Тема 3. Национальная стратегия экономического развития
3.1 Цели и принципы развития экономики переходного периода
Целями экономики переходного периода являются:
1 - экономическая свобода индивида и способность её реализовывать. Данное понимание свободы отвечает современным задачам построения социально ориентированной экономики. Следовательно, формирование системы законодательства, гарантирующей свободную реализацию гражданами своей экономической инициативы, должно привести к экономическому синергетическому эффекту.
2 - необходимость осознания практической реализации демократии в качестве всеобщего принципа управления. Осознание демократии в качестве инструмента воспитания и укоренения массовой политической культуры, позволит обществу социальных субъектов реализовать принцип комплементарное™ (дополнительности).
3 - формирование стратегии устойчивого развития в соответствии с курсом мирового сообщества на обеспечение безопасности человека.
В основу конструктивного, равноправного сотрудничества положены следующие принципы:
1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
2 Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Каждый человек имеет право на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи.
3 Право на развитие является всеобщим и неотъемлемым правом и составной частью основных прав человека: человек - основной субъект процесса развития.
4 Устойчивое развитие как одно из средств обеспечения благосостояния людей при справедливом распределении благ между всеми людьми требует признания взаимных связей между народонаселением, ресурсами, окружающей средой и развитием.
5 Одним из основных условий устойчивого развития Беларуси является ее инте- фация в мировую экономику.
6 Равноправное участие женщин во всех сферах жизни общества.
7 Разумная политика в области народонаселения является составной частью экономического развития, основная задача которой заключается в повышении качества жизни всех людей.
8 Являясь основной ячейкой общества, семья имеет право на всестороннюю защиту и поддержку.
9. Каждый человек имеет право на образование, которое должно быть направлено на полное развитие людских ресурсов, достоинства и потенциала каждого человека.
10 Государство и семья должны уделять первоочередное внимание детям.
11 Одними из важных задач государственных стратегий должны быть сохранение самобытности культуры и отстаивание интересов национальных меньшинств, т.е. создание условий для полноценного участия в политической и экономической жизни республики.
Эти принципы являются фундаментальными при разработке долгосрочных и краткосрочных стратегий устойчивого экономического развития Беларуси.
Таким образом, переходный период предусматривает «вызревание» условий, при которых доминировать будет не принцип управляемого развития, а принцип направляемого развития. Такой подход к целям переходного периода позволяет уяснить первоочередные и перспективные задачи развития нашего общества, придает целерациональный характер созидательным усилиям различных социальных групп в их стремлении выработать приемлемые для большинства приоритеты и ценности.
Любое управляемое общество - это общество, где принцип правозаконности должен выступать в качестве фундамента правоотношений между государством и всеми другими субъектами права.
3.2 Реализация стратегии устойчивого экономического развития Республики Беларусь
Беларусь имеет стратегическое значение для обеспечения взаимосвязи между Востоком и Западом. На востоке расположены колоссальные природные ресурсы Урала и Сибири, а на западе - государства с самыми современными технологиями, нуждающимися в этих ресурсах. Взаимная заинтересованность сторон очевидна и самый короткий путь к двусторонним обменам и сотрудничеству лежит через Беларусь. Помимо развитой сети нефтепроводов через территорию республики проходят две стратегические автострады, четыре железнодорожных пути, ведутся переговоры о строительстве скоростной железной дороги и еще одной современной автострады Париж-Москва. Учитывая, что основной грузопоток осуществляется в настоящее время автомобильным и железнодорожным транспортом, величина транзитных перевозок через территорию республики будет непрерывно возрастать. Целесообразным представляется создание на территории страны крупнейшего логистического центра Европы совместно с зарубежными партнерами.
Достаточно перспективной представляется возможность строительства сети каналов, которые соединили бы в одну водную транспортную артерию сходящиеся близко друг к другу притоки Западной Двины, Днепра, Немана и Припяти.
Кроме наземных, через территорию республики проходят многочисленные воздушные пути. Это говорит о наличии объективных предпосылок для развития современной транспортной инфраструктуры республики в качестве одного из главных стратегических направлений ее экономического и политического развития.
Строительство современных аэропортов, наземных транспортных коммуникаций со всей необходимой сферой обслуживания (АЗС, терминалы, складские помещения, ремонтный сервис, отели, кемпинги, стоянки, информационное обеспечение перевозок, сервис всевозможных услуг) не только способно создать миллионы новых высокооплачиваемых мест рабочих, но и принести доходы в национальный бюджет.
При реализации данной стратегии финансирование всех возможных проектов может вестись из следующих источников:
- за счет средств частных компаний, для которых легальное сервисное обслуживание транспортных коммуникаций представляет колоссальный интерес;
- за счет средств государственных предприятий, имеющих возможность получить заказы на проведение строительных, ремонтных, обслуживающих работ с гарантированной оплатой;
- за счет банковских инвесторов, имеющих возможность поместить свои капиталы в динамично развивающуюся сферу бизнеса, где делаются «быстрые деньги», а также создать в ней рабочие места;
- за счет привлечения средств граждан путем создания акционерных компаний, способных обеспечить надежное размещение капиталов;
- за счет надежного размещения капитала зарубежных инвесторов в сферы коммуникации, предоставляя им широчайшие возможности для сбыта своей продукции и организации рекламного бизнеса;
- за счет прибыли, получаемой Республикой Беларусь непосредственно за осуществляемый в настоящее время через её территорию транзит пассажиров и различных грузов, а также поступлений от таможенного досмотра.
