Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

При изучении дисциплины «Суд, правосудие, судебная система» особая роль отводится самостоятельной работе студентов. Современный юрист обязан быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей аналитического подхода. Теоретическая база, которую обеспечивает, прежде всего, самостоятельная творческая работа, является фундаментом, на котором строятся правовые знания.

Самостоятельная работа студентов включает:

- ознакомление с содержанием учебно-методического комплекса по дисциплине;

- чтение и изучение учебной литературы;

- конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на практических занятиях;

- подготовку практических материалов и докладов (эссе) к практическим занятиям;

- отработку тем пропущенных практических занятий;

- подготовку ответов на вопросы для зачета.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов (эссе), материалов практических занятий.

Важным в самостоятельной работе студентов является изучение ими различных рекомендаций по темам дисциплины, учебных материалов теоретического характера.

Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу. При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Российский следователь», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и практического занятия.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах: в составлении плана изученного источника; в выписках концептуальных положений автора работы; в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника; в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи; в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

По каждой теме практического занятия имеется перечень необходимой литературы. Следует отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и электронные справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

На практических занятиях используется система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в учебно-методических рекомендациях, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты.

При решении типовых задач студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом.

В ходе решения задачи следует изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. В случае если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.

При пропуске студентом практических занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, докладов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам.

Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.