Краткое содержание оперы.

Принц, сын короля Треф, опасно заболел и медленно погибает от черной меланхолии. Только смех может спасти его. Однако первый министр королевства Леандр и племянница короля Клариче, мечтающие захватить власть, всячески мешают излечению Принца.

На праздник, устроенный по приказу короля, приглашен Труффальдино - “человек, умеющий смешить”. Однако ничто не может вывести Принца из меланхолии. Неожиданно появляется злая волшебница Фата Моргана, одетая жалкой старухой. Принц разражается бурными приступами смеха. Фата Моргана, помогающая заговорщикам, приходит в ярость и заклинает Принца влюбиться в три апельсина.

Принц и Труффальдино, гонимые волшебным вихрем, отправляются на их поиски. После долгих и опасных поисков апельсины, наконец, найдены. Герои возвращаются домой. В пути через пустыню они изнемогают от жажды. Труффальдино разрезает один из апельсинов, и из него появляется принцесса, измученная жаждой. Но воды в пустыне нет - и она гибнет. Та же участь постигает и вторую принцессу. Третью удается спасти, и она становится невестой Принца.

 

В этой опере, наряду с персонифицированными действующими лицами, на сцену выведены и персонажи как бы творящие действие: комики, лирики, чудаки. Они вмешиваются в ход событий, нередко выручают героев из беды и создают немало комических ситуаций.

Музыка оперы полна тонкого юмора и энергии. Она легко и радостно воспринимается зрителями, несмотря на сложность мелодического и гармонического языка.

Премьера оперы состоялась в Чикаго в 1921 году. Знаменитый Марш из этой оперы обошел все концертные эстрады мира и долгое время оставался самым популярным сочинением композитора.

В лучших произведениях заграничного периода Прокофьев сумел остаться самим собой, избежать растворения в модном музыкальном футуризме, сумел сохранить и развить русские музыкальные начала в своем творчестве.


С 1923 года семья Прокофьевых (Сергей Сергеевич, его жена - певица Лина Любер и сын Святослав) живет в Париже. Там Прокофьев сразу же и легко вошел в общение с мировой музыкальной и художественной элитой. Несмотря на творческие успехи за границей, Прокофьев начинает явственно ощущать приступы ностальгии по Родине. Он писал: “Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне”.

После коротких поездок “на разведку” в Россию в 1927 и 1929 годах, в 1934 году Прокофьев принимает окончательное решение остаться в Советском Союзе.

 

* * *

 

Не сразу удалось Прокофьеву войти в музыкальную жизнь Советской России. Многое изменилось на родине за шестнадцать послереволюционных лет: новая публика, новые запросы, новая культура. Пробуя себя в новых условиях, Прокофьев принимает предложение написать музыку к кинофильму “Поручик Киже” и спектаклю Камерного театра “Египетские ночи” по А.С. Пушкину. Это были первые опыты в жанре прикладной музыки. Работа для театра и кино, для массового зрителя помогла Прокофьеву найти черты той высокой простоты стиля, которая будет характерна для его последних сочинений.

В 1935 году руководитель первого и единственного в мире детского музыкального театра Наталья Сац предложила композитору написать симфоническую сказку, которая помогла бы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Прокофьев согласился и за одну неделю написал на собственный текст очень популярную до сих пор музыкальную сказку “Петя и волк”.

Летом этого же года Прокофьев завершает первый вариант балета “Ромео и Джульетта”.