Таким образом, реализация стратегии устойчивого экономического развития предполагает проведение комплекса разноплановых организационных мероприятий, что влечет необходимость трансформации всего аппарата государственного управления, предполагает систему следующих первоочередных мер:
- создание при правительстве мощного аналитического центра, который, опираясь на собственные исследования и анализ проблем мог существенно улучшить государственную маркетинговую политику. Для этого необходимы постоянный мониторинг внутреннего и других хозяйственных рынков, создание банков данных об основных параметрах деятельности хозяйствующих на них субъектов, а также разработка предложений по реализации целевых программ, ориентированных на развитие международного сотрудничества.
- систематизацию национальных интеллектуальных разработок, готовых к внедрению, и формирование в рамках КБ, СКБ, НИИ, вузов и других организаций проектных коллективов, ориентированных на решение целевых государственных программ при этом опираясь на имеющиеся интеллектуальные продукты.
- ускорение развития финансового рынка. Для этого необходимо сформировать рынок первичных и вторичных ценных бумаг, а также механизмы повышения ликвидности фондов, защиты инвестиций. Крайне необходима также развитая система финансовых посредников в лице инвестиционных банков, трастовых компаний, страховых фирм, пенсионных фондов, финансовых ассоциаций, которая бы повысила степень конкуренции в финансовой сфере и активизировала проведение финансовой реструктуризации государственных предприятий.
3.3 Содержание социально-экономических реформ в Республике Беларусь
Республика Беларусь вступила в переходный период смены социально- экономических систем в условиях разрыва культурной традиции во многих ее компонентах, приведшей к маргинализации значительной части населения и отсутствия пока четкой геополитической стратегии развития страны. Поэтому главными целевыми ориентирами являются:
- укрепление суверенитета Беларуси как нейтрального, безъядерного государства путем проведения политики баланса интересов всех задействованных стран;
- культурная, экономическая и политическая интеграция в европейские структуры, что гарантирует республике стабильное развитие на долгосрочную перспективу;
- формирование правового, демократического государства с высоким уровнем общей культуры и правосознания граждан, в котором основой разрешения социальных проблем и противоречий будет выступать принцип правозаконности;
- приоритетное восстановление деформированной культурной традиции и ее обогащение как основы успешных социально-экономических реформ;
- формирование развитой рыночной инфраструктуры, позволяющей изменить роль государства в общественной и личной жизни, создав предпосылки для максимального расширения сферы самоуправления граждан.
Объективная общемировая тенденция развития - это формирование постиндустриального, информационного общества, характеризующегося совершенно иным типом
социальной структуры. Для нее характерны следующие особенности:
- централизация теоретических знаний в руках 3-5% населения;
- создание новых интеллектуальных технологий;
- переход при производстве товаров и услуг к использованию полностью роботизированных линий, что изменяет характер труда людей, выводя их из непосредственного процесса производства;
- кардинальное изменение положения женщин, которые начинают доминировать в ряде сфер производства и управления;
- достижение социального статуса в обществе, исходя не из наследственных особенностей, а из знаний и квалификации в определенной области;
- сокращение большинства видов ресурсов и, в первую очередь, времени.
Данные изменения предполагают необходимость опережающего прогресса нравственных начал в обществе над его научно-техническим развитием.
Развитие Беларуси на принципах устойчивого развития возможно лишь при наличии следующих благоприятных внешних и внутренних условий:
- стабильной социально-политической обстановке в стране;
- развитии и упрочении всех институтов демократии;
- структурной перестройке промышленности и АПК на основе быстрого создания сферы мелкого и среднего бизнеса посредством динамичных процессов приватизации госсобствен ности;
- создании развитой инфраструктуры рынка (бирж, банков, страховых компаний), обеспечивающих нормальное функционирование всех субъектов хозяйствования на основе доминирования в сознании людей правильного понимания смысла рыночного типа организации экономики и реализации в полном объеме принципа правозаконности;
- развитии инфраструктуры, обеспечивающей всю сеть транзитных подземных, наземных, речных и воздушных коммуникаций, что позволит создать динамично развивающуюся сферу бизнеса и сотни тысяч новых рабочих мест в краткосрочной перспективе;
- создании благоприятных условий для внутренних и внешних инвестиций посредством оптимальных законодательных условий, организации свободных экономических зон, совместных проектов, и создании фирм;
- решении комплекса чернобыльских проблем при международной помощи;
- демилитаризации экономики и сокращении численности спецслужб, а также сотрудников аппарата государственного управления при изменении их функций.
Перспективы национальной экономики в значительной мере обусловлены возможностями сохранения и приумножения главного богатства всякой нации - культурного и интеллектуального потенциала, что выдвигает эти сферы в разряд приоритетных. Это значит, что должен вырасти объем их финансирования и целенаправленной поддержки со стороны государства и предпринимательских структур.
Тема 4 Виды рисков и управление ими на организационном уровне
4.1 Диагностика механизмов возникновения рисков в менеджменте
В основе предпринимательской деятельности лежит ожидание получить доход, превышающий средний сложившийся. Эти ожидания неопределенные - могут сбываться или нет, поэтому предпринимательство всегда ассоциируются с риском.
Предвидение и уменьшение негативных последствий неопределенности ожиданий составляет суть управления риском.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной мере прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.
В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результанта. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.
В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск) они делятся на следующие категории: природно-естественные риски, экологические, политические, транспортные, коммерческие риски.
К природно-естественньм рискам относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия.
Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К политическим рискам относятся: невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война); неблагоприятное изменение налогового законодательства; запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательство перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.
Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, авиатранспортом.
Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки.
По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.
Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем.
Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных средств (оборудование, сырье, транспорт), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара.
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные
риски).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.
Инфляция означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег. Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.
Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов.
Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.
К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем.
Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем.
Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.
Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.
Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.
Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы
Селективные риски - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
При анализе риска, разделив рассматриваемую систему или экономический процесс на число отдельных элементов (подсистем), используя вербальные, математические методы, модели и приемы, экспертизы и опыт специалистов, вычислительную технику, менеджер может анализировать неопределенность, связанную с каждым из элементов системы. Он может рассматривать степень зависимости между риском и составляющими данного объекта, оценивать совокупное влияние рисков подсистем на процесс, получив возможность на этой основе выбрать оптимальный вариант экономических решений (стратегий).
Потребность в развитии перспективного анализа риска связана с основой всей системы планирования в условиях рыночной экономики, включающей в себя процессы составления прогноза сбыта, производственной и финансовой деятельности. Чтобы минимизировать риск, первая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы наиболее точно определить в условиях неопределенности, что и в каких количествах оно может продавать на рынке. Иначе говоря, необходимо из тех видов продукции, которые компания в принципе может выпускать (в соответствии с имеющимися оборудованием, технологией, источниками снабжения сырьем, материалами, комплектующими, со своим месторасположением, конфигурацией транспортных связей и многими другими факторами, определяющими характер любой хозяйственной деятельности), а в торговле закупать, выбрать те изделия, которые пользуются или будут пользоваться в будущем наибольшим спросом у потребителей и окажутся достаточно рентабельными.
Таким образом, риск и неопределенность, присущие процессам, связанным с достаточно жесткими условиями стремления к успеху среди конкурентов, очевидны уже до начала разработки производственно-финансовой программы. Она должна строиться на основе прогнозов сбыта, в ней должны приниматься решения, куда и в каких объемах направлять инвестиции, какие дополнительные производственные мощности потребуются предприятию и через какой период времени, какие новые источники снабжения следует отыскать, какие конструкторские разработки или технические новинки запускать в производство. Основными направлениями разработки бизнес-плана, а также программирования коммерческого риска являются закупки, производство, сбыт и финансы.
Назначение анализа риска - дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть мер по защите от возможных финансовых потерь.
При анализе риска используются следующие критерии:
- потери от риска независимы друг от друга;
- потеря по одному направлению из «портфеля рисков» не обязательно увеличивает вероятность потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
- максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.
Количественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача - определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, т.е.
установить потенциальные области риска, после чего идентифицировать все возможные риски.
Качественный анализ риска, т. е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в цепом, - проблема более сложная. Все факторы, так или иначе влияющие на рост степени риска в проекте, можно разделить на объективные и субъективные. Анализ риска основан на методологии, с помощью которой анализируется будущая неопределенность для того, чтобы определить влияние риска на предполагаемые результаты.
4.2 Выбор точки отсчета, технологии измерения и управления различными видами
рисков
С определения точки отсчета зависит последующий успешный или ошибочный рискованный выбор направления и методов деятельности.
Для того, чтобы выяснить насколько эффективны принятые решения и действия, необходимо сравнить их с результатами работы преуспевающих конкурентов.
Выбор критериев оценки эффективности деятельности и означает определение точки отсчета.
Наиболее преуспевающие мировые компании и фирмы при определении точки отсчета ведут анализ по следующим четырем направлениям.
1) Анализ работы конкурентов посредством систематического изучения способов и методов их деятельности. Это позволяет пересматривать и улучшать собственные стандарты и показатели эффективности.
2) Лучшая практика, т е. постоянный поиск в окружающей среде наиболее перспективных ниш для дальнейшего развития, разработок, ноу-хау, и совершенствование технологий ведения бизнеса с различными группами потребителей.
3) Сравнение качества работы внутри фирмы между ее подразделениями и филиалами для выявления и распространения передового опыта на всю организацию, а также исключение повторения имеющихся ошибок.
4) Установление стандарта, т.е. разработка постоянно совершенствующихся стандартов качества производственной деятельности и обслуживания клиентов.
Следовательно, без определения точки отсчета проекты превращаются в лотерею, где выигрыш не гарантирован. Если же точка отсчета определена правильно, то фирма получает возможность рационального, устойчивого развития и преимущества в борьбе с конкурентами.
Целью определения точки отсчета является обозначение тех процессов и зон в организации, которые требуют стимулирования, улучшений или же изменений деятельности.
Точка отсчета может определяться и устанавливаться для любых параметров, производительность которых можно установить и измерить. Ими могут выступать продуктивность, качество продукции, стандарты ее доставки потребителям, скорость основных производственных и вспомогательных процессов, заработная плата, качество управления основными ресурсами, характеристики производимой продукции или услуг.
Определив оптимальные показатели деятельности, можно ориентировать на них в качестве эталонных остальной персонал. Тем самым менеджеры смогут находить, а также экономно и продуктивно использовать имеющиеся ресурсы для получения максимальной прибыли.
Технология установления точки отсчета включает последовательность определенных шагов.
1) Планирование. Сосредоточение внимания при определении точки отсчета на тех процессах или производствах, которые приносят максимальную прибыль или могут стать катализаторами всей деятельности в целом.
2) Сбор данных. Определение достоверных источников информации, а также сбор и анализ только тех данных, которые необходимы для установления точки отсчета собственной деятельности.
3) Анализ результатов. Сравнение полученных данных с состоянием дел внутри фирмы с учетом того, что передовой опыт и достижения других могут в силу разных причин быть неприемлемы для ее сотрудников.
4) Внесение изменений. Принятие решения о том, что необходимо изменить. Организационная подготовка и реализация с привлечением всех исполнителей к участию в разработке программы предстоящих изменений с целью предупреждения реакции отторжения и возможных конфликтов.
