Правовой статус адвоката

1. Нотариат в Российской Федерации представляет со­бой совокупность государственных нотариальных органов (государственных нотариальных контор), частных нотари­усов (частных нотариальных контор) и должностных лиц, уполномоченных законом в определенных случаях на совер­шении нотариальных действий, которые наделены функци­ями по правовому оформлению и закреплению субъектив­ных гражданских прав путем удостоверения документов, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, а также по выполнению других предусмотрен­ных законом действий в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия совершаются от имени Россий­ской Федерации, в силу чего этот вид деятельности имеет публично-правовую природу. Его отличительной чертой является также удостоверительный, подтверждающий ха­рактер, что позволяет обеспечить высокий уровень гаран­тий прав и интересов личности. Предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела.

Осуществление деятельности нотариата, порядок его организации, права и обязанности нотариуса, виды нотари­альных действий и других услуг, оказываемых нотариуса­ми, правила их совершения и иные вопросы, касающиеся этой сферы, регулируются Основами законодательства РФ о нотариате, ГК, который содержит нормы, определяющие процедуру сделок, оформления завещания и других нота­риальных действий, связанных с вступлением в наследство (разд. V) и т.п., а также другими законодательными и под­законными нормативными правовыми актами. В частности, ставки государственной пошлины и тарифов по нотариаль­ным действиям установлены частью второй НК (гл. 25.3), порядок использования герба Российской Федерации на печатях нотариусов — Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 767, порядок ведения реестра государственных нотари­альных контор и контор нотариусов, занимающихся част­ной практикой, — приказом Минюста России от 02.12.2003 № 306. Наряду с федеральными законами правовое регули­рование нотариальной деятельности осуществляется также законами субъектов РФ, что закреплено в Основах законо­дательства о нотариате (ст. 35, 41, 69 и др.).

Нотариат выполняет следующие основные функции:

— превентивную, которая заключается в удостоверении прав и фактов, а также в принятии соответствующих мер, позволяющих не допустить возникновение в будущем спор­ных ситуаций или нарушений законных прав и интересов субъектов (например, удостоверение соглашений о разделе имущества между супругами, наследниками, брачных конт­рактов);

— правообеспечивающую, направленную на создание гарантий правомерного поведения участников граждан­ского оборота, в отношении которых совершается нота­риальное действие (например, при совершении сделки купли-продажи недвижимости нотариус в соответствии с требованиями правовых норм и предоставленными ему полномочиями должен обеспечить соблюдение прав и ис­полнение обязанностей продавцом и покупателем, а также не допустить, чтобы заключаемая сделка повлекла наруше­ния интересов третьих лиц);

— фискальную, которая вытекает из публично-правовой природы нотариата и призвана способствовать решению ряда государственных задач (например, в соответствии с п. 6 ст. 85 НК органы (учреждения), уполномоченные со­вершать нотариальные действия, и нотариусы, занимаю­щиеся частной практикой, обязаны сообщить о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удо­стоверении договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения, тем самым способствуя привлечению соответствующих лиц к уплате налогов);

— удостоверительную, которая заключается в наделении нотариуса полномочием от имени государства придавать совершаемым сторонами действиям юридическую силу;

— правоустанавливающую, связанную с установлением в нотариальном производстве больших групп юридических фактов, которая осуществляется в основном посредством ис­требования необходимых документов, проверки наличия не­обходимого для совершения сделок фактического состава.

Все вышеперечисленные функции связаны с осущест­влением правоохранительной функции, обеспечивающей законность и правомерность юридических действий участ­ников гражданского оборота.

Основной задачей нотариата является осуществление предварительного и последующего контроля за законно­стью в сфере гражданского оборота. Нотариусы вправе на­правлять запросы в суд о наличии решений по вопросам, являющимся существенными для совершаемых нотариаль­ных действий. В свою очередь суд рассматривает жалобы на отказ в совершении нотариального действия или непра­вильное совершение нотариального действия.

Вместе с тем нотариальные акты исполнительной силы не имеют, принудить сторону исполнить обязательство мож­но только путем обращения в суд. Исключение составляет взыскание денежных сумм по исполнительной надписи но­тариуса на документах, устанавливающих задолженность, и на основании нотариально удостоверенного соглашения об алиментах.

2. Организация деятельности государственных и частнопрактикующих нотариусов

На территории России допускается как государственная, так и частная нотариальная практика.

Государственный нотариус — это лицо, работающее в государственной нотариальной конторе, на которое рас­пространяются нормы законодательства о государственной службе РФ, т.е. государство не только устанавливает круг его полномочий, но и обеспечивает денежным содержанием и социальными гарантиями. Частнопрактикующий нотари­ус — лицо, работающее в частной нотариальной конторе, на которое распространяются главным образом нормы Основ законодательства о нотариате и ТК.

Правосубъектность этих двух нотариальных структур одинакова. В соответствии со ст. 2 Основ законодательст­ва о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государст­венной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Различия касаются вопросов финансирования и контро­ля за деятельностью нотариусов, работающих в государст­венных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой, а также их ответственности.

Основы законодательства о нотариате закрепляют в основном одинаковые требования к кандидатам на долж­ность и государственного, и частнопрактикующего нота­риуса (ст. 2). Таковыми являются:

— гражданство Российской Федерации;

— высшее юридическое образование;

— прохождение стажировки (не менее одного года) у государственного или частнопрактикующего нотариуса;

— успешная сдача квалификационного экзамена;

— лицензия на право нотариальной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 2 Основ законодательства о нотариате

срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юри­дической специальности не менее трех лет, может быть со­кращен, но не более чем на шесть месяцев.

Наделение нотариуса полномочиями производится на конкурсной основе из числа лиц, отвечающих вышеназван­ным критериям. Данное положение распространяется на занятие как должности государственного, так и частного нотариуса. Целью конкурса является отбор наиболее про­фессионально подготовленных лиц, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Порядок проведе­ния конкурса на замещение вакантной должности нотариу­са определен Положением, утвержденным приказом Мин­юста России от 17.02.1997 № 19-01-19-97.

