Основы дидактики и физиологии физической тренировки
Дидактические принципы физического воспитания
Физическая тренировка в рекреации представляет собой учебно-воспитательный процесс, направленный на быстрое и целенаправленное обучение отдыхающих людей, выбравших физически нагруженные программы отдыха и самооздоровления, тем знаниям, умениям и навыкам, которые им понадобятся для реализации их рекреационных замыслов и планов.
· - Построение физической тренировки подчиняется общим и специально-спортивным (Матвеев Л.П., 1983) педагогическим и медико-физиологическим принципам физического воспитания. необходима соответствующая двигательная подготовленность (овладение тренирующимися подводящими или базовыми упражнениями, умение управлять своим телом, развитое мышечное чувство). Для этого целесообразно использовать контрастные упражнения: броски мяча и др. в ближние и дальние цели, меткое попадание предметами разного веса, включение в работу различных групп мышц с расслаблением мышц, не запятых в работе, и др.;
· - интеллектуальная подготовленность должна быть достаточной для понимания логики выполняемого двигательного действия и его основных закономерностей;
· - психофизиологическая подготовленность (способность одновременно контролировать и управлять некоторым количеством объектов действий - объем, распределенность и подвижность внимания). Поскольку обычно человек не может на стадии освоения двигательного действия контролировать одновременно более трех его элементов, новое движение расчленяют, выполняют его в замедленном темпе. Для обучения действиям, производимым в особенно быстрой ситуации (падение, прыжок и др.), используют специальные приспособления (тренажеры). Объем задания должен соответствовать тренированности человека, чем он больше, тем труднее для усвоения. Смелость и решительность тренируют с применением помощи и страховки, обучения приемам самостраховки и перевода их в навык.
Средства, формы и методы обучения должны соответствовать умственному и физическому развитию обучаемого.
Так, например, для детей особенно применимым средством обучения является слово в сочетании с выразительным показом.
Для юношей и взрослых показ необходимо дополнить объяснением закономерностей двигательного действия, общих и вариативных признаков движений, показом схем, диаграмм, формул и др.
Обучение на высшем доступном уровне усвоения. Для детей более приемлемо обучение па основе запоминания и подражания, для юношей и взрослых - па основе использования способностей к анализу, обобщению, к формулировке двигательной задачи и путей ее решения.
Систематичность обучения, его регулярность и последовательность. Рациональная последовательность обучения сокращает его сроки и отражается в учебных планах и программах. При этом используются следующие правила.
Правило «от известного к неизвестному» основывается на легкости образования ассоциативных связей в процессе обучения, если эти связи формируются на основе ощущений, представлений, знаний, накопленных предыдущим опытом.
Правило «от простого к сложному» позволяет постепенно усложнить координационную структуру двигательного действия, а «от легкого к трудному» - постепенно использовать нарастающий уровень физической подготовленности.
Правило «от знания к навыку» подразумевает последовательное формирование при выполнении двигательной задачи знания, представления, умения, навыка.
Знание формируется на основе понимания смысла и условий задачи, способа ее решения, приемов учебной работы.
На основе полученных знаний у человека сначала формируются представления о каждой из основных опорных точек (ООТ1) упражнения.
Далее логическое, зрительное и кинестетическое представления питаются в единое идеомоторное представление.
Умение формируется в процессе отработки элементов движений » его двигательного действия на основе подводящих упражнений и внешнеречевого проговаривания схемы ООД (ориентировочной основы действия).
При переходе к внутреннеречевой форме формируется двигательный навык, тогда движение выполняется без контроля сознанием, как бы автоматически.
В дальнейшем добиваются стандартного результата в меняющих-(И условиях («от частного к обобщенному»).
Сознательность и активность тренирующегося реализу созданием достаточного уровня мотивации к тренировке, для чего необходимо обеспечить понимание человеком, что его потребности Могут быть удовлетворены лишь при условии успешного обучения.
И ряде случаев этому должно предшествовать достижение оптимума мотивации к тренировке (воспитание и развитие у человека потребности в том или ином виде рекреации).
При выполнении этих условий тренирующийся станет активным • субъектом своей собственной учебно-тренировочную деятельности (вопросы планирования тренировки, контроля и самооценки).
При этом следует:
- учитывать преобладающие в том или ином возрасте мотивы деятельности;
обеспечивать активность процесса тренировки созданием оптимума мотивации (сложность выполнимость);
· - снижать актуальность потребностей, не имеющих отношения к целям обучения (переключение, запреты, поощрение, метод скрытой оценки, поощрение за взаимопомощь, привлечение к судейству, жюри и др.);
· - обеспечивать такое построение занятий, чтобы усвоение последующего материала было затруднено без усвоения предыдущего.
Наглядность обучения заключается в предъявлении обучаемому объекта обучения (показ, словесный комментарий, организующий процесс восприятия и акцентирующий существенные признаки предмета и обеспечивающий восхождение от простого к сложному, от конкретного к закономерности).