5) Проверка выполнения должна быть направлена на корректирующее воздействие в случае возникших отклонений от плана, а также на получение дополнительной информации с целью совершенствования всего процесса в целом.
Таким образом, поменяв местами точку отсчета, можно достигнуть больших преимуществ в управлении риском.
4.3 Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
После принятия решения о точке отсчета своей деятельности при помощи анализа угроз и возможностей во внешней среде, а также расчетов степени ожидаемого хозяйственного риска менеджерам необходимо сконцентрировать усилия на стимулировании проявления возможных благоприятных факторов и снижении действия негативных.
Наиболее важными факторами, порождающими риск, выступают: предпринимательская среда; стихийные бедствия и природные условия;
воздействие на бизнес уголовной и организованной преступности, а также
коррупции;
недобросовестность или же профессиональная несостоятельность партнеров по бизнесу, а также недостаточная квалификация собственного персонала;
отсутствующий или же некачественно разработанный бизнес-план с нечетко определенными миссией и стратегическими направлениями деятельности;
скачкообразный характер научно-технического прогресса, ведущий к лавинообразному росту новых технологических новшеств, что, с одной стороны, упраздняет целые сферы бизнеса с существующими в их рамках продуктами и услугами, а с другой - открывает возможности для формирования принципиально новых;
• интеллектуальная, физиологическая и психологическая неготовность сотрудников работать в экстремальных условиях динамичной среды с постоянно расширяющимся набором угроз, а, следовательно, растущим потенциалом неопределенности;
• обман со стороны партнеров, их банкротство или же неплатежеспособность.
Комплексный анализ перечисленных факторов с точки зрения их силы, а также постоянного или временного характера воздействия на бизнес может помочь при разработке и выборе альтернативных вариантов деятельности.
Если риск неизбежен, а его степень трудно просчитывается, важное значение имеет выбор правильной тактики. Она определяется правильностью избранной стратегии, поскольку обусловливает структуру и основные возможности ведения бизнеса.
Оптимизация работы по выбору наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности может осуществляться путем выделения решающих показателей, а также их сопоставления по значимости и влиянию на конечный результат. Такие последовательные сравнения позволяют определить лучшую программу действий.
Риски целесообразно страховать. Под страхованием в бизнесе понимается система мер, направленная на полное или частичное возмещение потерь от наступления непредвиденных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев, невыполнения договорных обязательств одной из сторон), путем распределения ответственности и потерь между возможно большим числом юридических и физических лиц.
Перестрахование представляет собой такое страхование рисков бизнеса, когда
страховщик часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам -перестраховщикам. Данный вариант имеет цель создания сбалансированного страхового портфеля для обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Перестрахование производится также в тех случаях, когда необходимо поддержать установленное законом соотношение между собственным капиталом страховщика и принятыми им на себя обязательствами. При этом страхующийся имеет дело только с одной страховой фирмой.
Сострахование является способом выравнивания и распределения крупных рисков между страховщиками, при котором каждый из них в отдельности заключает со страхователем отдельный договор.
Хеджирование - это специфическая форма страхования цены или прибыли фирм при заключении ими различного рода фьючерсных контрактов.
Таким образом, коллективная (с привлечением квалифицированных экспертов) работа по выработке продуманных направлений деятельности, а также применение комбинированных способов распределения ответственности и страхования хозяйственного риска позволяют предпринимателям и фирмам уменьшить вероятность неблагоприятных последствий реализации различных коммерческих проектов.
4.4 Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения степени риска
У большинства предприятий часто возникают серьезные проблемы из-за незнания основ коммерческого права, что ведет к серьезным финансовым последствиям их деятельности. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности договорного регулирования торговых сделок по купле-продаже, поставкам и товарообменным операциям.
Процесс подготовки и заключения торговой сделки включает следующие этапы: поиск и выбор контрагента, проведение переговоров и заключение договора, контракта или соглашения.
Поиск контрагента проводится при помощи рекламы через прессу, другие СМИ, почтовую рассылку рекламной информации по заранее определенной выборке юридическим и физическим лицам, а также посредством прямых контактов с покупателями.
Если сделанное предложенное принято, то может быть заключено прямое соглашение - оферта, после чего посылается заказ. Получив подтверждение заказа, покупателю направляется форма контракта и коммерческое письмо, содержащее информацию
о намерении вступить в переговоры для заключения коммерческой сделки.
Оферта может быть твердой и свободной.
Твердая оферта содержит условия сделки, которые для определенного лица неизменны, а свободная оферта является формальным общим предложением о заключении сделки.
Выбор контрагента зависит от характера и предмета сделки, емкости рынка и состоянии его конъюнктуры по товарам, а также от особенностей заключения сделок с данной страной.
Следующим этапом подготовки торговой сделки является тщательное изучение условий заказа, когда оговариваются точные сроки его выполнения, штрафные санкции и иная ответственность за их срыв, а также другие детали и непредвиденные обстоятельства, касающиеся защиты прав и интересов сторон.
Деловые сделки заключаются между юридическими и физическими лицами на основе договоров, контрактов или соглашений.
Договором является согласие сторон по вопросам установления, изменения либо прекращения определенных обязательств в отношении друг друга.
Контракт представляет собой договор или соглашение, устанавливающее права и обязанности обеих сторон, которые обусловлены определенными сроками.
Соглашение - это юридически оформленное одностороннее обязательство физических и юридических лиц по получению или передаче имущества или иных прав. Наиболее распространенной формой соглашения выступает лицензионное соглашение.