Решение конкурсной комиссии является основанием для издания приказа о назначении на вакантную должность лица, победившего в конкурсе.

Нотариус, впервые назначенный на должность, прино­сит присягу.

Согласно ст. 13 Основ законодательства о нотариате но­тариус вправе осуществлять свою деятельность в пределах нотариального округа, который устанавливается в соответст­вии с административно-территориальным делением РФ. Вместе с тем совершение нотариусом нотариального дейст­вия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.

Нотариус обладает правами и обязанностями, большая часть которых закреплена в гл. III Основ законодательства о нотариате.

Основное право нотариуса — это право совершать пред­усмотренные законом действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами.

Другие права нотариуса являются производными от вышеуказанного основного права. Так, для совершения нотариального действия нотариус вправе истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Он может составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Обязанностями нотариуса в соответствии с Основами законодательства о нотариате (ст. 6, 9, 11, 16, 22, 24 и др.) являются оказание физическим и юридическим лицам со­действия в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснение им прав и обязанностей, а также последствий совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть ис­пользована им во вред, сохранение в тайне сведений, ко­торые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершени­ем нотариального действия.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, если: оно не соответствует законодательству РФ или международным договорам; подлежит совершению другим но­тариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указан­ным в его уставе или положении; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства (ст. 48 Основ законодатель­ства о нотариате). Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совер­шении нотариального действия, должен в десятидневный срок вынести мотивированное постановление, разъяснить порядок и сроки обжалования отказа. Необходимо отме­тить, что требование о вынесении постановления распро­страняется только на нотариусов.

В части ведения нотариального делопроизводства нота­риус обязан: вести надлежащий учет результатов своей дея­тельности в соответствии с действующим налоговым зако­нодательством; вести нотариальное производство на языке, предусмотренном законодательством РФ; иметь личную печать с изображением Государственного герба РФ, указа­нием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения, а также штампы удостоверительных над­писей, личные бланки или бланки государственной нотари­альной конторы.

Нотариус также обязан уплачивать установленные на­логи и сборы; обеспечивать перевод текстов оформленных документов, если обратившееся лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство; соблю­дать действующее трудовое законодательство в отношении работающих у него сотрудников.

Для частнопрактикующих нотариусов установлена обя­занность страховать свою деятельность.

Ответственность нотариуса определена в ст. 17 Основ законодательства о нотариате и различается в зависимости от того, является ли нотариус государственным или зани­мается частной практикой.

Нотариус, работающий в государственной нотариаль­ной конторе, в случае совершения действий, противореча­щих законодательству РФ, несет ответственность в уста­новленном законом порядке. Он может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий его правонарушения. На него в полной мере распространяются положения ТК.

Вред, причиненный государственным нотариусом граж­данину, возмещается в соответствии со ст. 1069 ГК государ­ством за счет казны РФ.

В случае совершения нотариусом, занимающимся част­ной практикой, действий, противоречащих законодатель­ству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо уполномоченных органов.

Вред, причиненный частнопрактикующим нотариусом имуществу гражданина или юридического лица в резуль­тате совершения нотариального действия, противоречаще­го законодательству РФ, или неправомерного отказа в со­вершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях, подле­жит возмещению по заключенному договору страхования гражданской ответственности нотариуса за счет страхо­вых сумм, а при их недостаточности — за счет имущества такого нотариуса в пределах разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Имуще­ственный вред, причиненный нотариусом умышленно, возмещается исключительно за счет принадлежащего ему имущества.

Если же такие действия совершил частный нотариус, его деятельность может быть прекращена судом по представ­лению должностных лиц либо органов, указанных в гл. VII Основ законодательства о нотариате. При умышленном разглашении частным нотариусом сведений о совершенном нотариальном действии или совершении нотариального действия, противоречащего законодательству РФ, и дока­занности данных фактов решением суда он обязан возме­стить причиненный ущерб.

Если в соответствующем населенном пункте отсутст­вует нотариус, отдельные нотариальные действия вправе осуществлять должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений РФ (ст. 37, 38 Основ законодательства о нотариате). Нотариальные действия должностными лицами исполнительной власти соверша­ются в соответствии с Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256.

Должностные органы исполнительной власти удостове­ряют завещания, доверенности, принимают меры к охра­не наследственного имущества, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах. Данный перечень не является ис­черпывающим и может быть дополнен законодательным актом РФ.

Виды нотариальных действий, совершаемых должност­ными лицами консульских учреждений, значительно шире, они вправе (за исключением, например, удостоверения до­говоров об отчуждении недвижимого имущества, находя­щегося на территории РФ, совершения протестов векселей) совершать те же действия, что и нотариус. Делегирование государством таких широких полномочий должностным лицам консульских учреждений обусловлено тем, что российские граждане, находящиеся в длительной коман­дировке или туристической поездке, лишены возможности обратиться к нотариусу.

Кроме того, удостоверение завещаний и доверенностей может производиться капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, плавающих под флагом Российской Федерации, главными и дежурными врачами, начальника­ми воинских частей и др.

Виды нотариальных действий, которые совершают нота­риусы и должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, перечислены в ст. 35, 36 Основ законодательства о нотариате. К ним, в частности, отнесе­ны: удостоверение сделки; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; на­ложение и снятие запрещения отчуждения имущества; сви­детельство верности копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых, факта нахождения граж­данина в определенном месте, тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, и др. Всего в Осно­вах законодательства о нотариате закреплено 18 видов но­тариальных действий.

Однако этот перечень не является исчерпывающим, по­скольку названные нормы предусматривают возможность совершения и иных нотариальных действий в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Нотариальное действие может совершить любой нота­риус. В то же время, учитывая специфику совершения не­которых из них, законодательством установлены отдельные ограничения. Так, например, только нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, может выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества (ст. 36 Основ законода­тельства о нотариате). Договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту отвода земельного участка (ст. 56 Основ законо­дательства о нотариате). Заявления о принятии наследства или отказе от него, претензии от кредиторов наследодате­ля принимаются нотариусом по месту открытия наследства (ст. 62, 63 Основ законодательства о нотариате).

