

В праве приходится сталкиваться с фактами, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрен какой-либо админист­ративный порядок удостоверения (регистрации). Поэтому их установление возможно только в судебном порядке. Среди них факты нахождения граж­данина на иждивении, владения и пользования недвижимым имуществом и др.

Устранить возникшие неопределенности в их существовании призвано судебное производство по делам об установлении фактов, имеющих юри­дическое значение.

Судебному установлению подлежат только те факты, которые соответ­ствуют следующим условиям:

1) устанавливаемый факт порождает для заявителя определенные пра­вовые последствия (ч. 1 ст. 264 ГПК). Поэтому заявитель должен указать цель, для которой ему необходимо подтвердить факт (ст. 267 ГПК). Тем самым исключается установление в суде юридически безразличных фак­тов;

2) отсутствие предусмотренного действующим законодательством иного (внесудебного) порядка его подтверждения (ст. 265 ГПК). Наличие административного порядка установления юридического факта исключает возможность обращения в суд в рамках особого производства;

3) невозможность получения или восстановления в административ­ном (внесудебном) порядке надлежащего документа, удостоверяющего конкретный юридический факт (ст. 265 ГПК). Поэтому заявитель должен, прежде чем обращаться в суд, предпринять меры для получения или вос­становления надлежащего документа, подтверждающего устанавливаемый факт, в административном порядке, если он предусмотрен законом. Под­тверждением же его соблюдения служит письменный отказ соответствую­щего органа в выдаче документа или его дубликата, приложенный к пода­ваемому в суд заявлению об установлении юридического факта;

4) отсутствие спора о праве, подведомственного суду.

С учетом этого в ст. 264 ГПК указывается лишь примерный перечень фактов, устанавливаемых в судебном порядке.

Многочисленные факты, имеющие юридическое значение, фиксиру­ются в различных документах, выдаваемых отдельными органами и орга­низациями (трудовые книжки, справки о работе, документы об образова­нии, завещания и др.).

Не подлежат судебному установлению факты принадлежности доку­ментов, удостоверяющих личность, а также свидетельств, выдаваемых ор­ганами записи актов гражданского состояния.

Правом возбудить в суде дело об установлении факта, имеющего юридическое значение, обладают как непосредственно заинтересованные в этом граждане, так и иные лица (граждане и организации), когда по за­кону они вправе обратиться в суд в защиту интересов других граждан.

Заявление подается в суд по месту жительства гражданина, обращаю­щегося за установлением юридического факта, а по делам об установлении факта владением и пользования недвижимым имуществом — по месту его нахождения (исключительная территориальная подсудность).

Кроме сведений, предусмотренных ст. 131 ГПК, в заявлении об уста­новлении юридического факта дополнительно указывается:

- какой факт заявитель просит установить и для какой цели;

- каковы причины невозможности получения или восстановления до­кументов, удостоверяющих данный факт.

 

В соответствии со ст. 125 СК рассмотрение дел об усыновлении ре­бенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Заявление об усыновлении должно соответствовать как общим тре­бованиям ст. 131 ГПК, так и обязательным специальным реквизитам, ука­занным в ст. 270.

В силу прямого указания закона все документы должны представлять­ся в двух экземплярах.

Важнейшим этапом в делах об усыновлении является подготовка к судебному разбирательству, которая регламентируется как общими нор­мами, так и ст. 272 ГПК. Так, исходя из ст. 148 ГПК, при подготовке дела к судебному разбирательству, в частности, надлежит решить вопрос о со­ставе лиц, участвующих в деле. Перед вызовом в судеб­ное заседание несовершеннолетнего целесообразно выяснять мнение по этому поводу органа опеки и попечительства, чтобы присутствие ребенка на судебном заседании не оказало на него неблагоприятного воздействия.

На этом этапе суд также обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить за­ключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Судья должен также истребовать от органа опеки и попечительства ряд необходимых для усыновления и указанных в законе документов:

- акт обследования условий жизни усыновителей, составленный орга­ном опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усынов­ляемого ребенка или по месту жительства усыновителей;

- свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;

- медицинское заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранения субъекта РФ о состоянии здоровья, физиче­ском и умственном развитии усыновляемого;

- согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фа­милии и запись усыновителей в качестве его родителей;

— согласие родителей ребенка на его усыновление или документ, под­тверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответст­вии со ст. 130 СК усыновление ребенка допускается без согласия его роди­телей;

- согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), прием­ных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребе­нок, оставшийся без попечения родителей. Следует учитывать, что в инте­ресах ребенка усыновление возможно и без согласия указанных лиц (п. 2 ст. 131 СК).

Дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самих усыновителей, представителя органа опеки и попечитель­ства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необ­ходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребен­ка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 ГПК).

Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании (ст. 273 ГПК).

Содержание решения по делу об усыновлении должно соответство­вать ст. 198 ГПК. При удовлетворении заявления об усыновлении это должно быть указано в резолютивной части решения.

При удовлетворении заявленной просьбы взаимные права и обязанно­сти усыновителей и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступ­ления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, на­правляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган ЗАГСа по месту вынесения решения для государ­ственной регистрации усыновления ребенка.

Статья 140 СК предусматривает отмену усыновления ребенка. Она воз­можна только в судебном порядке. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления.

Неопределенность правового положения лица, длительное время отсутствующего в месте своего постоянного жительства, создает препятст­вия к исполнению обязанностей по отношению к гражданам и юридиче­ским лицам, с которыми данный гражданин состоит в определенных лич­ных неимущественных и имущественных правоотношениях. Кроме того, такое положение может привести к нарушению имущественных прав и са­мого гражданина, отсутствующего в месте своего постоянного жительства, со стороны других лиц (притязание на принадлежащее ему имущество, на­рушение его прав на интеллектуальную собственность и др.). Урегулиро­вать возникшую неопределенность с учетом интересов всех лиц, права ко­торых оно может затронуть, призван институт признания гражданина без­вестно отсутствующим или объявления умершим.

Поскольку признание гражданина безвестно отсутствующим или объ­явление его умершим затрагивает весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину, закон относит реше­ние этого вопроса исключительно к компетенции суда (ст. 42, 43 ГК).

С заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим вправе обратиться заинтересованные лица.

Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения заяви­теля (ст. 276 ГПК) и должно соответствовать общим требованиям, предъ­являемым ст. 131 ГПК.

Вступившее в законную силу решение суда о признании граждани­на безвестно отсутствующим является основанием для учреждения опеки над его имуществом (ст. 43 ГК). Для этого в трехдневный срок копия ре­шения суда направляется органу опеки и попечительства (ст. 34 ГК).

Решение суда об объявлении гражданина умершим, хотя и основыва­ется на предположении об его смерти (презумпция смерти), порождает для заинтересованных лиц те же правовые последствия, что и фактическая смерть гражданина. С этого момента у них возникают права на наследство, получение пенсии по случаю потери кормильца, заключение брака и др. Однако реализация указанных прав возможна только после государствен­ной регистрации смерти в органах ЗАГСа (ч. 2 ст. 279 ГПК).

После вступления в законную силу судебного решения нельзя ис­ключить ситуацию, при которой гражданин, признанный безвестно отсут­ствующим или умершим, может объявиться в месте своего жительства или же заинтересованным лицам либо другим гражданам станет известной ин­формация о месте его пребывания. Явка гражданина или обнаружение его места пребывания являются основаниями для пересмотра и отмены ранее вынесенного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. При этом новое дело не возбуждается. Суд по заявлению явившегося гражданина или заинтересованных лиц возоб­новляет производство по делу и выносит решение в том же производстве, в котором он был признан безвестно отсутствующим или объявлен умер­шим.

По достижении совершеннолетия гражданин приобретает возмож­ность самостоятельно осуществлять и приобретать субъективные права и обязанности, а в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет несовер­шеннолетний гражданин вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителей, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (ч. 2 ст. 26 ГК).

Правом возбуждения дел об ограничении в дееспособности, при­знании недееспособным, ограничении (лишении) несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами обладает ограниченный круг лиц, исчерпывающим образом указанных в ст. 281 ГПК.

С заявлением об ограничении гражданина в дееспособности вправе обратиться члены его семьи, имеющие материально-правовую заинтересо­ванность по таким делам, а также органы опеки и попечительства, психи­атрические или психоневрологические учреждения, право которых на воз­буждение дела основано на процессуальном законе.