При заключении соглашения, договора или контракта целесообразно построить свою работу в виде определенной последовательности шагов:
предельно конкретизировать предмет будущего договора; провести калькуляцию и уточнение цен, рассчитав общую сумму контракта или соглашения;
конкретизировать сроки их действия, поставки отдельных партий товаров, выполнения работ, оказания услуг;
зафиксировать условия производимых сторонами платежей; уточнить характеристики упаковки и маркировки товаров; установить гарантии продавцов, определить размеры штрафных санкций и
* порядок возмещения возможного убытка;
решить вопросы страхования, учитывая объективные и субъективные ограни-
I чения, а также непредвиденные обстоятельства (неучтенный размер риска при заключе
нии сделки);
определить порядок арбитража и судебного разбирательства возможных споров.
В самом договоре, контракте или соглашении должны содержаться следующие сведения:
точное юридическое наименование организаций-партнеров; регистрационный номер, место и дата подписания документа; существо заключаемой сделки (купля-продажа, лизинг, лицензия, передача авторских прав);
• важнейшие условия, данные о количестве товаров и их ценах, а при продаже оборудования должны быть отражены технические параметры или спецификации.
При уточнении цен необходимо зафиксировать их по временным интервалам, привязав к валюте одной из сторон или же к международным валютным единицам.
При длительном периоде поставки партии фиксируются базовые цены на дату заключения договора и переменные, изменяемые в течение времени его действия. Окончательная цена устанавливается путем соглашения сторон исходя из анализа изменения цен в течение определенного промежутка времени.
Юридические нормы, регламентирующие договорные отношения, имеют особенность: нормативные акты более позднего происхождения обладают приоритетом перед ранее изданными, подзаконные акты подчиняются закону, а специальные правовые нормы главенствуют над общими. Поэтому при включении в контракт условий, противоречащих закону, он признается полностью или частично недействительным.
По мере активизации коммерческой деятельности на внутреннем рынке, а также при работе на рынках других стран отечественные предприниматели и фирмы все чаще начинают использовать оборотные документы, наибольшее распространение среди которых получили чеки и векселя.
Чек - это документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать или пе-
I речислить определенную сумму денег с текущего счета лица, подписавшего чек.
Вексель - это документ, дающий право одному лицу (векселедержателю) требо- , вать от другого лица, обязанного по векселю, уплаты указанной в нем суммы денег в оп-
! ределенный срок и в определенном месте.
В настоящее время выпускают следующие виды векселей:
1) простой вексель - это ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег держателю векселя:
2) переводной вексель - это письменный приказ векселедержателя (трассанта), адресованный плательщику (трассату), об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу - первому держателю векселя (ремитенту);
3) домицилированный вексель - это вексель, содержащий оговорку о том, что ой подлежит оплате третьим лицом (домицилиантом) по месту жительства плательщика или же в другом месте;
4) бланко-вексель - это документ, в котором отсутствует один или несколько обычных реквизитов (подпись векселедержателя, сумма, дата выставления). Такой вексель может быть выпущен в обращение как векселедержателем, так и плательщиком в результате банковского акцепта;
5) соло-вексель - это вексель с подписью одного лица. Вексельный акцепт на его оплату оформляется в виде соответствующей подписи на векселе, как правило, представителя банка. Акцепт, прежде всего, связан с переводными векселями (траттами), которые не выдаются заемщикам, а выставляются кредитором на заемщика.
Наиболее широкое распространение среди оборотных документов, обеспечивающих договорные обязательства сторон при заключении ими различных сделок, получили следующие документы:
1) акции - ценные бумаги без установленного срока обращения, удостоверяющие внесение средств на цели развития предприятия;
2) аллонжи - дополнительные листы, прикрепляемые к векселям для передаточных надписей при условии невозможности их полного размещения на вексельном бланке. На аллонже может быть совершен аваль, т.е. вексельное поручительство или банковская гарантия, обеспечивающая всю сумму векселя или же ее часть;
3) закладная - документ о предоставлении должником в залог недвижимого имущества, дающий кредитору право его реализации с торгов при неуплате денежного обязательства в оговоренный срок. Закладная должна быть нотариально заверена;
4) облигация - ценная бумага, приносящая держателю заранее установленный доход в виде процентов и отличающаяся от акции, доход от которой варьируется в зависимости от изменения доходности предприятия;
5) платежное поручение - это поручение предприятия, учреждения-плательщика обслуживающему его банку перечислить определенную сумму с его счета на счет получателя;
6) платежное требование - расчетный документ, представляющий собой требование получателя средств к плательщику об уплате ему определенной суммы через банк;
7) фактура - счет, выписываемый продавцом на имя покупателя и удостоверяющий фактическую доставку товара или услуги и их стоимость.
Использование рассмотренных специфических особенностей правового обеспечения бизнеса позволяет уменьшить риск, возникающий при непрофессиональном заключении контрактов и договоров, оформлении взаимных обязательств сторон, работе с различными посредниками, а также при необходимости сохранения коммерческой тайны в условиях применения различных нечестных и незаконных приемов ведения конкурентной борьбы.
Тема 5 Многомерный характер организационных изменений
5.1 Диагностика потребности в изменении
Мир бизнеса в настоящее время динамичен, поэтому менеджеры должны управлять изменением как новой возможностью и угрозой.
Управление изменениями строится на основе прогнозов. Но они оказываются неточными в силу неустойчивости цен на энергоносители, продовольствие, металлы и другие ресурсы, сокращения жизненных циклов сфер бизнеса, компаний и производимых ими продуктов; усиления влияния на конъюнктуру рынка организованных потребителей, семейных и малых фирм; контроля рынков посредством постоянного выведения на них технологических новинок; усиливающейся материальной дифференциации между различными фуппами населения.