Несмотря на разнообразие видов нотариальных дейст­вий, законодательством выработаны общие для всех пра­вила их совершения, которые закреплены в гл. IX Основ законодательства о нотариате.

Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре, а экземпляры документов хра­нятся в архиве нотариуса. Наличие реестра и архива по­зволяет при необходимости быстро и достоверно устано­вить, совершалось ли определенное нотариальное действие. Кроме того, в случае утраты документов, по письменным заявлениям граждан, законных представителей юридиче­ских лиц, от имени и по поручению которых совершалось нотариальное действие, выдаются дубликаты утраченных документов.

За совершение оказываемых нотариусом услуг взимает­ся оплата. За совершение нотариальных действий, для ко­торых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государст­венной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.

За совершение тех же действий частным нотариусом взи­мается нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нота­риальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодатель­ством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус (и государственный, и частнопрактику­ющий) взимает нотариальный тариф в размере, установ­ленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ за­конодательства о нотариате.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполни­

тельной власти и органов местного самоуправления (на­пример с выездом по месту жительства заинтересованного лица), государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.

Кроме того, заинтересованные физические и юридиче­ские лица возмещают нотариусу фактические транспорт­ные расходы.

3. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата.

Субъектами отношений, связанных с нотариальной дея­тельностью, являются нотариальные палаты и Федеральная нотариальная палата.

В соответствии со ст. 24 Основ законодательства о но­тариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на членстве нотариусов, занима­ющихся частной практикой. Нотариальные палаты образу­ются во всех субъектах РФ.

Основное предназначение нотариальных палат заключа­ется в том, что они осуществляют контроль за исполнением частными нотариусами своих профессиональных обязанно­стей, а также обращаются в суд с ходатайствами или пред­ставлениями о лишении их права нотариальной деятельно­сти за нарушение законодательства.

Кроме того, в полномочия нотариальных палат входит организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нота­риусов, организация страхования нотариальной деятельно­сти, представление и защита интересов нотариусов и др.

Взаимоотношения нотариусов и нотариальной палаты основаны на взаимных правах и обязанностях. Нотариус обязан уплачивать членские взносы и другие платежи чле­нов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций. Также нотариус участвует в собрании членов нотариальной палаты, которое принимает решения по наи­более значимым для нотариальной деятельности вопросам. Руководство текущей работой осуществляет правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания, правления и президента нотариальной палаты регламенти­руются уставом нотариальной палаты.

Нотариальные палаты на условиях членства объединя­ются в Федеральную нотариальную палату. В соответствии со ст. 30 Основ законодательства о нотариате Федеральная нотариальная палата осуществляет координацию деятельно­сти нотариальных палат; представляет интересы нотариаль­ных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нота­риальной деятельностью; организует страхование нотари­альной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях, а также решает иные задачи, связанные с обеспечением профессиональной дея­тельности нотариусов.

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотари­альных палат правление и президент Федеральной нотари­альной палаты. Полномочия собрания представителей но­тариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной па­латы (ст. 31 Основ законодательства о нотариате).

4. Понятие и задачи адвокатуры, принципы ее организации и деятельности

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Она объединяет лиц, получивших статус адвока­та, а также органы адвокатского управления и адвокатские образования.

Профессионализм адвокатского сообщества предпо­лагает наличие у его членов юридического образования и осуществление ими адвокатской деятельности, направ­ленной на оказание квалифицированной юридической по­мощи физическим и юридическим лицам. Данный признак отличает адвокатуру от общественных объединений, кото­рые согласно ст. 13, 30 Конституции создаются для защи­ты своих интересов. Адвокатура не является политической организацией, поскольку обеспечивает права, свободы и интересы лиц независимо от их идеологии юридическими средствами и способами защиты.

Адвокатская деятельность имеет публичное начало, по­скольку направлена на защиту общественных интересов. Но адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и является ин­ститутом гражданского общества. Она призвана обеспечить реализацию конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Консти­туции). Поэтому адвокатура как правозащитный институт представляет собой своего рода негосударственный право­охранительный орган.

В отличие от государственных органов, которые оказыва­ют правовую помощь гражданам в рамках выполнения своих основных функций, адвокатура была специально создана для защиты прав и законных интересов физических и юридиче­ских лиц. Необходимость в профессиональном адвокатском сообществе была, в частности, отмечена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 28.01.1997 № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. В связи с жало­бами граждан Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса и С. В. Абрамо­ва», указавшем, что: «гарантируя право на получение имен­но квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, устано­вить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Адвокатура относится к некоммерческим образованиям, поскольку адвокатская деятельность не является предпри­нимательской. За оказание юридической помощи адвокаты получают не прибыль, а вознаграждение (гонорар), которое является оплатой их труда.

Адвокатура — это институт гражданского общества, ко­торый представляет собой профессиональное сообщество адвокатов, обеспечивающее оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также воз­можность доступа к правосудию.

Правовую основу организации и деятельности адвокату­ры составляют Конституция и Закон об адвокатской дея­тельности. Основной закон адвокатуры определяет поня­тие и содержание адвокатской деятельности, общие права и обязанности адвоката, порядок и условия приобретения статуса адвоката, организационно-правовую структуру ор­ганизации адвокатуры. Среди иных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере ад­вокатской деятельности, следует выделить отраслевое про­цессуальное законодательство, устанавливающее процес­суальные права и обязанности определенных участников процесса, в качестве которых могут участвовать адвокаты. Обязательные для каждого адвоката правила поведения установлены также Кодексом профессиональной этики ад­воката, который был принят I Всероссийским съездом адво­катов 31.01.2003. В соответствии со ст. 1 указанного Кодек­са к правовой основе деятельности адвокатуры относится Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества, принятый на пленарном заседании в Страсбур­ге в октябре 1998 г. Установленные им правила распростра­няются на российских адвокатов в той части, в которой они не противоречат действующему в России законодательству об адвокатуре.

