Показатели естественного движения человеческих ресурсов в России, аналогии с мировым хозяйством

Численность человеческих ресурсов государства напрямую связанна с рождаемостью и смертностью, характером воспроизводства населения.

Если средняя рождаемость меньше средней смертности, то наблюдается естественная убыль населения (депопуляция).

Именно этот вариант воспроизводства актуален для России в настоящее время.

Ни для кого уже не секрет, что Россия постепенно вымирает. С каждым годом нас становится все меньше и меньше. Несколько десятилетий в России наблюдается специфический тип воспроизводства со знаком минус - естественное сокращение населения. Так, если с 1983 по 1987 г. ежегодное число родившихся в России достигало 2,5 млн. человек (в республике Россия рождаемость падала все годы советской власти, а общесоюзные статистические показатели держались на уровне за счет среднеазиатских республик, только в первые 2 года в начале перестройки, число рождений превысило), то с 1988 по 1993 год это число сократилось до 1,4 млн. человек. В итоге превышение числа умерших над числом родившихся в РФ в 1992 г. составило 220 тыс. человек, в 1993 - 737 тыс. человек, а в 1994 г. - 920,2 тыс. человек. Если в 1992 г. среднегодовая численность населения России составляла 148,3 млн. человек, то уже в 1996 г. она сократилась до 147,5 млн. человек, совсем недавняя перепись населения в начале 21 века показала цифру около 145 млн. человек[2, c. 29].

Такая ситуация грозит нам постепенным вымиранием русского народа. В последние десятилетия Россия погружается в демографическую яму. Чем это грозит России, кроме как постепенным вымиранием русских?

Мы уже говорили о том, что страна, ее общество, экономика, существуют только благодаря людям, которые в ней живут. Вопрос о том, кто же будет населять Россию через каких - то 200 лет уже более, чем актуален. Безусловно, найдутся страны, люди, которых привлекут наши площади и богатство разнообразных ресурсов.

Кроме этой долгосрочной и неутешительной перспективы, есть другие более насущные проблемы. Например, уже сейчас явно прослеживается тенденция нехватки рабочей силы, особенно физической, технологической направленности, хотя в России и 5 млн. безработных, но ощущается кадровый голод, не хватает именно рабочих профессий(строитель, сварщик, фрезировшик).

Появляется большая диспропорция между экономически неактивным населением и экономически активным, то есть растет демографическая нагрузка на работающих граждан - кто - то должен пополнять бюджет, кормить детей и стариков, обеспечивать государственные структуры страны.

Явно, что как - то необходимо выравнивать ситуацию, один из выходов - стимулирование рождаемости из вне с использованием социально - экономических стимулов. Если учитывать низкий уровень доходов и низкое качество жизни большинства россиян, увеличение «цены ребенка», возрастанием затрат на его обеспечение, то такое стимулирование - оптимальный вариант. Конечно, есть и другие факторы, которые влияют на повышение рождаемости, например, культивирование идеи большой семьи, запрета на искусственное прерывание беременности на базе высокой культуры и нравственности, но это все долгосрочные идеологические действия, и в принципе они уже осуществляются, но России же необходимо хорошо спланированное комплексное государственное регулирование демографических показателей с упором на социально - экономические стимулы, так как они наиболее эффективны в настоящее время именно для нашей страны. И такая демографическая политика осуществляется в нашей стране и во многих других странах мира, именно об этом мы и поговорим в следующих разделах нашей курсовой работы.

Демографическая политика

Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которой государство воздействует на естественное движение населения в желаемом для себя направлении.

Направление демографической политики зависит от демографической ситуации. Так, в странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводит Франция. Широкая программа планирования размеров семьи осуществляется в Японии.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения. Наибольшие усилия в этой области прилагают самые большие страны мира по численности человеческих ресурсов - Китай и Индия.

В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний срок вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР «Одна семья - один ребенок». Осуществление этой политики дало свои результаты.

Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 году приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, пропагандируется семья из четырех человек: «Нас двое - нам двоих». В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, появляющиеся на свет в Индии.

Существует также международная демографическая полтика, которая обязана своим появлением проблемам «демографического взрыва».

Первые всемирные конференции по народонаселению состоялись еще в далеком 1954 г. (первая - в Риме, вторая - в Белграде в 1965 г.). Многие страны уже тогда начали переходить к активной демографической политике, семейному планированию деторождения. В 1966 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по народонаселению и развитию, а в 1967 г. был образован ЮНФПА (Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения).

В 1974 году в Бухаресте состоялась третья Всемирная конференция ООН по народонаселению, на которой был принят «Всемирный план действий в области народонаселения» (ВПДН). Дальнейшее развитие он получил на четвертой конференции в Мехико в 1984 году. ВПДН исходил из важнейшего принципа тесной взаимосвязи между демографическими и социально - экономическими процессами, он содержал много конкретных рекомендаций по снижению рождаемости и смертности, содействию различным странам в решении их демографических проблем.

В 1989 г. в Амстердаме состоялся Международный форум «Народонаселение в 21 веке», который определил ряд целей и программ в области народонаселения, включающие всеобщее снижение уровня рождаемости, сокращение ранних браков и подростковой беременности, расширение использования средств контрацепции и т.д.

В 1992 г. мировая политика народонаселения обсуждалась на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио - де - Жанейро. Был сделан вывод, что решением демографических проблем в каждой стране должно стать составной частью ее национальной стратегии устойчивого развития. Каждая страна должна определить свои демографические цели и программы, исходящие из возможностей жизнеобеспечения растущего населения.