В соответствии с ч. 3 ст. 281 ГПК подать в суд заявление об ограниче­нии (лишении) несовершеннолетнего права распоряжаться своими дохода­ми могут только родители, усыновители или попечители либо органы опе­ки и попечительства.

Заявление подается только в районный суд по месту жительства гражданина, в отношении которого решается вопрос об ограничении в дееспособности, признании недееспособным или об ограничении (лише­нии) права распоряжаться своими доходами.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья в обязательном порядке должен решить вопрос о назначении судебно-психиатрической экспертизы в отношении гражданина, признаваемого не­дееспособным. Условием назначения такой экспертизы ст. 283 ГПК назы­вает наличие у суда достаточных данных, свидетельствующих о его психи­ческом расстройстве.

Рассмотрение дел об ограничении гражданина в дееспособности или несовершеннолетнего в праве распоряжаться своими доходами осуще­ствляется с участием заявителя и гражданина, в отношении которого воз­буждено дело. Неявка последнего в процесс при надлежащем его уведом­лении о времени и месте разбирательства дела не препятствует рассмотре­нию заявления по существу.

В решении суд указывает об ограничении дееспособности гражданина, признании недееспособным или ограничении (лишении) несовершенно­летнего права распоряжаться своими доходами либо об отказе в удовлетво­рении заявления. Объем ограничения в правах судом не определяется, так как этот вопрос решен в гражданском законодательстве (ст. 30 ГК).

Вступившее в законную силу решение суда об удовлетворении заявле­ния является основанием для учреждения над ограниченно дееспособным или недееспособным соответственно попечительства или опеки. Для этого суд в течение трех дней после вступления решения в законную силу дол­жен направить его копию в орган местного самоуправления, выполняю­щий функции органа опеки и попечительства, с тем чтобы указанный ор­ган назначил ограниченно дееспособному попечителя, а недееспособно­му - опекуна (ч. 2 ст. 34 ГК).

Отмена ограничения в дееспособности или признание выздоровевшего дееспособным осуществляется путем возбуждения самостоятельного про­изводства. Заявление с соблюдением правил территориальной подсудности (ч. 4 ст. 281 ГПК) подается лицами, перечисленными в ст. 281 ГПК, а так­же опекуном, попечителем, гражданином, признанным ограниченно дее­способным, и его представителем.

Вступившее в законную силу решение суда об отмене ограничения дееспособности гражданина или о признании выздоровевшего дееспособ­ным, копия которого в трехдневный срок направляется органу опеки и по­печительства, служит основанием для отмены, установленной над гражда­нином опеки или попечительства. Решение этого вопроса отнесено к ком­петенции органа опеки и попечительства.

 

По общему правилу полная гражданская дееспособность наступает с достижением совершеннолетия (ст. 21 ГК). Однако кроме возрастного критерия закон предусматривает некоторые иные оснований приобрете­ния полной дееспособности: вступление несовершеннолетнего в брак и эмансипация несовершеннолетнего.

Согласно ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по тру­довому договору либо с согласия родителей, усыновителей, попечителя (далее — законных представителей) занимается предпринимательством.

Обратиться в суд с требованием о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным вправе сам несовершеннолетний. Заявление по­дается в суд по месту его жительства.

Заявление о признании гражданина полностью дееспособным должно рассматриваться судом с участием самого несовершеннолетнего, его законных представителей.

Особая роль в разрешении дела принадлежит органам опеки и попечи­тельства. Они участвуют в процессе для дачи заключения с целью реализа­ции возложенной на них обязанности защиты прав несовершеннолетнего. В заключении должны содержаться выводы органа об удовлетворении тре­бования заявителя либо отказе в этом.

В процессе обязательно должен участвовать прокурор. Целью его уча­стия является дача правового заключения по вопросу о возможности при­знания несовершеннолетнего полностью дееспособным.

По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение, кото­рым либо удовлетворяет требование заявителя, либо отказывает в этом. При удовлетворении заявления несовершеннолетнего он считается полно­стью дееспособным с момента вступления решения в законную силу.

 

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (брошенная вещь).

Наряду с внесудебным гражданское законодательство называет судеб­ный порядок признания имущества бесхозяйным с передачей вещи в му­ниципальную или частную собственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГПК заявителем по делам о признании движимой вещи бесхозяйной выступает ее фактический владелец (муни­ципальное образование, гражданин или юридическое лицо), который об­ращается в районный суд по своему месту жительства (нахождения).

С заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные строения и другие объекты недвижимости вправе обратиться только орган местного самоуправления, уполномоченный уставом данного образования управлять муниципальным имуществом. Подаче заявления в суд должна предшествовать постановка бесхозяйного недвижимого иму­щества на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, на территории которого оно находится.

В заявлении о признании права муниципальной собственности на бес­хозяйное недвижимое имущество следует указать на отсутствие собствен­ника, а также на момент постановки недвижимой вещи на учет и наиме­нование регистрирующего органа, подтвердив их соответствующими дока­зательствами.

В качестве доказательств по таким делам могут быть использованы акты описи имущества и его предварительной оценки, справки жилищно-эксплуатационных организаций, органов коммунального хозяйства, нало­говых, а также регистрационных органов, письменные заявления об отказе от права собственности на вещь, сообщения адресных бюро об отсутствии собственника вещи и др.

После принятия заявления судья в порядке подготовки дела к судебно­му разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения о принад­лежности имущества, а также запрашивает имеющиеся о нем сведения у соответствующих организаций (органы, осуществляющие государствен­ную регистрацию объектов недвижимости, жилищно-эксплуатационные организации, органы местного самоуправления и др.).

Дело рассматривается с участием заявителя и заинтересованных лиц. Если в процессе производства по делу будет установлен собственник иму­щества, который заявит на него свои права, суд оставляет заявление без рассмотрения ввиду возникшего спора о праве, подлежащего рассмотре­нию в исковом порядке (ч. 3 ст. 263 ГПК).

Установив, что имущество не имеет собственника, или его собствен­ник неизвестен, или собственник отказался от данного имущества, суд вы­носит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность заявителя или о признании права муниципальной собст­венности на недвижимую вещь (ст. 293 ГПК).

В случае, когда после вынесения и вступления в законную силу реше­ния суда обнаружится собственник вещи, вопрос об ее истребовании у но­вых собственников должен решаться путем подачи самостоятельного иско­вого требования.

 

Среди ценных бумаг, используемых в сфере гражданского оборота, особое место занимают предъявительские и ордерные ценные бумаги, ко­торые обладают относительно более высокой степенью оборачиваемости на рынке.

Возможность признания утраченного документа недействительным и восстановления прав по нему связывается с наличием следующих усло­вий: а) документ является ценной бумагой на предъявителя или ордерной ценной бумагой, б) возможность его восстановления в судебном порядке предусмотрена законом, в) документ выбыл из обладания управомоченного лица или утратил признаки платежности в результате ненадлежащего хранения или по другим причинам.

Заявителями по делам о признании недействительным утраченного до­кумента и о восстановлении прав по нему могут выступать граждане и юридические лица, считающие себя правообладателями по утерянному документу или у которых документ находился на сохранении.

После возбуждения дела в порядке подготовки его к судебному раз­бирательству судья обязан совершить два процессуальных действия, кото­рые отражают специфику вызывного производства:

1) вынести определение о запрещении выдавшему документ лицу производить по нему платежи или выдачи. Указанная мера имеет целью защитить интересы заявителя и аналогична по назначению тем, которые применяются в связи с обеспечением иска. Поэтому такое определение выносится судьей немедленно и без вызова заинтересованных лиц в судеб­ное заседание;

2) обязать заявителя произвести за свой счет в местном печатном из­дании публикацию, содержащую следующие сведения:

а) наименование суда, в который поступило заявление об утрате доку­мента;

б) наименование лица, подавшего заявление, и его место жительства или место нахождения;

в) наименование и признаки документа;

г) предложение держателю документа, об утрате которого заявлено, в течение трех месяцев со дня опубликования подать в суд заявление о своих правах на этот документ.

Решение суда о признании утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему служит основанием для выдачи заявите­лю взамен утраченного нового документа. Такую замену обязано произве­сти лицо, выдавшее утраченный документ, после вступления решения в законную силу.