Задачи адвокатуры обусловлены положениями Кон­ституции об обеспечении каждому права на квалифици­рованную юридическую помощь. Многообразие правовых проблем, возникающих у физических и юридических лиц, обусловливают постановку перед адвокатурой задач на ока­зание различных видов юридической помощи. Во исполне­ние возложенных на адвокатуру задач адвокат: 1) дает кон­сультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составляет заявления, жало­бы, ходатайства и другие документы правового характера; 3) представляет интересы доверителя в конституцион­ном судопроизводстве; 4) участвует в качестве предста­вителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонару­шениях; 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разреше­ния конфликтов; 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного са­моуправления, общественных объединениях и иных орга­низациях; 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных орга­нах иностранных государств, международных судебных ор­ганах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных су­дебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производст­ве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) вы­ступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Указанные виды юридической помощи не являются ис­черпывающими. Закон наделяет адвоката правом оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. В осуществлении адвокатом юридической дея­тельности имеются ограничения. Адвокат не вправе реали­зовывать полномочия государственных правоохранитель­ных органов (например, расследовать преступления) при оказании юридической помощи лицам, пострадавшим от правонарушения). Он не может заниматься частной детек­тивной деятельностью или оказывать нотариальные услуги, которые также имеют юридический аспект.

Организация и деятельность адвокатуры базируются на определенных принципах, которые носят нормативный ха­рактер и обеспечивают надлежащее выполнение стоящих перед адвокатами задач. К ним относятся: законность, не­зависимость, самоуправление, корпоративность и равно­правие адвокатов.

Действие законности как основного общеправового принципа применительно к адвокатуре означает точное и неуклонное исполнение и соблюдение законов, а также иных нормативно-правовых актов адвокатами, адвокатски­ми образованиями и органами управления адвокатурой. Верховенство закона распространяется не только на дея­тельность адвокатов по оказанию юридической помощи, но и является основным требованием к внутриорганизационным отношениям адвокатского сообщества. Адвокаты обязаны соблюдать и исполнять законы и решения органов управления адвокатурой (Федеральной палаты адвокатов, Адвокатской палаты субъекта РФ), в том числе и, прежде всего, Кодекс профессиональной этики адвокатов.

Адвокат является независимым профессиональным со­ветником по правовым вопросам. Он не вправе принимать поручение на оказание юридической помощи, если оно име­ет заведомо незаконный характер. Для оказания юридиче­ской помощи адвокат может совершать любые действия, если они не противоречат действующему законодательству. Однако, участвуя в судопроизводстве в качестве представи­теля или защитника, адвокат вправе использовать лишь те полномочия, которые прямо предусмотрены процессуаль­ным законом. Закон требует, чтобы адвокатская деятель­ность осуществлялась на основе заключенного между адво­катом и доверителем соглашения об оказании юридической помощи. Лишь в случаях, перечисленных в законе, адвокат­ские услуги могут оказываться бесплатно без заключения соответствующего договора.

Для адвокатуры одним из критериев законности явля­ется профессионализм деятельности, означающий обязан­ность адвоката честно, разумно, добросовестно, квалифи­цированно, принципиально и активно защищать права,

свободы и законные интересы доверителей, руководствуясь Конституцией, законами и Кодексом профессиональной этики адвокатов.

Независимость адвокатуры означает запрет любого вме­шательства или воспрепятствования законной адвокатской деятельности. Данный принцип имеет международно - ­правовое начало. Так, в п. 2.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества определено, что: «задачи, выполняемые адвокатом в процессе профессио­нальной деятельности, требуют его абсолютной независи­мости и отсутствия какого-либо влияния на него, связан­ного, в первую очередь, с его личной заинтересованностью или давлением извне... Адвокату следует избегать какого- либо ущемления собственной независимости и не посту­паться принципами профессионального долга ради интере­сов клиента, суда или других лиц».

В своей профессиональной деятельности адвокат обязан действовать в интересах своего доверителя, и в этом смысле зависим от его волеизъявления. Но такая зависимость не яв­ляется безусловной. Закон и нравственность в профессии ад­воката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные на несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть исполнены адвокатом. Хотя адвокат не вправе занимать по­зицию и действовать вопреки воле доверителя, он может от­ступить от этого правила, если убежден в наличии самоого­вора своего подзащитного. Кодекс профессиональной этики адвоката рассматривает профессиональную независимость адвоката как необходимое условие доверия к нему.

Независимость адвокатуры обеспечивается широким кругом общих и процессуальных полномочий адвоката, а также предусмотренными законом гарантиями независи­мости каждого адвоката: 1) невозможностью привлечения адвоката к какой-либо ответственности (кроме гражданско- правовой перед доверителем) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение; 2) недо­пустимостью истребования от адвокатов сведений, связан­ных с оказанием юридической помощи по конкретным де­лам (адвокатская тайна); 3) нахождением адвоката, членов его семьи и имущества под защитой государства; 4) про­цессуальным иммунитетом при уголовном преследовании (ст. 18 Закона об адвокатской деятельности).

Самоуправление адвокатуры выражается в сущест­вовании и деятельности специальных органов управления адвокатурой, образуемых и состоящих из адвокатов. Дан­ные органы самостоятельно принимают решения по вну­тренним вопросам адвокатского сообщества и ведают де­лами адвокатуры. Участие органов государственной власти в управлении адвокатурой ограничивается выполнением регистрационной функции (ведение реестра адвокатов, вы­дача удостоверения адвоката, регистрация адвокатских об­разований и т.п.).

Адвокатские образования в силу ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих органи­зациях» обязаны предоставлять информацию о своей дея­тельности органам государственной статистики и налого­вым органам, а в Минюст России ежегодно представлять документ, содержащий отчет о деятельности адвокатского образования, о персональном составе руководящих орга­нов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества. Однако исполнение данной обязанности должно осуществляться с учетом тре­бований закона по обеспечению режима сохранения адво­катской тайны. Принцип самоуправления также проявляет­ся в праве адвоката на самостоятельный выбор места своей работы, т.е. формы адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов или адвокатское бюро).