Практика эффективного менеджмента свидетельствует, что персонал идет на кардинальные преобразования своей работы и профессиональной карьеры, если сотрудники вовлечены в обсуждение возникших проблем и понимают целесообразность и выгодность изменений.
Поскольку проведение изменений - важнейшая часть работы любого менеджера, возникает необходимость их реализации с наименьшими потерями времени и сил. Целью большинства организационных изменений является повышение степени удовлетворения клиента.
Чтобы понять, в какой степени люди готовы осознанно и самостоятельно переориентироваться на новые представления о целях, характере и содержании работы, менеджеры должны предельно объективно оценить уровень энергии изменений, двигающей каждым сотрудником с помощью анкетирования.
Специфические и стимулирующие цели приводят к большему старанию и высоким показателям. Высокие цели мотивируют персонал на изменения не сами по себе, а только в прямой зависимости с возможностью увеличения количества личных благ невозможностью самореализации.
Диагностика потребностей в проведении организационных изменений может осуществляться тремя способами:
1) «сверху - вниз», когда топ-менеджеры компании проводят комплексный аудит бизнеса;
2) «снизу - вверх», т.е. персоналом подразделений, видящих объективную по-1 требность в осуществлении изменений для повышения эффективности работы;
3) с помощью приглашенных экспертов, которые призваны ответить на вопросы о необходимости и характере возможных изменений.
В некоторых компаниях кроме трех указанных способов используют потенциал групп интеллектуальных провокаторов. Их задача - постоянно подвергать сомнению основы бизнеса и предлагать альтернативные варианты его будущего. Это позволяет реализовать инновации как на уровне стратегического менеджмента, так и на уровне управления бизнес-процессами.
5.2 Анализ ситуации изменения
Изменения могут происходить на различных уровнях - индивидуальном, групповом, командном, организационном, а также при реализации проектов в проектноцелевых группах. Поскольку изменения носят системный характер, то они в конечном итоге затрагивают все организационные уровни.
Проанализировав уровни, на которых будут проводиться организационные изменения, необходимо сравнить движущие и сдерживающие силы изменений.
Для этого можно использовать метод анализа поля сил.
Цель анализа поля сил «силового поля» - создание реалистической, всеобъемлющей оценки того, что может повлечь за собой то или иное предложение по организационному изменению.
Концепция анализа «силового поля» - это один из инструментов, который поможет предпринять нужные действия, чтобы преодолеть сопротивление. Этот метод предполагает активный анализ и оценку текущего положения дел.
«Силовое поле» (Рогсе Пей Апа1у513) - анализ факторов или сил, которые подталкивают и способствуют переменам или, наоборот, их подавляют. Эти силы могут брать начало как внутри, так и вне организации, из поведения людей, основанного на их оценках, образе мышления, системе ценностей, или в системах и процессах, ресурсах, которые существуют и стимулируют способность организации к производитель-' ным переменам.
Модель «силового поля» представляет текущую ситуацию как динамическое равновесие, управляемое многими факторами, которые «оставляют все в том виде, как есть». Чтобы продвинуться к цели, необходимо оценить сопротивление и постараться изменить этот баланс, в пользу сил, направленных на достижение цели.
Модель анализа «силового поля» представлена на рисунке 1.
Достижение перемен является ничем иным, как передвижением линии равновесия в сторону цели. Это может быть достигнуто за счет усиления или добавления движущих
сил, сокращения или отодвигания сдерживающих сил или комбинации этих мер.
Дополнительным инструментом, облегчающим проведение анализа силового поля, служит анализ заинтересованных сторон. В отличие от движущих сил или сил сопротивления, имеющих, как правило, прямое отношение к изменениям, представители так называемых «заинтересованных сторон» — конкретных лиц, групп или организаций, косвенно выигрывают или проигрывают от изменения ситуации. Эти «заинтересованные стороны» также могут находиться как внутри, так и вне организации, и активная работа с ними может усилить непосредственные движущие силы перемен, или ослабить действие сил сопротивления.
Практика организационного развития позволяет выделить семь основных причин, из-за которых люди сопротивляются изменениям:
1) узкособственнический интерес;
2) непонимание и недостаток доверия;
3) различная оценка ситуации;
4) низкая терпимость к изменению;
5) давление со стороны коллег;
6) усталость от изменений;
7) предыдущий неудачный опыт изменений.
Определить е&м'ш, аде?*» задачу,
ШИЛ' 811111 ( 1! IЫ |
Ракмопсенс и.чи Н'кмкяи форма
Рисунок 1 - Модель анализа «силового поля» Таблица 1 - Причины сопротивления изменениям
|
Преодоления сопротивления персонала организационным изменениям можно представить следующими подходами.
1) Образование и предоставление информации. Информирование персонала до начала изменений о его целях, времени, характере не только в формальной, но и в неформальной обстановке позволяет лучше подготовить людей к будущим переменам. Возникающее доверие ломает встречающуюся ситуацию «делаю потому, что так приказали и формирует общность высокомотивированных единомышленников. В свою очередь, программы повышения квалификации, обмена опытом, стажировки, а также самоподготовка поможет сотрудникам быстрее понять смысл и свою роль в этих процессах.
2) Участие и вовлечение означает искреннюю заинтересованность руководства выслушать мнение тех людей, которых готовящиеся изменения непосредственно затронут.
3) Помощь и поддержка являются обязательными атрибутами работы по подготовке персонала к изменениям. Они могут включать в себя обучение, переподготовку, стресс-менеджмент, проведение коллективных совещаний, моральную поддержку, индивидуальные графики работы на новом оборудовании. Будучи реализованными в комплексе, они позволяют существенно уменьшить сопротивление изменениям. 1
4) Переговоры и соглашения. В ряде случаев «проигравшие» от изменений могут оказать серьезное сопротивление дальнейшему развитию.