Вступление в законную силу решения суда о признании утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему не лишает фактического держателя документа, который в силу разных причин не уча­ствовал в рассмотрении дела, возможности обратиться в суд с иском о неос­новательном приобретении или сбережении имущества к лицу, за которым признано право на получение нового документа взамен утраченного (ст. 301 ГПК). В порядке искового производства фактический держатель наряду с другими фактами будет доказывать и обстоятельства, обосновывающие принадлежность ему документа, признанного судом недействительным.

 

В соответствие со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Принудительная госпитализация представляет собой помещение гражданина, страдающего психическим расстройством, без его согласия в психиатрический стационар для лечения или обследования.

Заявление о принудительной госпитализации или продлении срока госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, подается представителем учреждения, в которое помещен гражданин, в районный суд по месту нахождения стационара (ч. 1 ст. 303 ГПК).

В заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие необходимость содержания гражданина в психиатрическом стационаре. Их исчерпывающий перечень приведен в ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992г.:

а) наличие у лица тяжелого психического расстройства, которое пред­ставляет непосредственную опасность для него самого и окружающих; или его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять ос­новные жизненные потребности; или существенный вред здоровью боль­ного вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет ос­тавлено без психиатрической помощи;

б) лечение возможно провести только в стационарных условиях, но гражданин или его законный представитель отказываются от госпитализа­ции.

Эти обстоятельства должны быть подкреплены соответствующими до­казательствами.

Возбуждая дело о принудительной госпитализации, судья выносит оп­ределение о принятии заявления к производству и даче санкции на вре­менное пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необхо­димый для рассмотрения заявления в суде. Копия определения направля­ется представителю психиатрического учреждения, подавшего заявление.

Дела о принудительной госпитализации или продлении принуди­тельной госпитализации рассматриваются по правилам искового произ­водства с особенностями, установленными гл. 27 и 35 ГПК.

Дела о принудительной госпитализации гражданина или продлении его содержания в психиатрическом стационаре рассматриваются с обяза­тельным участием представителя психиатрического стационара, подавшего в суд заявление, прокурора и представителя гражданина.

Рассмотрение дел о принудительной госпитализации или продлении срока госпитализации должно проводиться с соблюдением всех принципов гражданского процессуального права. В судебном заседании могут быть исследованы любые средства доказывания, на основании которых суд мо­жет установить действительное наличие оснований для принудительной госпитализации.

После рассмотрения дела по существу судья выносит решение. Признав госпитализацию обоснованной, судья дает санкцию на помеще­ние гражданина в психиатрический стационар.

 

Производство по делам о внесении исправлении или изменений в за­писи актов гражданского состояния, урегулированное ст. 307—309 ГПК, призвано устранить в записи акта гражданского состояния какие-либо ошибки, неточности, неправильности, неполноту, которые препятствуют заинтересованным лицам в осуществлении субъективных прав (личных не­имущественных, наследственных, пенсионных и др.).

Возбуждение дела о внесении изменений и исправлений в запись акта гражданского состояния возможно при наличии следующих специальных условий:

1) акт гражданского состояния с предполагаемыми неправильностя­ми, которые надлежит устранить, должен быть зарегистрирован, а у заяви­теля должно быть соответствующее свидетельство, подтверждающее госу­дарственную регистрацию;

2) обращению в суд должен предшествовать письменный отказ органа ЗАГСа в исправлении или изменении записи акта гражданского состоя­ния;

3) между заявителем и заинтересованными лицами не должно быть спора о праве, вытекающего из гражданских, семейных и иных матери­ально-правовых отношений. Спор о внесении изменений или исправле­ний в запись акта гражданского состояния между заявителем и органом ЗАГСа является предметом рассмотрения суда в порядке особого произ­водства.

С заявлением об установлении неправильности записи акта граждан­ского состояния могут обратиться владельцы свидетельства о регистрации акта гражданского состояния, а также лица, для которых удостоверенный свидетельством о регистрации факт порождает определенные правовые по­следствия.

Заявление подается в районный суд по месту жительства заявителя. К его содержанию предъявляются общие требования, предусмотренные ст. 131 ГПК. Кроме того, в заявлении необходимо указать, в какую запись акта гражданского состояния и какие исправления или изменения заяви­тель просит внести, а также сослаться на даты обращения в орган ЗАГСа с указанием его наименования и получения ответа об отказе в исправле­нии или внесении изменения в данную запись (ст. 308 ГПК).