Принцип наглядности предусматривает логическую связь при показе действий и операций с общим смыслом той или иной двигательной практики.
В процессе наблюдения двигательных действий необходимо провести обучаемого через видение: объекта в целом, крупных действий, значимых действий, деталей.
Наблюдать действие необходимо с расстояния, превышающего размеры наблюдаемого объекта в 3-4 раза, что позволяет видеть как все действие, так и его детали.
Показ изучаемого действия может быть натуральным и аппаратным (кино, видео, схемы и др.). Способы показа должны оптимально сочетаться.
При показе целесообразно группировать демонстрируемые признаки по методу контрастных рядов - «правильно - неправильно».
Необходимо дать человеку прочувствовать движение, сформировать о нем двигательное представление. Для этого необходимо, чтобы обучаемый знал, как называются соответствующие ощущения, и громко Наглядность обучения должна обеспечить переход от внешнего представления о движении к представлению о его последовательности, динамике.
Выработке способности к вариативному решению двигательных 9адач способствует такой принцип наглядности, как демонстрация общих правил частными примерами.
Обеспечение надежности действия, его эффективности
и неблагоприятных условиях. Для этого необходимо:
· - обучать двигательным действиям на оптимальном уровне развития двигательных качеств;
· - запоминать двигательные действия в условиях утомления (па его последовательных стадиях - легкое, среднее, сильное, перенося преподнесение нового материала на середину, затем - па конец урока), однако такое обучение возможно только у лиц с высокой мотивацией К данному виду обучения;
· - формировать навыки психической саморегуляции;
- формировать навыки обобщенных действий путем решения различных вариантов решения двигательной задачи на самых ранних
стадиях ее освоения.
Единство коллективного обучения и индивидуального под
хода к обучаемому. Коллектив - объединение людей на основе общей цели и совместной деятельности для ее достижения, характеризующая управляемостью и наличием органа самоуправления (лидера или
лидирующей группы). Коллектив не только самостоятельно решает
поставленные инструктором задачи, но и сам ставит их себе.
В учебно-тренировочном коллективе тренер или инструктор являются его лидирующим членом, руководителем.
Для обеспечения коллективности обучения необходимо: оценивать деятельность одного участника в связи с оценкой деятельности коллектива путем организации соревнований между учебными группами (подгруппами) и оценки вклада каждого в общий успех или неудачу;
· - организовать взаимную ответственность участников за результат обучения путем привлечения их к обязанностям помощника тренер, первоначального обучения при работе в парах, взаимной оценки знаний и постигнутых умений;
· - создать атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки, М не издеваться над неудачами, но осуждать нежелание работать и мин, сутки дезорганизовать занятия.
Индивидуальный подход предусматривает: учет особенностей и возможностей каждого из обучаемых, учет направленности личности (цели, мотивы и побуждения к деятельности.
Прочность усвоения. Прочность усвоения характеризуется
тем, что обученный всегда в состоянии воспроизвести знания в памяти
и использовать их как для учебных, так и для практических целей.
При прочном усвоении двигательного знания он способен надежно, в различных затрудняющих условиях выполнить действие со стабильной эффективностью.
Ведущая роль тренера. Ответственным исполнителем и
руководителем учебно-тренировочного процесса является тренер (ин
структур) группы
Принцип непрерывности тренировочного процесса заключается:
· - в построении как круглогодичного, так и многолетнего процесса, направленного на спортивную специализацию;
· - в преемственности ближайших, отдаленных и накапливающихся (кумулятивных) процессов тренировки.
Интервалы между занятиями выдерживаются такими, чтобы обеспечить развитие тренированности, иногда последующие занятия проводятся на фоне неполного восстановления.
Количество занятий и перерывы между ними определяются тренированностью организма занимающегося, причем неодновременность (гетерохронность) развития утомления и восстановления позволяет тренироваться без появления признаков переутомления (ведущие спортсмены тренируются по 12 и более раз в неделю).
Постепенность и тенденция к максимальным нагрузкам.
При проведении тренировочных занятий следует учитывать, что максимальной нагрузкой является не та, которая вызывает срыв приспособительных способностей человека, а та, которая соответствует его
максимальным действенным возможностям.
В связи с этим при постепенном подборе максимальной нагрузки следует придерживаться принципа доступности занятий.
Постепенность - нарастание объема и интенсивности нагрузок при тренировке, а также подключение новых тренирующих методов и способов.
В случае использования доступных нагрузок эффективность тренировки растет с увеличением величины нагрузки, поскольку вместе с этим увеличиваются по интенсивности процессы восстановления и сверхвосстановления.
Принцип постепенности позволяет также обеспечить достаточное закрепление эффекта от каждой предыдущей стадии тренировочного процесса.