Лекция 8. Системно-функциональная модель деятельности школьного менеджера
1. Профессиональные требования к деятельности менеджера
2. Модель компетентности менеджера
1. Профессиональные требования к деятельности менеджера
Для диагностики качества профессиональной деятельности менеджера используется большое многообразие методов оценки: от психолого-управленческих тестов до деловых игр и социально-психологического тренинга.
Отбор и оценка руководящих кадров осуществляются в рамках двух наиболее известных подходов к изучению детерминант эффективной деятельности руководителя - личностного и ситуационного.
Суть позиции сторонников личностного подхода сводится к тому, что менеджер, обладающий комплексом профессионально значимых образований (знаний, умений, навыков, личностных качеств), непременно достигнет успеха, если будет последовательно реализовывать поставленные цели. В рамках этого подхода осуществляются исследования стилей управления, критериев эффективной деятельности менеджеров, разрабатываются профессиональные управленческие тесты.
Для этой позиции характерно убеждение, что основным критерием эффективности работы менеджера является его способность работать с людьми, которая проявляется через стиль управления, профессиональную компетентность, понимание теории и практики менеджмента. Перечень личностных черт, коррелирующих с эффективностью деятельности менеджера, включает способность к управленческой деятельности, определенные знания, умения, навыки, симптомо-комплексы профессионально значимых качеств, отдельные личностные черты, такие, как стрессоустойчивость и общий интеллект.
Суть ситуационного подхода к исследованию деятельности менеджера сводится к разработке и решению типовых задач управленческой деятельности, а также к переносу успешности выполнения моделируемых задач на реальную деятельность. Этот подход основан на ситуационной теории лидерства, согласно которой в определенных ситуациях люди с разными личностными особенностями совершают одинаковые действия и, наоборот, близкие по личностной структуре руководители в идентичных условиях могут принимать различные решения. На основе этой концепции предпринимаются поиск и моделирование определенного набора управленческих ситуаций, эффективное разрешение которых могло бы повысить успешность деятельности менеджера.
2. Модель компетентности менеджера. Особое место занимает так называемая модель компетентности менеджера, разработанная Д. Колбом, С. Люблиным, Д. Спосом, Р. Бейкером. Она охватывает основные стороны управленческой компетентности и может служить комплексным критерием оценки эффективности деятельности менеджера. Проявления многоуровневой иерархической модели компетентности, согласно взглядам перечисленных авторов, возможны на нескольких уровнях:
Интегративная компетентность - способность к интеграции знаний, умений и навыков и к их использованию в условиях быстро меняющихся требований внешней среды.
Эмоциональная, перцептивная, концептуальная и поведенческая компетентность в их основных характеристиках.
3. Частичная, неравномерная представленность видов компетентности:
а) эмоциональная компетентность - способность к лидерству, к работе с людьми, оказанию помощи, делегированию полномочий;
б) перцептивная компетентность - умение преодолевать неопределенность, собирать и анализировать информацию;
в) концептуальная компетентность - умение планировать, анализировать количественную информацию; знание вычислительной техники и технологии;
г) поведенческая компетентность - способность к целеполаганию, умение реализовать намеченные планы и способность к новаторской деятельности.
Американские исследователи Хонбай, Томас увязывают профессионализм менеджера с компетентностью в разных областях, которая предполагает:
• понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера, четкое представление об ответственности менеджера, умение распределять ответственность по уровням управления, способность повышать эффективность управления;
• знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления, умение письменно и устно выражать свои мысли;
• компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и гармонизации взаимоотношений среди работников;
• знание особенностей взаимоотношений между предприятием и потребителями его услуг;
• способность управлять ресурсами;
• способность планировать и прогнозировать деятельность предприятия;
• способность к оценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать свою квалификацию.
Профессионализм менеджера определяется тем, насколько он учитывает организационные, финансовые, юридические, психологические и педагогические проблемы при принятии управленческих решений.