Основы дидактики и физиологии физической тренировки

Дидактические принципы физического воспитания

Физическая тренировка в рекреации представляет собой учебно-воспитательный процесс, направленный на быстрое и целенаправлен­ное обучение отдыхающих людей, выбравших физически нагруженные программы отдыха и самооздоровления, тем знаниям, умениям и на­выкам, которые им понадобятся для реализации их рекреационных замыслов и планов.

· - Построение физической тренировки подчиняется общим и специ­ально-спортивным (Матвеев Л.П., 1983) педагогическим и медико-физиологическим принципам физическо­го воспитания. необходима соответствующая двигательная подготовленность (овладение тренирующимися подводящими или базовыми упражнени­ями, умение управлять своим телом, развитое мышечное чувство). Для этого целесообразно использовать контрастные упражнения: броски мяча и др. в ближние и дальние цели, меткое попадание предметами разного веса, включение в работу различных групп мышц с расслаб­лением мышц, не запятых в работе, и др.;

· - интеллектуальная подготовленность должна быть достаточной для понимания логики выполняемого двигательного действия и его основных закономерностей;

· - психофизиологическая подготовленность (способность одновре­менно контролировать и управлять некоторым количеством объектов действий - объем, распределенность и подвижность внимания). Поскольку обычно человек не может на стадии освоения двига­тельного действия контролировать одновременно более трех его эле­ментов, новое движение расчленяют, выполняют его в замедленном темпе. Для обучения действиям, производимым в особенно быстрой ситуации (падение, прыжок и др.), используют специальные при­способления (тренажеры). Объем задания должен соответствовать тренированности человека, чем он больше, тем труднее для усвое­ния. Смелость и решительность тренируют с применением помощи и страховки, обучения приемам самостраховки и перевода их в навык.

Средства, формы и методы обучения должны соответствовать умственному и физическому развитию обучаемого.

Так, например, для детей особенно применимым средством обуче­ния является слово в сочетании с выразительным показом.

Для юношей и взрослых показ необходимо дополнить объяснением закономерностей двигательного действия, общих и вариативных при­знаков движений, показом схем, диаграмм, формул и др.

Обучение на высшем доступном уровне усвоения. Для детей бо­лее приемлемо обучение па основе запоминания и подражания, для юношей и взрослых - па основе использования способностей к ана­лизу, обобщению, к формулировке двигательной задачи и путей ее решения.

Систематичность обучения, его регулярность и последо­вательность. Рациональная последовательность обучения сокращает его сроки и отражается в учебных планах и программах. При этом используются следующие правила.

Правило «от известного к неизвестному» основывается на легко­сти образования ассоциативных связей в процессе обучения, если эти связи формируются на основе ощущений, представлений, знаний, на­копленных предыдущим опытом.

Правило «от простого к сложному» позволяет постепенно услож­нить координационную структуру двигательного действия, а «от лег­кого к трудному» - постепенно использовать нарастающий уровень физической подготовленности.

Правило «от знания к навыку» подразумевает последовательное формирование при выполнении двигательной задачи знания, представ­ления, умения, навыка.

Знание формируется на основе понимания смысла и условий зада­чи, способа ее решения, приемов учебной работы.

На основе полученных знаний у человека сначала формируются представления о каждой из основных опорных точек (ООТ1) упраж­нения.

Далее логическое, зрительное и кинестетическое представления питаются в единое идеомоторное представление.

Умение формируется в процессе отработки элементов движений » его двигательного действия на основе подводящих упражнений и внешнеречевого проговаривания схемы ООД (ориентировочной основы действия).

При переходе к внутреннеречевой форме формируется двигатель­ный навык, тогда движение выполняется без контроля сознанием, как бы автоматически.

В дальнейшем добиваются стандартного результата в меняющих-(И условиях («от частного к обобщенному»).

Сознательность и активность тренирующегося реализу созданием достаточного уровня мотивации к тренировке, для чего необходимо обеспечить понимание человеком, что его потребности Могут быть удовлетворены лишь при условии успешного обучения.

И ряде случаев этому должно предшествовать достижение оптиму­ма мотивации к тренировке (воспитание и развитие у человека потреб­ности в том или ином виде рекреации).

При выполнении этих условий тренирующийся станет активным • субъектом своей собственной учебно-тренировочную деятельности (вопросы планирования тренировки, контроля и самооценки).

При этом следует:

- учитывать преобладающие в том или ином возрасте мотивы деятельности;

обеспечивать активность процесса тренировки созданием опти­мума мотивации (сложность выполнимость);

· - снижать актуальность потребностей, не имеющих отношения к целям обучения (переключение, запреты, поощрение, метод скры­той оценки, поощрение за взаимопомощь, привлечение к судейству, жюри и др.);

· - обеспечивать такое построение занятий, чтобы усвоение после­дующего материала было затруднено без усвоения предыдущего.

