Брайан Мэй
Быть рок-гитаристом или астрофизиком? Эта дилемма выбора карьеры вряд ли является проблемой каждого встречного, но в 60-х с ней лицом к лицу столкнулся Брайан Мэй. Многие согласятся, что он, в конце концов, сделал правильный выбор.
Брайан родился 19 июля 1947 года в семье Гарольда и Руфь Мэй и рос в западном пригороде Лондона, Фелтхэм. Гарольд был старшим секретарем в Министерстве Авиации и музицировал в свободное время на фортепьяно и укулеле. Он передал свои умения сыну, разучивая с ним по субботам партии на фортепьяно.
Брайан и кошка Скуоки, с только что сделанной гитарой, созданной его отцом Гарольдом, дома в Фелтхэме, 1963.
Достаточно хорошо умеющий играть на укулеле, Брайан получил маленькую испанскую акустическую гитару на свой 7 день рождения. Его отец был мастером на все руки – он мог собрать радиоприёмник, телескоп или игрушку – и он делал это для сына. Когда Брайан понял, что ему нужна гитара, менее громоздкая, чем его акустика, отец помог ему переделать её в электрическую.
Будучи мальчишкой, Брайан утопал в фантазиях, навеянных Толкиеном и Льюисом, и был страстным коллекционером записей, обожающим Лонни Донегана, Томми Стила, братьев Эверли и Бадди Холи. В 11 лет он заинтересовался астрономией, очарованный программой BBC TV “The Sky At Night”, посвящённой звездному газу. Её автор, Патрик Мур, стал его научным наставником десятилетия спустя.
Брайан снова захотел усовершенствовать гитару и в 1962 году они с отцом задумались о создании своей собственной. В результате Red Special может считаться самой знаменитой самодельной гитарой в мире. Её гриф сделан из дуба, а корпус вырезан перочинным ножом из каминной доски 18 века. Три датчика и изготовленный по заказу электрический мост завершили инструмент, а из-за красно-коричневого цвета, полученного после окрашивания корпуса многочисленными слоями краски Rustin, он получил имя Red Special. Вся конструкция Мэя номиналом обошлась ему в 8 фунтов. Кроме оригинальной Red Special, Брайан использовал её дубликаты, выполненные его компанией Brian May Guitars. Сегодня композиции Queen, где не звучит Red Special, практически немыслимы.
Интерес Брайана к музыке вырос в его юношестве и в 1964-ом он со своими школьными друзьями сформировал свою первую группу “1984”. Они репетировали в холле школы неподалеку от Ричмондской Женской Школы в Твикенхэме. По окончании школы Мэй имел 10 оценок категории «О» и 4 оценки категории «А» по чистой математике, прикладной математике, общей математике и физике. В 1965-ом он поступил в Империал колледж в Лондоне для изучения физики и инфракрасной астрономии. Находясь там, он продолжал играть с “1984” и никогда не забывал одно правило: играть так, будто участвует в поддержке Джимми Хендрикса. Однако вскоре музыканты разделились и обязательства перед учебой Брайана положили конец группе “1984”.
Научная работа Брайана требовала всё больше и больше сил. Наука привела его на швейцарские Альпы, во тьму Маттерхорна, где он соорудил свой собственный спектрометр. Две статьи, которые он написал со своим научным руководителем после другого исследовательского визита в Маунт-Тейд, в Испании, были опубликованы в ежемесячном издании Королевского Астрономического Общества.
Музыка взяла верх лишь тогда, когда Брайан и его друг Тим Стаффел сформировали новую группу, “Smile”. Эта группа, превратившись в Queen посредством нескольких изменений состава, дала понять, что астрофизика должна подождать. И подождать очень долго. В 2007 году, более чем 40 лет спустя после начала его исследований, Брайан вернулся в Империал Колледж, чтобы закончить свою диссертацию. Год спустя он успешно выпустил новую версию своей статьи о межпланетной пыли и получил диплом доктора наук. До сих пор он является исследователем Колледжа. Также он соавтор книги «Взрыв. Полная история вселенной» (Bang. The Complete History of Universe) вместе с сэром Патриком Муром и Крисом Линтоттом.
Рентгеновский снимок гитары Брайана, сделанный во время её реставрации в сентябре 2003.
На протяжении всей жизни Брайан был очарован викторианскими стереофотографиями и сейчас является соавтором Елены Вайдал, выпустившей книгу «А Village Lost and Found». Книга содержит 3D-фотографии дома инноватора стереофото Т.Р. Вильямса, расположенного в Оксфордшире, Хинтон Вэлдрист. Нельзя не отметить, что Мэй сделал 3D-представление, дополняющее книгу.
Другой интерес Брайана – акция “Save Me” по защите животных от несанкционированного и жестокого истребления животных. Протест кампании направлен против охоты на лис и барсуков.
Также Брайан всегда преследовал сверхплановые музыкальные проекты вне Queen. Он насладился успехом двух сольных альбомов: Back To The Light (1991), включавшим в себя «Too Much Love Will Kill You» и «Driven By You», удостоенных премии Ivor-Novello Award, и Another World (1998). В 2010 году он сыграл несколько партий для Anthems и стал продюсером дебютного альбома Керри Эллис.
«Я прохожу через кризис каждый несколько месяцев, но в этот момент я испытываю самые сильные приступы веры и творчества. Я – причудливый зверек».
Говорят, если ты хочешь что-то сделать, спроси занятого человека. Брайан Мэй всегда будет удивлять нас сюрпризами, сотворенными втихаря.
Брайан настраивает свою гитару, за кулисами 1980.