5.3 Осуществление программы изменений
Классическим вариантом проведения изменений можно считать подход американского психолога К.Левина. Он обосновал необходимость трехэтапного внедрения нововведений (таблица 2).
Таблица 2 - Осуществление изменений
|
На этапе размораживания предыдущие идеи и практики ведения бизнеса ослабляются путем коллективного обсуждения новых идей и возможностей. На этапе изменений персонал каждодневно на практическом опыте должен получать подтверждение большей эффективности новых приемов. На этапе замораживания новые способы работы закрепляются в новой общепринятой системе.
На каждом из этапов возникают специфические проблемы, которые требуют ситуативного менеджмента по их решению. На этапе размораживания принципиально важно преодолеть скептицизм, неприязнь и боязнь перемен. Для этого необходимо дать понять персоналу, что предыдущий этап работы - это важный этап развития организации, которым они вправе гордиться.
На этапе изменений важно преодолеть характерный для некоторых комплекс; профессиональной неполноценности, вызванный ошибками и недостаточным опытом работы по-новому.
Большую угрозу для проведения изменений представляет психологическая неготовность персонала быстро перестроить свою работу, а также организованное сопротивление изменениям различных кланов.
На этапе замораживания нововведения устранить старые структуры и систему управления. Инерция привычки может оказаться сильнее, и возникает угроза заморозить нововведения. Поэтому так важно одновременно синхронно перестраивать процессы и
систему управления ими.
Тема 6 Разработка и реализация стратегических изменений
I
6.1 Процесс выбора стратегии: модель 7 \ЛЗЮЫ - основа разработки видения будущего компании
I СНСфЫ |
Слово «стратегия» в переводе с греческого означает «искусство развертывания войск в бою».
Стратегические изменения - это выработка направления долгосрочного развития компании для достижения целей в рамках выполнения избранной миссии. Они определяют: критерии отбора необходимых кадров, продвигаемых на рынок продуктов и услуг (их объем, номенклатуру), рынков сбыта и получения ресурсов, а также возможности роста оборота капитала, размещения средств, методы достижения избранных целей.
Реализация стратегических изменений возможна на основе прогнозов, подготавливаемых бизнес-аналитиками компании. Это управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешних рынках.
Стратегический просчет высшего руководства зачастую не может быть «погашен» уже ничьими усилиями, а потому может стать причиной потери конкурентоспособности организации с последующим банкротством.
Поэтому при выработке стратегических планов топ-менеджеры организаций должны акцентировать свое внимание на следующих основных моментах.
Во-первых, определить процедуры распределения функций между подразделениями.
Во-вторых, наметить перечень мероприятий: кто, что и когда должен делать.
В-третьих, утвердить бюджеты подразделений на данный период.
Функции и последовательность стратегического планирования:
, 1. Планирование продуктов и услуг;
2 Планирование программ действий;
3 Планирование менеджмента;
4 Планирование ресурсов;
5 Координация и окончательная выработка стратегического плана, контроль за его выполнением.
Рассмотренная последовательность действий в области стратегического планирования является идеальной схемой, технологическим ориентиром в процессе выработки стратегии деятельности организации.
Вопросы планирования стратегических изменений организации способствуют обеспечению конкурентоспособности в течение длительного времени.
Модель 7 К - \Л8Ю1\1, представленная на рисунке 2 позволяет конкретизировать работу команды в области разработки стратегических изменений и предупредить различные виды рисков.
,
' 11] п с! раним { 11.11] кооперациям
Рисунок 2 - Модель 7 К - ХЛЗЮИ
1 Регионы - в каких регионах мы будем работать?
2 Сферы бизнеса: в каких сферах мы будем вести бизнес?
3 Товары и услуги: какие услуги и продукцию мы будем предлагать клиентам и почему?
4 Рынки: на каких рынках и с какими клиентами мы будем работать? ,
5 Интеграция или кооперация: будущее нашего бизнеса в его интеграции или кооперации с другими предприятиями?
6 Компетенции: какими компетенциями должны обладать кадры предприятия?
7 Ценности: какие ключевые ценности мы должны активировать у сотрудников в течение данного периода?
8. Структура управления: кто и как будет управлять предприятием через 7-10 лет?
Ответ на данные вопросы конкретизирует последующую работу по анализу конкурентных стратегий и подготовке стратегических изменений компании.
6.2 Анализ потенциала базовых конкурентных стратегий
Процесс выбора стратегии является ответственным этапом разработки стратегических изменений. Ошибки высшего руководства, допущенные на данном этапе, в большинстве случаев практически невозможно исправить. Неправильная оценка совокупной степени рисков приводит к значительным финансовым потерям либо к банкротству.
Чтобы выбрать будущую стратегию с учетом имеющихся альтернатив, необходимо пройти через четыре этапа.
Этап 1. Уяснение текущей стратегии. Невозможно принимать решения о будущем развитии, не имея четкого представления о текущем состоянии организации и специфике реализуемой стратегии.
Чтобы прояснить ситуацию с текущей стратегией, необходимо проанализировать по пять внешних и внутренних факторов:
К внешним факторам относятся:
- размер деятельности организации и степень разнообразия производимой продукции;
- диверсифицированность организации (т.е. способность выпускать различные продукты и услуги), что повышает ее устойчивость в конкурентной борьбе на различных рынках;
- характер недавних приобретений и продаж части своей собственности, определяющих состояние ее различных фондов и возможность их трансформации; ,
- структура и направленность деятельности за последний период, показывающие сложившиеся сильные стороны и приоритеты;
- возможности, на которые была ориентирована организация в последнее время, что характеризует потенциал привлекаемых ею ресурсов и специфику продвижения продуктов на рынок;
- отношение к внешним угрозам, которое демонстрирует степень адекватности управленческих реакций на систему ограничений и прямых угроз бизнесу.
