Анализ урока как целостной педагогической системы
(по Шамовой Т.И.)
*** Обозначения: ТДЗ – триединая дидактическая задача урока;
СУМ – содержание учебного материала;
МО – методы обучения;
ФОПД – формы организации учебно-познавательной
деятельности;
РР – реальный результат;
ОЭР – опытно-экспериментальная работа.
СР – саморазвитие личности
- Сопряженность целей и результатов урока (диагностичность постановки целей, то есть возможность применения диагностических средств проверки достижения результатов).
- Соответствие СУМ цели и задачам урока.
- Адекватность выбора МО (вербальных; репродуктивных; активных: исследовательских, эвристических, частично-поисковых; интерактивных) и ФОПД (групповых, индивидуальных, самостоятельных, фронтальных) триединой дидактической задаче урока, особенностям класса.
- Выделение главного этапа урока и установление зависимости, как на него работали остальные этапы.
- Реальный результат урока (РР) выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся. Поскольку на одном уроке это сложно сделать и не всегда проводится педагогическая диагностика уровня усвоенных ЗУНов, то следует оценивать полноту использования учителем возможностей урока для воспитания и развития учащихся.
***Практическое задание. От чего зависит качество занятия как системы? Выберите наиболее оптимальные ответы, изучив пособие (10, с.168-182) в списке дополнительной литературы:
a) от уровня целостности системы, определяемого оптимальным набором элементов и силой связи между ними;
b) от активности педагога и учащихся;
c) от необеспеченности взаимной связи между элементами занятия, когда каждый этап существовал сам по себе и не работал на основной этап;
d) от нарушения связей между компонентами внутри этапа, что приводит к ослаблению связей между ними.
Для экспертной оценки эффективности урока как системы, а также для самоанализа и самооценки деятельности рекомендуется схема анализа урока Шамовой Т.И.
Характеристика урока | Показатели |
1. Цель урока названа | □ |
2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности | □ |
3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ Методы обучения обеспечили: - мотивацию деятельности; - сотрудничество учителя и учащихся; - контроль и самоконтроль | □ □ |
4. Соответствие методов обучения: - СУМ; - ТДЦ | □ |
5. Формы познавательной деятельности обеспечили: - сотрудничество учащихся; - включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ | □ |
6.Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ | □ |
7.Уровень достижения ТДЦ: - познавательный аспект; - воспитательный аспект; - развивающий аспект | □ □ |
Примечание. Балльные оценки:
- реализовано полностью - 2
- реализовано частично - 1
- не реализовано - 0
Например, эффективность урока Э= 17: 26 · 100%, где 17 – сумма балов, выставленных экспертом; 26 – максимально возможная сумма баллов. Если Э равна 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; от 65 до 84% - урок хороший; от 45 до 64 % - урок проведён удовлетворительно.
Выходной контроль по теме:
Содержание заданий | Рекомендации по их выполнению |
1. Обоснуйте ваше понимание открытости и динамичности образовательных систем 2. Обоснуйте, что образовательное учреждение – объект научного управления | Воспользуйтесь признаками системного объекта и определением понятия «образовательная система» |
3. Перечислите основные принципы управления образовательными системами | Изучите учебное пособие С.В Воробьёвой «Основы управления образовательными системами» |
4. Назовите методы управления и охарактеризуйте достоинства каждого из них | Опорные конспекты лекций и пособие В.П.Симонова «Педагогический менеджмент» |