Корпоративность как принцип организации и деятель­ности адвокатуры определяет ее как особый вид профес­сионального сообщества, обладающего внутренней орга­низацией, сплачивающей адвокатов. Для всех адвокатов объединяющим фактором служит преданность профессио­нальным интересам, а именно оказание правовой помощи в целях отстаивания прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. В Общем кодексе правил для адвока­тов стран Европейского сообщества отмечено: «Дух кор­поративного единства представителей данной профессии предполагает отношения доверия и сотрудничества, под­держиваемые адвокатами между собой и ради интересов клиентов, и ради избежания ненужных споров». Корпора­тивность адвокатского сообщества обеспечивается добро­вольностью приобретения и прекращения статуса адвоката, корпоративной дисциплиной и профессиональной этикой, заботой адвокатов о своей чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.

Одна из основных задач адвокатуры как корпорации состоит в защите интересов и целостности адвокатского сообщества. Для обеспечения выполнения данной задачи

органы управления адвокатурой наделены функцией пред­ставления и защиты адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Они осуществля­ют контроль за профессиональной подготовкой адвока­тов и при необходимости ведут дисциплинарное произ­водство.

Для поддержания корпоративной сплоченности Кодекс профессиональной этики адвокатов предписывает адвока­там строить свои отношения с коллегами на основе взаим­ного уважения и соблюдения их профессиональных прав. Адвокат должен воздерживаться от употребления выраже­ний, умаляющих честь, достоинство или деловую репута­цию другого адвоката, а также от критики правильности действий и консультаций своих коллег.

Принцип равноправия адвокатов прежде всего распро­страняется на их профессиональную деятельность. Действу­ющим законодательном установлено единообразие правового статуса адвоката по объему прав и по сфере их применения. Полномочия адвоката действительны на всей территории РФ независимо от места регистрации адвоката.

Как правило, все адвокаты специализируются на оказании юридических услуг в определенных отраслях права либо на ведении отдельных категорий дел: дорожно-транспортных происшествий, экономических или общеуголовных престу­плений, семейных или наследственных дел, арбитражных споров и т.д. Но независимо от специализации, стажа ра­боты и других отличительных признаков все адвокаты на­делены равными процессуальными правами, определенны­ми процессуальным статусом субъекта, в качестве которого они участвуют в судопроизводстве.

Во внутренней жизни адвокатского сообщества равно­правие адвокатов проявляется на съездах (конференциях), где каждый адвокат имеет равные возможности в обсужде­нии и решении организационно-управленческих вопросов. Адвокаты, занимающие посты в системе управления адво­катурой (член Совета адвокатской палаты, руководитель адвокатского образования), обладают дополнительными полномочиями, необходимыми для осуществления управ­ленческих функций. К числу исключений из принципа рав­ноправия адвокатов относится положение о том, что правом привлекать на договорной основе стажера для выполнения отдельных поручений обладает только тот адвокат, который имеет стаж не менее пяти лет.

5. Организация адвокатуры

Современная система российской адвокатуры определена гл. 4 Закона об адвокатской деятельности. В нее входят орга­ны управления адвокатурой и адвокатские образования.

Организация адвокатуры строится на основе самоуправ­ления. Органы управления адвокатурой создаются на вы­борной основе из числа адвокатов. Они призваны выпол­нять организационные, методические и представительские функции в отношении адвокатских образований, но не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также по своей инициативе контролировать рабо­ту адвокатов. Проверка законности и качества оказания ад­вокатских услуг возможна лишь в рамках дисциплинарного производства на основании поступивших жалоб. Решения органов управления, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех адвокатских образова­ний и адвокатов. Но адвокат и адвокатское образование не отвечают по обязательствам органов управления адвокату­рой, так же как и органы управления не отвечают по обяза­тельствам адвокатов либо адвокатских образований.

Органы управления адвокатурой имеют двухуровневую структуру, основанную на территориальном принципе:

— Федеральная палата адвокатов;

— Адвокатская палата субъекта РФ.

Федеральная палата адвокатов РФ является юридиче­ским лицом и действует в организационно-правовой форме негосударственной некоммерческой организации. Она объ­единяет все адвокатские палаты субъектов РФ. Основными функциями Федеральной палаты адвокатов являются предста­вительство и защита интересов адвокатов в органах государст­венной власти, органах местного самоуправления, координа­ция деятельности адвокатских палат, обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов явля­ется Всероссийский съезд адвокатов. К полномочиям съезда относятся принятие устава Федеральной палаты адвокатов и Кодекса профессиональной этики адвокатов, формирова­ние совета Федеральной палаты адвокатов, а также решение иных организационных и финансовых вопросов, связанных с ее деятельностью. Всероссийский съезд адвокатов созыва­ется не реже одного раза в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей адвокатских палат субъектов РФ. Каждая адвокатская пала­та имеет равные права и один голос при принятии решения независимо от количества ее представителей на съезде.

Исполнительным органом Федеральной палаты адвока­тов является совет Федеральной адвокатской палаты, кото­рый действует на коллегиальной основе в составе не более 30 человек, избираемых Всероссийским съездом адвокатов. Заседания совета созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одно­го раза в три месяца. Решение совета считается принятым, если на заседании присутствовало не менее двух третей членов совета, большинство из которых проголосовало за принятие данного решения. Совет исполняет все полномо­чия Федеральной палаты адвокатов, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции съезда.

В каждом субъекте РФ действует одна Адвокатская па­лата, которая является высшим органом адвокатского со­общества на данной территории. Все адвокаты, зарегист­рированные в одном субъекте РФ, обязаны быть членами соответствующей адвокатской палаты. Цель деятельности адвокатской палаты состоит в обеспечении оказания квали­фицированной юридической помощи, ее доступности для населения, организации бесплатной юридической помощи, а также в представительстве и защите адвокатов в органах власти и иных организациях. Адвокатская палата осущест­вляет контроль за профессиональной подготовкой адвокатов и соблюдением Кодекса профессиональной этики адвокатов.

