Лекция 9. Модель деятельности школьного менеджера

 

1. Модель компетентности менеджера (продолж).

2. Основные инструменты ме­неджмента

 

1. Модель компетентности менеджера (продолж). Управленческая компетентность менеджера включает правовую, экономическую, психологическую и педагогическую грамотность.

Школа, внедряющая в систему управления педагогический менеджмент, будет совершенствоваться по следующим параметрам:

• приблизится к оптимальному сочетанию централизации и децентрализации управления;

• повысит степень реального участия в управлении педагогичес­ким процессом всех членов школьного коллектива;

• улучшит психологический климат в школе;

• повысит эффективность принятия управленческих решений;

• повысит уровень умения руководства коллектива разрешать кон­фликтные ситуации;

• повысит уровень интеллектуальной и социальной зрелости кол­лектива. В конечном итоге, все вышеназванные параметры определят повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Известный экономист начала века Витке писал, что руководитель - это, прежде всего не администратор, а координатор психологических отношений, социальный строитель, объединитель людских воль.

Логика управления по принципам менеджмента состоит в том, что руководитель является источником энергии, передатчиком ее людям, целесообразным организатором их деятельности и высвобождения их энергии, а также стимулом развития изобретательности своих сотруд­ников. Наилучшие результаты в работе наблюдаются только тогда, когда руководитель является мотором изобретательности всего кол­лектива.

Анализ литературы по менеджменту позволил определить ком­плекс задач, на реализацию которых ориентирован этот метод управ­ления:

• сделать людей способными к совместной деятельности;

• придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости;

• сплотить людей вокруг общей цели, ибо без этого работоспо­собного коллектива не будет;

• развивать в каждом члене коллектива его потребности и созда­вать условия для их удовлетворения;

• придать профессиональной подготовке сотрудников перманент­ный характер;

• организацию деятельности сотрудников строить на коммуника­ции между работниками и их индивидуальной ответственности за порученное дело при выраженном самоконтроле;

* измерять эффективность предприятия не по объему выпускае­мой продукции (в школе по количеству проведенных воспитательных и других мероприятий, по выполнению всеобуча и т.д.) и другим ба­зовым производственным линиям, а использовать комплекс разнооб­разных средств, ориентированных на человека, на филигранную ин­дивидуальную работу с людьми.

2. Основные инструменты ме­неджмента

На основе анализа научной литературы выявлены основные инструменты ме­неджмента:

1. Ясное определение для себя и подчиненных цели предстоящей работы и, вместе с тем, обзор всего пути и движения к цели. Или, иными словами, определение того, что необходимо достичь.

2. Точное определение задач для каждого подчиненного с указа­нием, посредством каких операций можно достичь цели.

3. Подготовка всего необходимого, при помощи чего можно до­стичь цели в предстоящей работе.

4. Установка норм для измерения результатов выполнения предстоящей работы.

5. Четкое и персональное распределение власти и ответственнос­ти адресата, принимающего участие в данной работе.

6. Инструктирование исполнителей как в начале работы, так н координационное инструктирование в ходе работы по алгоритму: Что? Кто? Чем? Как? Где? Когда? С кем?

Необходимо создать условия, чтобы человек работал творчески и производительно. При этом управленческая наука и практика показы­вают, что инструментами человекоцентризма являются уважение к человеку и доверие к нему. Работать с уважением к личности - это сложная деятельность. Тем более, в наших условиях, когда не преодо­лены стереотипы прошлого. Ведь целые поколения были воспитаны на иерархии, приказном исполнении, когда заглушалась всякая ини­циатива на местах. Подлинное уважение к личности означает взыска­тельное отношение к сотруднику. Каждому нужно беречь "человека" в себе, ибо в другом тоже присутствует человек.

На наш взгляд, интегральное понятие "уважение к личности" подразумевает следующие ее атрибуты:

1. Защищать права и достоинства человека.

2. Гарантировать сотруднику неприкосновенность и личную защи­щенность.

3. Создавать такие условия в работе, чтобы голос каждого был бы услышан.

4. Создавать возможности для творческого роста сотрудника.

5. Осуществлять максимальное развитие инициативы, талантов, творческих способностей и умение найти себя в новой обстановке.

6. Поощрять достижения сотрудников и их вклад в дело школы и системы образования.