Наглядность обучения заключается в предъявлении обуча­емому объекта обучения (показ, словесный комментарий, организую­щий процесс восприятия и акцентирующий существенные признаки предмета и обеспечивающий восхождение от простого к сложному, от конкретного к закономерности).

Принцип наглядности предусматривает логическую связь при по­казе действий и операций с общим смыслом той или иной двигатель­ной практики.

В процессе наблюдения двигательных действий необходимо прове­сти обучаемого через видение: объекта в целом, крупных действий, значимых действий, деталей.

Наблюдать действие необходимо с расстояния, превышающего размеры наблюдаемого объекта в 3-4 раза, что позволяет видеть как все действие, так и его детали.

Показ изучаемого действия может быть натуральным и аппарат­ным (кино, видео, схемы и др.). Способы показа должны оптимально сочетаться.

При показе целесообразно группировать демонстрируемые призна­ки по методу контрастных рядов - «правильно - неправильно».

Необходимо дать человеку прочувствовать движение, сформиро­вать о нем двигательное представление. Для этого необходимо, что­бы обучаемый знал, как называются соответствующие ощущения, и громко Наглядность обучения должна обеспечить переход от внешнего представления о движении к представлению о его последовательнос­ти, динамике.

Выработке способности к вариативному решению двигательных 9адач способствует такой принцип наглядности, как демонстрация общих правил частными примерами.

Обеспечение надежности действия, его эффективности
и неблагоприятных условиях. Для этого необходимо:

· - обучать двигательным действиям на оптимальном уровне развития двигательных качеств;

· - запоминать двигательные действия в условиях утомления (па его последовательных стадиях - легкое, среднее, сильное, перенося пре­поднесение нового материала на середину, затем - па конец урока), однако такое обучение возможно только у лиц с высокой мотивацией К данному виду обучения;

· - формировать навыки психической саморегуляции;

- формировать навыки обобщенных действий путем решения различных вариантов решения двигательной задачи на самых ранних

стадиях ее освоения.

Единство коллективного обучения и индивидуального под­
хода к обучаемому.
Коллектив - объединение людей на основе общей цели и совместной деятельности для ее достижения, характеризующая управляемостью и наличием органа самоуправления (лидера или
лидирующей группы). Коллектив не только самостоятельно решает
поставленные инструктором задачи, но и сам ставит их себе.

В учебно-тренировочном коллективе тренер или инструктор являются его лидирующим членом, руководителем.

Для обеспечения коллективности обучения необходимо: оценивать деятельность одного участника в связи с оценкой деятельности коллектива путем организации соревнований между учеб­ными группами (подгруппами) и оценки вклада каждого в общий успех или неудачу;

· - организовать взаимную ответственность участников за результат обучения путем привлечения их к обязанностям помощника тренер, первоначального обучения при работе в парах, взаимной оценки знаний и постигнутых умений;

· - создать атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки, М не издеваться над неудачами, но осуждать нежелание работать и мин, сутки дезорганизовать занятия.

Индивидуальный подход предусматривает: учет особенностей и возможностей каждого из обучаемых, учет направленности личности (цели, мотивы и побуждения к деятельности.

Прочность усвоения. Прочность усвоения характеризуется
тем, что обученный всегда в состоянии воспроизвести знания в памяти
и использовать их как для учебных, так и для практических целей.

При прочном усвоении двигательного знания он способен надеж­но, в различных затрудняющих условиях выполнить действие со ста­бильной эффективностью.

Ведущая роль тренера. Ответственным исполнителем и
руководителем учебно-тренировочного процесса является тренер (ин­
структур) группы

Принцип непрерывности тренировочного процесса заключается:

· - в построении как круглогодичного, так и многолетнего процес­са, направленного на спортивную специализацию;

· - в преемственности ближайших, отдаленных и накапливающихся (кумулятивных) процессов тренировки.

Интервалы между занятиями выдерживаются такими, чтобы обес­печить развитие тренированности, иногда последующие занятия про­водятся на фоне неполного восстановления.

Количество занятий и перерывы между ними определяются трени­рованностью организма занимающегося, причем неодновременность (гетерохронность) развития утомления и восстановления позволяет тренироваться без появления признаков переутомления (ведущие спорт­смены тренируются по 12 и более раз в неделю).

Постепенность и тенденция к максимальным нагрузкам.
При проведении тренировочных занятий следует учитывать, что максимальной нагрузкой является не та, которая вызывает срыв приспособительных способностей человека, а та, которая соответствует его
максимальным действенным возможностям.

В связи с этим при постепенном подборе максимальной нагрузки следует придерживаться принципа доступности занятий.

Постепенность - нарастание объема и интенсивности нагрузок при тренировке, а также подключение новых тренирующих методов и спо­собов.

В случае использования доступных нагрузок эффективность тре­нировки растет с увеличением величины нагрузки, поскольку вместе с этим увеличиваются по интенсивности процессы восстановления и сверхвосстановления.

Принцип постепенности позволяет также обеспечить достаточное закрепление эффекта от каждой предыдущей стадии тренировочного процесса.