Адвокатская палата субъекта РФ является самостоя­тельным юридическим лицом, имеющим организационно-­правовую форму некоммерческой организации. В ее струк­туру входят собрание (конференция) адвокатов, совет адвокатской палаты, ревизионная комиссия и квалифика­ционная комиссия.

Собрание адвокатов является высшим органом адвокат­ской палаты субъекта РФ и созывается не реже одного раза в год. Если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты выступает конференция. Для того чтобы собрание (конференция) ад­вокатов считалось правомочным, необходимо, чтобы в его работе участвовали не менее двух третей членов (делегатов) адвокатской палаты. К компетенции собрания (конферен­ции) адвокатов относится избрание органов адвокатской палаты, а также решение организационных и финансовых вопросов, связанных с адвокатской деятельностью в соот­ветствующем субъекте РФ.

Совет адвокатской палаты является коллегиальным ис­полнительным органом. Он избирается собранием (конфе­ренцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек. Деятельность совета организует прези­дент адвокатской палаты, который также выполняет пред­ставительские функции и обеспечивает выполнение реше­ний органов адвокатской палаты. Президент адвокатской палаты избирается советом сроком на четыре года.

Заседание совета адвокатской палаты проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Для того чтобы заседание совета считалось правомерным, на нем должны присутствовать не менее двух третей членов совета. Полномочия совета обусловлены целью деятель­ности адвокатской палаты. К ним, в частности, относятся: определение порядка оказания юридической помощи адво­катами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению лица, в чьем производстве находится уголовное дело; рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов; защита социальных и профес­сиональных прав адвокатов; организация информацион­ного обеспечения адвокатов, обмена опытом работы между ними и осуществление методической деятельности; ведение реестра адвокатских образований и их филиалов на тер­ритории соответствующего субъекта РФ. Решения совета принимаются простым большинством голосов участвую­щих в заседании членов совета.

Ревизионная и квалификационная комиссии адвокатской палаты выполняют строго определенные функции. Первая из них осуществляет контроль за финансово-хозяйственной дея­тельностью адвокатской палаты и ее органов, а вторая созда­ется для приема квалификационных экзаменов у кандидатов в адвокаты, а также для рассмотрения жалоб на действия (без­действие) адвокатов. Особенность организации квалифика­ционной комиссии состоит в том, что из 13 членов комиссии шесть человек не являются адвокатами. Это представители территориального органа юстиции, законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также судьи.

Адвокаты осуществляют свою деятельность и выполня­ют возложенные на них обязанности в силу членства в ад­вокатской палате субъекта РФ в избранном ими адвокат­ском образовании. К ним не применяются нормы трудового законодательства, и они не заключают в качестве работни­ков трудовых договоров.

Адвокатские образования, т.е. место работы адвокатов, имеют следующие организационно-правовые формы: ад­вокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. По общему правилу выбор формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности является правом адвоката. О сво­ем выборе он должен уведомить совет адвокатской палаты, а последний — территориальный орган юстиции. Исключе­нием является работа, адвоката в юридической консульта­ции, куда он направляется советом адвокатской палаты.

Адвокатский кабинет учреждается адвокатом, приняв­шим решение осуществлять адвокатскую деятельность ин­дивидуально. Такой адвокат вправе принимать на работу помощников адвоката и технических сотрудников, не име­ющих статуса адвоката. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом и может размещаться в жилых по­мещениях, находящихся в собственности или во владении и пользовании адвоката либо членов его семьи. Об учреж­дении адвокатского кабинета адвокат должен уведомить со­вет адвокатской палаты и сообщить сведения о месте его нахождения и порядке осуществления телефонной, почто­вой и иной связи.

Коллегия адвокатов и адвокатское бюро, являясь само­стоятельными адвокатскими образованиями, имеют много общего. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности к отношениям, возникающим в связи с учреж­дением и деятельностью адвокатского бюро, применяются те же правила, что и для коллегии адвокатов. Коллегия ад­вокатов и адвокатское бюро являются некоммерческими организациями, действующими на основании устава. Для создания данных форм адвокатских образований достаточ­но волеизъявления двух адвокатов. Максимального числа адвокатов, работающих в коллегии адвокатов или адвокат­ском бюро, законом не предусмотрено.

В организации и деятельности коллегии адвокатов и ад­вокатского бюро имеются различия. Адвокаты, учредившие коллегию адвокатов, заключают между собой учредительный договор и являются членами соответствующей коллегии ад­вокатов. Вновь принимаемые адвокаты становятся членами коллегии адвокатов, но не считаются ее учредителями. При учреждении адвокатского бюро адвокаты заключают меж­ду собой партнерский договор и в дальнейшем именуются партнерами. Партнерский договор не предоставляется при государственной регистрации адвокатского бюро. Прием но­вых партнеров в адвокатское бюро оформляется соглашени­ем о присоединении к партнерскому договору.

Высшим органом коллегии адвокатов и адвокатского бюро является Общее собрание ее членов (партнеров). Пе­риодичность проведения собраний устанавливается уста­вом, но она не должна быть реже одного раза в год. Для осуществления текущего руководства деятельностью кол­легии адвокатов создается исполнительный орган, который может быть единоличным и (или) коллегиальным. Закон не определяет название такого органа, оставляя это на усмотрение членов коллегии адвокатов. Ведение текущих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим пар­тнером, если иное не установлено партнерским договором.

