Лекция 8. Системно-функциональная модель деятельности школьного менеджера

 

1. Профессиональные требования к деятельности менеджера

2. Модель компетентности менеджера

 

1. Профессиональные требования к деятельности менеджера

Для диагностики качества профессиональной деятельности мене­джера используется большое многообразие методов оценки: от пси­холого-управленческих тестов до деловых игр и социально-психоло­гического тренинга.

Отбор и оценка руководящих кадров осуществляются в рамках двух наиболее известных подходов к изучению детерминант эффективной деятельности руководителя - личностного и ситуационного.

Суть позиции сторонников личностного подхода сводится к тому, что менеджер, обладающий комплексом профессионально значимых образований (знаний, умений, навыков, личностных качеств), непременно достигнет успеха, если будет последовательно реализовывать поставленные цели. В рамках этого подхода осуществляются исследо­вания стилей управления, критериев эффективной деятельности мене­джеров, разрабатываются профессиональные управленческие тесты.

Для этой позиции характерно убеждение, что основным критери­ем эффективности работы менеджера является его способность рабо­тать с людьми, которая проявляется через стиль управления, профес­сиональную компетентность, понимание теории и практики менедж­мента. Перечень личностных черт, коррелирующих с эффективнос­тью деятельности менеджера, включает способность к управленчес­кой деятельности, определенные знания, умения, навыки, симптомо-комплексы профессионально значимых качеств, отдельные личност­ные черты, такие, как стрессоустойчивость и общий интеллект.

Суть ситуационного подхода к исследованию деятельности менеджера сводится к разработке и решению типовых задач управленчес­кой деятельности, а также к переносу успешности выполнения моде­лируемых задач на реальную деятельность. Этот подход основан на ситуационной теории лидерства, согласно которой в определенных ситуациях люди с разными личностными особенностями совершают одинаковые действия и, наоборот, близкие по личностной структуре руководители в идентичных условиях могут принимать различные решения. На основе этой концепции предпринимаются поиск и моде­лирование определенного набора управленческих ситуаций, эффек­тивное разрешение которых могло бы повысить успешность деятель­ности менеджера.

2. Модель компетентности менеджера. Особое место занимает так называемая модель компетентности менеджера, разработанная Д. Колбом, С. Люблиным, Д. Спосом, Р. Бейкером. Она охватывает основные стороны управленческой компе­тентности и может служить комплексным критерием оценки эффек­тивности деятельности менеджера. Проявления многоуровневой ие­рархической модели компетентности, согласно взглядам перечислен­ных авторов, возможны на нескольких уровнях:

Интегративная компетентность - способность к интеграции знаний, умений и навыков и к их использованию в условиях быстро меняющихся требований внешней среды.

Эмоциональная, перцептивная, концептуальная и поведенческая компетентность в их основных характеристиках.

3. Частичная, неравномерная представленность видов компетентности:

а) эмоциональная компетентность - способность к лидерству, к работе с людьми, оказанию помощи, делегированию полномочий;

б) перцептивная компетентность - умение преодолевать неопределенность, собирать и анализировать информацию;

в) концептуальная компетентность - умение планировать, анализировать количественную информацию; знание вычислительной техники и технологии;

г) поведенческая компетентность - способность к целеполаганию, умение реализовать намеченные планы и способность к новаторской деятельности.

Американские исследователи Хонбай, Томас увязывают профессионализм менеджера с компетентностью в разных областях, которая предполагает:

• понимание природы управленческих процессов, знание основ­ных организационных структур, функциональных обязанностей и сти­ля работы менеджера, четкое представление об ответственности ме­неджера, умение распределять ответственность по уровням управле­ния, способность повышать эффективность управления;

• знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления, умение письменно и устно выражать свои мысли;

• компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке спе­циалистов, способность к лидерству и гармонизации взаимоотноше­ний среди работников;

• знание особенностей взаимоотношений между предприятием и потребителями его услуг;

• способность управлять ресурсами;

• способность планировать и прогнозировать деятельность пред­приятия;

• способность к оценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать свою квалификацию.

Профессионализм менеджера определяется тем, насколько он учитывает организационные, финансовые, юридические, психологи­ческие и педагогические проблемы при принятии управленческих решений.