Аристотель, его роль в развитии античной философской мысли

Аристотель – более стройный идеализм. Cущность рассматривается в самих предметах. Первоначало – это идеальная форма, это перводвигатель.

Божественное начало = Бог = высшая цель

«Платон - мне друг, но истина дороже». Аристотель делает щаг в сторону материализма, полагая, что материя сама по себе есть нечто аморфное, неопределенное. И лишь благодаря тому, что материя выливается в определенную форму, она становится конкретной вещью. Форма — сущность вещи, материя — возможность, которая благодаря форме становится действительностью.(пример,глыба мрамора без форма ничто, но может превратиться в статую). Существует форма всех форм, чистая форма.Форма воздействует на возможности и передает форму – > первоматерия – не является первоначалом (воздух, огонь, вода, земля). Все первоэлементы стремятся к высшей цели и так образуется природа.

Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель - условие и гарантия счастья, то соответственно жизни счастливой. Аристотель определяет человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только вместе люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь в справедливом государстве, которое, по Аристотелю, предполагает материальный достаток и справедливость. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

Речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель: те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Считая душу началом жизни, он дает типологию различных "уровней" души, выделяя

1. растительную (ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ)

2. животную (прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, то есть стремление достичь приятного и избежать неприятного)

3. разумную (наделена высшей из способностей - рассуждением и мышлением, только у людей)

Разум, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.