Отличия в организации указанных адвокатских обра­зований влекут за собой особенности функционального характера. Доверителю, обратившемуся в коллегию адво­катов, юридическую помощь оказывает адвокат, заклю­чивший с ним от своего имени соответствующий договор. Поэтому адвокаты, входящие в одну коллегию, могут без каких-либо ограничений защищать или представлять права лиц с противоречащими интересами (например, истца и от­ветчика, обвиняемого и потерпевшего). Адвокаты-партнеры одного адвокатского бюро в подобной ситуации обязаны получить согласие всех сторон конфликтного отношения, поскольку договор с доверителем заключается управляю­щим партнером от имени всех партнеров, обязавшихся со­единить свои условия для оказания юридической помощи доверителю. Данные о партнерах указываются либо непо­средственно в договоре на оказание юридической помощи, либо прилагаются к нему в виде списка партнеров. Каждый из адвокатов-партнеров имеет полномочия на ведение об­щих дел адвокатского бюро и несет вместе с остальными партнерами солидарную ответственность за нарушение условий договора и причинение вреда доверителю.

Законом установлено, что соглашение с доверителем всегда заключает адвокат, и именно ему, а не адвокатскому образованию, выплачивается вознаграждение за исполне­ние поручения. Суммы, вносимые в кассу либо перечис­ляемые на расчетный счет соответствующего адвокатского образования, являются доходом адвокатов, зачисляются на их лицевые счета и соответственно образуют объект нало­гообложения адвокатов как физических лиц. За счет полу­ченного вознаграждения адвокат осуществляет профессио­нальные расходы, в том числе и на содержание адвокатско­го образования.

Юридическая консультация — это форма адвокатского образования, учреждаемая адвокатской палатой по пред­ставлению органа исполнительной власти соответствующе­го субъекта РФ. Основанием для учреждения юридической консультации является недостаточная численность адвока­тов, а именно когда на территории одного судебного района число местных адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. Деятельность юридической консульта­ции в основном рассчитана на оказание адвокатских услуг по назначению дознавателя, следователя и суда, а также на предоставление бесплатной юридической помощи опреде­ленным категориям граждан.

Закон предусматривает право адвокатов на создание обще­ственных объединений и участие в их деятельности в целях обеспечения корпоративных интересов. Единственным усло­вием, предъявляемым законом к общественным объединени­ям адвокатов, является запрет на осуществление функций адвокатских образований, адвокатских палат субъектов РФ или Федеральной палаты адвокатов либо их органов. В на­стоящее время основным общественным объединением адво­катов является Профессиональный союз адвокатов России.

6. Правовой статус адвоката

Адвокат — это лицо, получившее в установленном зако­ном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокат­скую деятельность. Правовое положение адвоката несовме­стимо с занятием государственных должностей, должностей государственной службы и муниципальных должностей. Ад­вокат также не вправе вступать в трудовые отношения в ка­честве работника, т.е. выполнять иную оплачиваемую работу на основании трудового договора. Исключение составляют научная, преподавательская и иные виды творческой дея­тельности. Адвокат может совмещать свою деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также занимать выборные должности в органах управле­ния адвокатурой и общественных объединениях адвокатов.

Претендовать на получение статуса адвоката может любое лицо, соответствующее определенным законом тре­бованиям. Во-первых, претендент должен иметь высшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. В ка­честве альтернативы допускается наличие ученой степени по юридической специальности. Во-вторых, кандидат дол­жен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском об­разовании сроком от одного года до двух лет. Часть 4 ст. 9 Закона об адвокатской деятельности предусматривает исчер­пывающий перечень работ, которые включаются в стаж рабо­ты по юридической специальности, необходимый для приоб­ретения статуса адвоката, а именно: работа в качестве судьи, адвоката, помощника адвоката, нотариуса, преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также занятие некоторых должностей, требующих высшего юриди­ческого образования. В-третьих, претендент не должен быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным либо иметь непогашенную или неснятую судимость за со­вершение умышленного преступления.

Действующее законодательство не запрещает претендо­вать на получение статуса адвоката иностранным гражданам и лицам без гражданства. Адвокаты иностранного государст­ва также могут оказывать юридическую помощь на террито­рии РФ, но только по вопросам права данного иностранного государства. При этом они должны быть зарегистрированы федеральным органом юстиции в специальном реестре.

Лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к кан­дидату в адвокаты, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Помимо заявления кан­дидат должен представить копию документа, удостоверя­ющего его личность, анкету и документы, подтверждающие соответствие лица предъявляемым к адвокату требовани­ям. При необходимости квалификационная комиссия ор­ганизует проверку представленных сведений и документов, которая должна быть завершена в течение двух месяцев, после чего квалификационная комиссия принимает реше­ние о допуске претендента к квалификационному экзамену либо об отказе в этом. Отказ допускается только по указан­ным в законе основаниям и может быть обжалован в суд.

Положение о порядке сдачи квалификационного эк­замена и оценке знаний претендентов, а также перечень

экзаменационных вопросов разрабатываются и утвержда­ются советом Федеральной палаты адвокатов. На экзамен выносятся вопросы по гражданскому акционерному, жи­лищному, семейному, трудовому, налоговому, уголовному, гражданскому процессуальному, арбитражному процес­суальному и уголовно-процессуальному праву, а также по производству в Конституционном Суде РФ и в Европей­ском Суде по правам человека. Законом установлено лишь общее требование о том, что квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирования) и устного собеседования.

Решение о присвоении статуса адвоката принимается квалификационной комиссией после успешной сдачи ква­лификационного экзамена в трехмесячный срок со дня пода­чи претендентом соответствующего заявления. Оно вступа­ет в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. О присвоении претенденту статуса адвоката квалифика­ционная комиссия в семидневный срок уведомляет терри­ториальный орган юстиции, который вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату удосто­верение установленной формы.

Правовой статус адвоката, включающий его профессио­нальные права и обязанности, не ограничен каким-либо сроком или возрастом адвоката. Он позволяет осущест­влять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения.

Профессиональные полномочия адвоката составля­ют основу его правового статуса и делятся на две группы:

1) права адвоката, участвующего в судопроизводстве в ка­честве представителя или защитника, регламентированные соответствующим процессуальным законодательством (про­цессуальные права); 2) права адвоката, предусмотренные За­коном об адвокатской деятельности (общие полномочия).