Основываясь на представленных и исследованных в судебном заседании с участием заявителя, представителя органа ЗАГСа и других заинтересован­ных лиц доказательствах, суд выносит решение. Согласно ст. 309 ГПК ре­шение суда, которым подтверждается неправильность записи акта граждан­ского состояния, является основанием для внесения исправления или изме­нения в такую запись. После его вступления в законную силу заявитель должен обратиться в орган ЗАГСа по своему месту жительства или по месту хранения записи, подлежащей исправлению или изменению (п. 1 ст. 71 ФЗ от 15 ноября 1997 г.) В результате произведенных исправлений или измене­ний заявителю выдается новое свидетельство о государственной регистра­ции акта гражданского состояния (п. 2 ст. 73 ФЗ от 15 ноября 1997 г.).

 

Нормы, регламентирующие деятельность суда и лиц, участвовав­ших в деле, направленную на восстановление утраченного судебного про­изводства, впервые помещены в подраздел ГПК, объединяющий правила рассмотрения дел особого производства.

Содержание и результат процессуальных действий, совершенных в рамках гражданского процесса судом и другими участниками процесса, отражаются в процессуальных документах, остающихся в материалах граж­данского дела, которое хранится в архиве суда. Среди документов, образующих материалы конкретного дела, наибольшее значение имеют реше­ние суда и определение о прекращении производства по делу. В тех случа­ях, когда у заинтересованною лица эти документы не сохранились по каким-либо причинам, оно может получить копию решения или определе­ния, находящегося в деле. Однако по различным причинам как субъектив­ного (кража, потеря и т. п.), так и объективного характера (пожар, наводне­ние, иное стихийное бедствие) материалы гражданского дела могут быть полностью или частично утрачены. В результате заинтересованные лица мо­гут быть лишены возможности использовать находящиеся в материалах дела документы для совершения юридически значимых действий (получение ис­полнительного листа, предъявление регрессного иска, представление возра­жений против предъявленного иска и т. д.). В связи с этим в ГПК включена гл. 38 «Восстановление утраченного судебного производства».

Судебное производство может быть утрачено полностью или в части.

По правилам гл. 38 ГПК может быть восстановлено только утраченное решение либо определение о прекращении производства по делу. Возмож­ность восстановления содержания иных утраченных процессуальных доку­ментов нормами гл. 38 не предусмотрена.

Устанавливая содержание утраченного решения, суд должен принимать во внимание дополнительное решение (ст. 201 ГПК), определение о разъяс­нении решения (ст. 202 ГПК), определение о внесении исправлений в ре­шении суда в связи с допущенными в нем описками и явными арифметиче­скими ошибками (ст. 200 ГПК), если таковые были вынесены по делу.

Если суд второй инстанции или суд надзорной инстанции отменил ре­шение суда первой инстанции и вынес новое решение либо изменил ре­шение суда первой инстанции, и судебное производство было впоследст­вии утрачено, то заявитель вправе требовать восстановления судебного по­становления, которым было вынесено новое решение или изменено решение суда первой инстанции.

Если же на основании решения или определения о прекращении произ­водства по делу в связи с утверждением мирового соглашения сторон был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, которое было утрачено, то, для того чтобы вновь возбудить исполнительное производство, достаточно повторно получить исполнительный лист.

Одной из особенностей рассмотрения дела о восстановлении утра­ченного судебного производства является недопустимость оставления за­явления без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 ГПК, если между зая­вителем и заинтересованным лицом возникнут споры о том, выносилось ли решение либо определение о прекращении производства по делу, а так­же о дате утраты судебного производства, о том, какие факты были судом установлены, а какие не установлены, какие процессуальные действия со­вершались в рамках утраченного судебного производства и каково было содержание решения, поскольку такие споры являются спорами о фактах, а не о праве.

Отличительная особенность рассматриваемых дел заключается в том, что при вынесении по ним решения суд не применяет нормы материального права, а устанавливает факт вынесения решения или определения о прекращении производства по делу в рамках другого гражданского про­цесса.

Дело о восстановлении утраченного судебного производства возбу­ждается на основании заявлений лиц, участвующих в деле, или их право­преемников. Судья должен отказать в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК в случае, если установит, что оно подано лицом, ко­торое не являлось лицом, участвующим в деле, производство по которому утрачено.