К внутренним факторам относятся:
- цели фирмы, способные указать на готовность персонала следовать в направлении, определяемом стратегическим выбором;
- критерии распределения ресурсов и структура капиталовложений в продукцию, которые характеризуют положение в организации и необходимость перехода к иным, более продуктивным решениям;
- отношение к финансовому риску со стороны руководства, показывающее их действительную способность принимать верные решения в форс-мажорных обстоятельствах;
- концентрация усилий в области НИОКР, проясняющая возможности и приоритеты будущих исследований и разработок;
Слабая конкурентная позици | БЫСТРЫЙ РОСТ РЫНКА | Сильная конкур | |
I квадрант стратегий | И квадрант стратегий | ||
1 Пересмотр стратегии концентрации | 1 Стратегия концентрации | ||
2 Горизонтальная интеграция или слияние | 2 Вертикальная интеграция | ||
3 Стратегия сокращения | 3 Стратегия центрированной диверсифика | ||
4 Стратегия ликвидации | ции | ||
II! квадрант стратегий | IV квадрант стратегий | ||
1 Сокращение расходов | 1 Центрированная диверсификация | ||
2 Диверсификация деятельности | 2 Конгломеративная диверсификация | ||
3 Сокращение | 3 Совместное предприятие в новой области | ||
4 Ликвидация | |||
О | МЕДЛЕННЫЙ РОСТ РЫНКА |
Рисунок 3 - Матрица выбора стратегии |
- стратегии в отдельных сферах маркетинга, производства, управления персоналом, позволяющие квалифицированно судить о возможностях организации и о том, что необходимо предпринять для улучшения дел.
Этап 2. Анализ портфеля продукции. Дает представление о характере взаимосвязей частей бизнеса и потенциале их суммы - портфеле продукции. Он позволяет сбалансировать поступление денег, степень риска, обновление и отмирание частей бизнеса.
1. Определение параметров матриц анализа портфеля продукции для уточнения информации и выбор переменных для проведения анализа;
2. Измерение силы бизнеса предполагает использование следующих переменных. доля рынка, ее рост, относительная доля рынка по отношению к ведущей марке, лидерство в качестве продукции и др.
3. Сбор и анализ данных, проводимый по четырем направлениям - привлекательность отрасли для бизнеса, конкурентная позиция организации, возможности организации и угрозы для нее, имеющиеся ресурсы и квалификация кадров, - анализируемые с позиции выявления потенциала организации по каждому направлению.
4. Построение и анализ матриц портфеля продукции для сравнения с текущим состоянием портфеля продукции организации и разработки прогноза его потенциала на будущее.
5. Разработка динамики изменения матриц с целью изучения, приведет ли переход портфеля продукции в новое состояние к достижению поставленных целей.
6. Формирование нового портфеля продукции возможно в случае отрицательных результатов ответов по сформулированным ранее вопросам.
7. Определение желаемого портфеля продукции происходит после анализа того, какой из имеющихся вариантов более соответствует поставленным фирмой целям.
Рассмотренная последовательность действий по анализу портфеля продукции не является инструментом принятия решений, а лишь показывает его состояние, которое должно учитываться процессе принятия решения.
Этап 3. Выбор стратегии организации. Осуществляется на основе анализа, проделанного на предыдущих этапах, а также посредством осознания основных причин, характеризующих сущность и специфику реализуемой стратегии.
При выборе стратегии целесообразно учитывать следующие восемь ключевых факторов:
1) привлекательные стороны сферы бизнеса и сильные стороны организации, которые должны быть направлены на укрепление ее лидирующего положения на рынке за счет развертывания деятельности в новых сферах и выбора оптимальных стратегий роста.
2) цели организации, придающие уникальность и оригинальность выбору стратегии. I
3) интересы и отношение высшего руководства могут оказать решающее значение на выбор и корректировку стратегии в процессе ее выполнения. Руководство почти всегда обладает большей информацией, важной для развития бизнеса, чем рядовые сотрудники, а потому может более точно реагировать на различные изменения, требующие определенности в выборе и проведении стратегии;
4) финансовые ресурсы обусловливают выбор стратегии в случае разработки нового продукта, выхода на новые рынки, в случае перехода в новую сферу деятельности, а также при намерении высшего руководства организации вести диверсифицированный бизнес;
5) недостаточная квалификация работников являет сильным ограничительным фактором при выработке стратегии, особенно в новых сферах деятельности, так как там сразу же требуется демонстрировать высокое качество деятельности во всех компонентах;
6) обязательства организации, возникшие в результате реализации предыдущих стратегий, перед своими клиентами, партнерами и поставщиками, а также финансовыми учреждениями могут ограничить поле выбора стратегии или возможности для маневра в рамках уже выбранной для реализации стратегии;
7) степень зависимости от внешней среды, которая определяется большим числом неоднозначных и динамично изменяющихся факторов;
8) временной фактор, который определяется с некоторым запасом с учетом корректировки в связи с непредвиденными обстоятельствами.
Для выбора стратегии можно использовать матрицу, представленную на рисунке
Данная матрица позволяет сделать выбор стратегии организации в зависимости от динамики роста рынка на продукцию (эквивалент росту сферы деятельности) и ее конкурентной позиции.