Анализ урока как целостной педагогической системы

(по Шамовой Т.И.)

 
 

 


 

 

*** Обозначения: ТДЗ – триединая дидактическая задача урока;

СУМ – содержание учебного материала;

МО – методы обучения;

ФОПД – формы организации учебно-познавательной

деятельности;

РР – реальный результат;

ОЭР – опытно-экспериментальная работа.

СР – саморазвитие личности

 

  1. Сопряженность целей и результатов урока (диагностичность постановки целей, то есть возможность применения диагностических средств проверки достижения результатов).
  2. Соответствие СУМ цели и задачам урока.
  3. Адекватность выбора МО (вербальных; репродуктивных; активных: исследовательских, эвристических, частично-поисковых; интерактивных) и ФОПД (групповых, индивидуальных, самостоятельных, фронтальных) триединой дидактической задаче урока, особенностям класса.
  4. Выделение главного этапа урока и установление зависимости, как на него работали остальные этапы.
  5. Реальный результат урока (РР) выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся. Поскольку на одном уроке это сложно сделать и не всегда проводится педагогическая диагностика уровня усвоенных ЗУНов, то следует оценивать полноту использования учителем возможностей урока для воспитания и развития учащихся.

***Практическое задание. От чего зависит качество занятия как системы? Выберите наиболее оптимальные ответы, изучив пособие (10, с.168-182) в списке дополнительной литературы:

a) от уровня целостности системы, определяемого оптимальным набором элементов и силой связи между ними;

b) от активности педагога и учащихся;

c) от необеспеченности взаимной связи между элементами занятия, когда каждый этап существовал сам по себе и не работал на основной этап;

d) от нарушения связей между компонентами внутри этапа, что приводит к ослаблению связей между ними.

Для экспертной оценки эффективности урока как системы, а также для самоанализа и самооценки деятельности рекомендуется схема анализа урока Шамовой Т.И.

Характеристика урока Показатели
1. Цель урока названа
2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности
3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ Методы обучения обеспечили: - мотивацию деятельности; - сотрудничество учителя и учащихся; - контроль и самоконтроль   □ □
4. Соответствие методов обучения: - СУМ; - ТДЦ   □
5. Формы познавательной деятельности обеспечили: - сотрудничество учащихся; - включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ   □
6.Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ
7.Уровень достижения ТДЦ: - познавательный аспект; - воспитательный аспект; - развивающий аспект   □ □

 

Примечание. Балльные оценки:

- реализовано полностью - 2

- реализовано частично - 1

- не реализовано - 0

Например, эффективность урока Э= 17: 26 · 100%, где 17 – сумма балов, выставленных экспертом; 26 – максимально возможная сумма баллов. Если Э равна 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; от 65 до 84% - урок хороший; от 45 до 64 % - урок проведён удовлетворительно.

Выходной контроль по теме:

Содержание заданий Рекомендации по их выполнению
1. Обоснуйте ваше понимание открытости и динамичности образовательных систем 2. Обоснуйте, что образовательное учреждение – объект научного управления Воспользуйтесь признаками системного объекта и определением понятия «образовательная система»
3. Перечислите основные принципы управления образовательными системами Изучите учебное пособие С.В Воробьёвой «Основы управления образовательными системами»
4. Назовите методы управления и охарактеризуйте достоинства каждого из них Опорные конспекты лекций и пособие В.П.Симонова «Педагогический менеджмент»