В сентябре 1994 года в Каире состоялась пятая Всемирная конференция ООН по народонаселению. На ней был принят окончательный план «Программы действий», которая должна определять политику народонаселения во всем мире на ближайшие двадцать лет.

Демографическая политика в России, стимулирование рождаемости социально - экономическими инструментами

Так, как направление демографической политики, как мы указали выше, зависит, прежде всего, от демографической ситуации, то понятно, что Россия в своей государственной демографической политике делает ставку на стимулирование рождаемости, которая у нас очень низкая.

Резкий поворот в государственной политике в отношении семей с детьми произошел не так давно.

Впервые комплекс мер, направленных на поддержку семьи и стимулирование рождаемости, президент В.В. Путин сформулировал весной 2006 года в своем Послании Федеральному собранию. Вступили эти меры в силу с начала 2007 года.

Спустя год стало ясно, что эти меры действуют - рождаемость постепенно повышается.

Меры по стимулированию рождаемости в нашей стране не похожи на меры по стимулированию рождаемости в Европе, которая также страдает от демографического кризиса. На европейских женщин увеличение финансовой помощи и социальная защита не действуют, во многих странах Европы и так высокий уровень жизни, а дело все в культуре потребительского общества и карьерных приоритетах. В России именно экономические стимулы делают свое дело и пополняют запас человеческих ресурсов.

После выступления президента было разработано два федеральных закона, которые направлены на существенное улучшение демографической ситуации, рост рождаемости, улучшение материального положения семей с детьми.

Были увеличены размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих и неработающих женщин.

Введено единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.

Установлена новая мера государственной поддержки - предоставление материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей в размере 250 тысяч рублей.

Результаты не заставили себя ждать. С середины 2006 года ежемесячное число младенцев стало существенно увеличиваться. Число рождений возросло с 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 - 2006 г.г. до 133 тыс. детей в среднем за месяц в 2007 году. А в октябре 2007 г. был установлен своеобразный рекорд - родилось более 154 тыс. детей. Население России увеличилось на 1,5 млн. человек (Источник: Росстат).

Для того чтобы закрепить достигнутые результаты и не допустить снижения реального уровня денежных пособий семьям с детьми, разработан проект Федерального закона, предусматривающего введение механизма их индексации с учетом темпов инфляции. Ранее эти пособия не индексировались. В проекте закона предусмотрено ввести индексацию в размере не ниже уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В связи с уточнением прогноза уровня инфляции на 2008 - 2010 годы, предусматриваются также увеличить размер материнского капитала с 250 тысяч до 267,5 тысяч, затем до 271,25 тысяч в 2008 году, 290,24 - в 2009 году, 307,65 тысяч рублей - в 2010 году. В уточненном федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период предусматривается увеличить расходы на эти цели с 55 млрд. рублей до 55,8 млрд. рублей.

Вместе с тем необходимо учитывать, что, по предварительным оценкам Пенсионного фонда РФ, численность граждан, желающих воспользоваться средствами материнского капитала в 2010 году, будет больше, чем прогнозировалось раньше при составлении Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период до 2010 года.

Сумма расходов, по оценке Пенсионного фонда, составит 150,3 млрд. рублей, что на 95,3 млрд. рублей больше, чем предусмотрено действующим бюджетом (Из доклада Министра здравоохранения и социального развития, РГ № 32 от 14 февраля 2008).

Кроме вышеуказанных законопроектов и реформ, связанных со стимулированием рождаемости, введены еще и следующие новшества.

Введены специальные пособия для детей, чьи отцы ушли служить с 1 января 2008 года. Теперь беременные жены призывников смогут получать от государства единовременную выплату в размере - 14 тысяч рублей, а после рождения ребенка им положена ежемесячная выплата в размере - 6 тысяч рублей. Введение нового пособия - материальная поддержка молодым семьям, в которых отец призван на службу и поэтому не может содержать жену и ребенка. Введение пособия тем более важно, что теперь отменено большинство отсрочек, а поэтому солдат, успевших обзавестись ребенком, станет больше. Соответствующий закон был подписан еще прошлой осенью президентом Путиным, а в декабре правительство утвердило изменения в «Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей». В этом документе четко проговаривается, кто имеет право на то или иное пособие, какие документы для этого понадобятся («РГ» № 8 от 17 января 2008 г., «Солдатская прибавка»).

Кроме того, уже в новом году из Белого дома вышел пакет документов, определяющих финансирование многочисленных социальных программ в регионах, которые правительство также приняло в последние дни 2007 года. Речь о выделении субсидий регионам из федерального бюджета на выплату единовременного пособия, которое выплачивается теперь не только при рождении ребенка, но и в том случае, если семья берет к себе малыша из детского дома. Это пособие составляет 8 тысяч рублей.

Также определенны размеры субсидий на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях. Из этих средств в регионах будут выплачиваться опекунам и приемным родителям по 4 тысяч рублей в месяц на каждого взятого в семью ребенка, и, сверх того еще 2,5 тысячи рублей предназначаются в качестве оплаты труда приемных родителей.

Еще пример, с прошлого года семьи стали получать компенсацию оплаты за детский сад (Российская газета № 32 от 14 февраля 2008 года).

В одном из своих последних выступлений В.В. Путин проронил фразу о необходимости создать условия для улучшения жилищных проблем в «соответствии с меняющейся ситуацией». Именно здесь в развязывании жилищного «узла» и кроется, наверное, следующий серьезный резерв для младенческого бума (Российская газета № 14 от 24 января 2008 года).