Процессуальные права адвоката являются произво­дными от общих полномочий и обеспечивают выполне­ние отдельных направлений адвокатской деятельности в соответствующем виде судопроизводства. Для того чтобы воспользоваться ими, адвокат должен вступить в процесс, т.е. предъявить лицу, в чьем производстве находится дело, адвокатское удостоверение и представить ордер и (или) доверенность. Ордер выдается соответствующим адвокат­ским образованием и представляется в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом. В иных случаях адвокат вступает в дело и представляет доверителя на основании доверенности.

К числу общих полномочий адвоката относятся следую­щие права:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юри­дической помощи путем истребования справок, характери­стик и иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Важной гарантией дан­ного права является обязанность органов и организаций, которым адресован адвокатский запрос, выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения соответст­вующего запроса;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь. Данные, получен­ные в результате опросов, не являются доказательствами, поскольку такие опросы имеют непроцессуальный характер и производятся с целью определения характера известных лицу сведений. Результаты опроса оформляются письменно и служат поводом для вызова опрошенного лица на допрос или для участия в иных процессуальных действиях. Опра­шивать свидетеля либо иного участника процесса после его допроса адвокат не вправе. При необходимости получения новой информации от ранее допрошенных лиц адвокат дол­жен заявить ходатайство об их повторном вызове и допросе в установленном законом порядке;

3) собирать и представлять предметы и документы, ко­торые могут быть признаны вещественными и иными дока­зательствами, в порядке, установленном законодательством РФ. При осуществлении данного полномочия адвокат не может производить следственные и иные процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, а так­же не вправе заниматься частной сыскной деятельностью. В то же время адвокат может обратиться к услугам част­ного детектива, который в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» вправе осущест­влять сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Самосто­ятельная деятельность адвоката по собиранию предметов и документов, как правило, ограничивается получением их от доверителя, его родственников и знакомых либо изъяти­ем определенных вещей из указанных ему мест. Признать собранные и представленные адвокатом предметы и доку­менты доказательствами вправе лицо, в чьем производстве находится дело, если они обладают признаками допустимо­сти, относимости и достоверности;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи. Специалист как лицо, обладающее специальными знаниями в определенных областях науки, искусства, техни­ки и ремесла, может объяснить адвокату значение тех или иных обстоятельств дела, оценить имеющееся в материалах дела заключение эксперта и оказать помощь в постановке во­просов эксперту. Письменное заключение специалиста имеет силу доказательства (п. 3.1 ч. 2 ст. 74, ч. 3 ст. 80 УПК);

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, со­блюдая при этом государственную и иную охраняемую за­коном тайну. Реализация данного права осуществляется за счет адвоката: либо он использует свои технические средст­ва, либо оплачивает изготовление копий материалов дела. Следует также отметить, что право знакомиться со всеми материалами уголовного дела и снимать с них копии воз­никает у адвоката-защитника с момента окончания предва­рительного расследования;

7) совершать иные действия, не противоречащие зако­нодательству РФ. Данному праву корреспондирует обязан­ность адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещен­ными законом средствами и способами.

Обязанности адвоката имеют разную направленность. Часть из них запрещает адвокату совершать определен­ные действия (запреты). Другие требуют выполнения конкретных задач (требования). Причем и те и другие но­сят исчерпывающий характер. Обязанности адвоката ре­гламентированы Законом об адвокатской деятельности, процессуальным законодательством, а также Кодексом профессиональной этики адвоката и решениями органов управления адвокатурой.

Закон запрещает адвокату: занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя; делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает; отказаться от принятой на себя защи­ты; принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер. Адвокат также не вправе принимать поручение в случаях, если он: имеет собствен­ный интерес по предмету соглашения с доверителем, отлич­ный от интереса данного лица; участвовал в деле в качестве судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, до­знавателя, эксперта, специалиста, переводчика; является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также, если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с долж­ностным лицом, которое принимало или принимает уча­стие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; оказывал юридическую помощь доверителю, интересы ко­торого противоречат интересам данного лица. Адвокату за­прещается негласное сотрудничество с органами, осущест­вляющими оперативно-розыскную деятельность.

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила его поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской про­фессии. В нем предусмотрены существенные дополнения и разъяснения к запретам, регламентированным законом. Так, например, адвокат не вправе навязывать свои услуги лицам, нуждающимся в юридической помощи, и привле­кать их путем использования личных связей с работниками судов и правоохранительных органов, обещанием благопо­лучного разрешения дела и другими недостойными спосо­бами (п. 6 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката). Нельзя давать доверителю заверения и гарантии в отноше­нии результата выполнения поручения, которые могут пря­мо или косвенно вызвать у обратившегося необоснованные надежды или представления, что адвокат может повлиять на результат другими средствами, кроме добросовестного выполнения своих обязанностей (ст. 10 Кодекса профес­сиональной этики адвоката). Заботясь о поддержании духа корпоративности в адвокатском сообществе, Кодекс запре­щает адвокату склонять к заключению соглашения о предо­ставлении юридической помощи лицо, пришедшее в адво­катское образование к другому адвокату (ст. 15).

Адвокат обязан выполнять определенные требования, устанавливающие для адвоката правила поведения, кото­рыми он должен руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности.

Закон обязывает адвоката участвовать в качестве защит­ника в уголовном судопроизводстве в порядке назначения, а также оказывать юридическую помощь некоторым катего­риям граждан бесплатно.

Личное участие адвоката в качестве защитника в уго­ловном судопроизводстве обеспечивается дознавателем, следователем или судом в тех случаях, когда имеются пред­усмотренные ст. 51 УГ1К основания обязательного участия защитника в уголовном процессе и он не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым или иными лицами по его по­ручению или с его согласия. Соответствующее требование направляется руководителю территориального адвокатско­го образования, который поручает конкретному адвокату осуществление защиты лица, в отношении которого ведет­ся уголовное преследование. Бесплатные консультации по правовым вопросам оказываются дежурными адвокатами согласно графику, утвержденному руководителем соответ­ствующего адвокатского образования.