Лекция 9. Модель деятельности школьного менеджера
1. Модель компетентности менеджера (продолж).
2. Основные инструменты менеджмента
1. Модель компетентности менеджера (продолж). Управленческая компетентность менеджера включает правовую, экономическую, психологическую и педагогическую грамотность.
Школа, внедряющая в систему управления педагогический менеджмент, будет совершенствоваться по следующим параметрам:
• приблизится к оптимальному сочетанию централизации и децентрализации управления;
• повысит степень реального участия в управлении педагогическим процессом всех членов школьного коллектива;
• улучшит психологический климат в школе;
• повысит эффективность принятия управленческих решений;
• повысит уровень умения руководства коллектива разрешать конфликтные ситуации;
• повысит уровень интеллектуальной и социальной зрелости коллектива. В конечном итоге, все вышеназванные параметры определят повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Известный экономист начала века Витке писал, что руководитель - это, прежде всего не администратор, а координатор психологических отношений, социальный строитель, объединитель людских воль.
Логика управления по принципам менеджмента состоит в том, что руководитель является источником энергии, передатчиком ее людям, целесообразным организатором их деятельности и высвобождения их энергии, а также стимулом развития изобретательности своих сотрудников. Наилучшие результаты в работе наблюдаются только тогда, когда руководитель является мотором изобретательности всего коллектива.
Анализ литературы по менеджменту позволил определить комплекс задач, на реализацию которых ориентирован этот метод управления:
• сделать людей способными к совместной деятельности;
• придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости;
• сплотить людей вокруг общей цели, ибо без этого работоспособного коллектива не будет;
• развивать в каждом члене коллектива его потребности и создавать условия для их удовлетворения;
• придать профессиональной подготовке сотрудников перманентный характер;
• организацию деятельности сотрудников строить на коммуникации между работниками и их индивидуальной ответственности за порученное дело при выраженном самоконтроле;
* измерять эффективность предприятия не по объему выпускаемой продукции (в школе по количеству проведенных воспитательных и других мероприятий, по выполнению всеобуча и т.д.) и другим базовым производственным линиям, а использовать комплекс разнообразных средств, ориентированных на человека, на филигранную индивидуальную работу с людьми.
2. Основные инструменты менеджмента
На основе анализа научной литературы выявлены основные инструменты менеджмента:
1. Ясное определение для себя и подчиненных цели предстоящей работы и, вместе с тем, обзор всего пути и движения к цели. Или, иными словами, определение того, что необходимо достичь.
2. Точное определение задач для каждого подчиненного с указанием, посредством каких операций можно достичь цели.
3. Подготовка всего необходимого, при помощи чего можно достичь цели в предстоящей работе.
4. Установка норм для измерения результатов выполнения предстоящей работы.
5. Четкое и персональное распределение власти и ответственности адресата, принимающего участие в данной работе.
6. Инструктирование исполнителей как в начале работы, так н координационное инструктирование в ходе работы по алгоритму: Что? Кто? Чем? Как? Где? Когда? С кем?
Необходимо создать условия, чтобы человек работал творчески и производительно. При этом управленческая наука и практика показывают, что инструментами человекоцентризма являются уважение к человеку и доверие к нему. Работать с уважением к личности - это сложная деятельность. Тем более, в наших условиях, когда не преодолены стереотипы прошлого. Ведь целые поколения были воспитаны на иерархии, приказном исполнении, когда заглушалась всякая инициатива на местах. Подлинное уважение к личности означает взыскательное отношение к сотруднику. Каждому нужно беречь "человека" в себе, ибо в другом тоже присутствует человек.
На наш взгляд, интегральное понятие "уважение к личности" подразумевает следующие ее атрибуты:
1. Защищать права и достоинства человека.
2. Гарантировать сотруднику неприкосновенность и личную защищенность.
3. Создавать такие условия в работе, чтобы голос каждого был бы услышан.
4. Создавать возможности для творческого роста сотрудника.
5. Осуществлять максимальное развитие инициативы, талантов, творческих способностей и умение найти себя в новой обстановке.
6. Поощрять достижения сотрудников и их вклад в дело школы и системы образования.