Краткое содержание оперы.

Опера начинается небольшим оркестровым вступлением. Мрачная, тяжелая музыка как бы предвещала трагическую развязку всего оперного спектакля. Открывается занавес, и зловещее звучание оркестрового вступления сменяется блестящей и жизнерадостной картиной бала во дворце Герцога Мантуи. Гости танцуют. Молодой и красивый Герцог хвастается своими любовными победами. “Та иль эта - я не разбираю”, - поет он в своей выходной арии. Придворный шут Риголетто злобно вышучивает то одного, то другого придворного. Внезапно в эту беззаботную атмосферу праздника вторгается грозная музыка оркестрового вступления. Это ведут в тюрьму престарелого Монтерона. Несчастный отец публично обвиняет Герцога в надругательстве над его молодой дочерью. Риголетто глумится над убитым горем стариком. Тот призывает на него страшное проклятье.

Действие второй картины оперы происходит в предместье Мантуи. Ночью пробирается к своему дому Риголетто. Тяжелые мысли угнетают шута. Ему не дает покоя проклятье Монтероне. Возле самого дома он встречает наемного убийцу Спарафучилле, который предлагает удивленному Риголетто свои услуги.

Радостно встречает отца Джильда. Встревоженный Риголетто повторяет ей свой наказ: не выходить из дома в город. Шут прекрасно знал царящие там нравы и опасался Герцога и его развращенных придворных. Старая служанка Джильды поддакивает Риголетто. Успокоенный шут удаляется. Он и не подозревает об обмане. Джильда не рассказала отцу о встрече в церкви с прекрасным юношей, назвавшимся ей бедным студентом. На самом деле это был переодетый Герцог. Неожиданно девушка видит его перед собой. Герцог клянется Джильде в вечной любви. Дуэт Джильды и Герцога - лирическая кульминация оперы.

Тем временем у дома Риголетто собираются придворные. Они решили похитить Джильду для Герцога, считая ее любовницей горбатого шута. Мучимый мрачными предчувствиями, Риголетто возвращается домой и в темноте сталкивается с придворными. Чтобы рассеять подозрения шута, они рассказывают ему о якобы готовящемся похищении графини Чепрано, живущей рядом. Риголетто соглашается помочь придворным. Тогда ему надевают маску, незаметно повязав ее сверху платком. Издалека доносятся приглушенные крики Джильды. Риголетто срывает повязку и в ужасе убеждается, что жестоко обманут, а его дочь похищена.

Встреча Риголетто утром следующего дня во дворце с придворными - один из наиболее драматичных эпизодов оперы. Притворяясь равнодушным, Риголетто чутко прислушивается к насмешливым разговорам и намекам. Когда он убеждается, что его дочь здесь, в покоях Герцога, он сбрасывает маску притворного безразличия. Звучит его знаменитая большая ария “Куртизаны, исчадье порока, за позор мой вы много ли взяли?”. В этой арии, обращенной к придворным, Риголетто то обличает их, то упрашивает их вернуть ему дочь, то призывает на их головы проклятья. Но все напрасно. В это время Джильда в слезах выбегает из покоев Герцога. Риголетто клянется отомстить за позор дочери, но Джильда, повинуясь своему чувству, умоляет отца простить Герцога.

Последнее действие оперы является ее драматической кульминацией. Риголетто пылает жаждой мести. По его замыслу развратный Герцог должен погибнуть от удара кинжалом. По сговору с наемным убийцей Спарафучилле его красавица сестра Маддалена должна заманить Герцога на свидание в глухой загородный притон.

Поздно ночью Риголетто приводит Джильду, все еще любящую Герцога, к убогой лачуге на окраине города, чтобы она убедилась в развратности своего возлюбленного. На глазах у Джильды переодетый Герцог, напевая свою, ставшую знаменитой песенку, “Сердце красавицы склонно к измене”, входит в притон и ведет веселый разговор с Маддаленой. Зритель видит и слышит одновременное сочетание двух контрастных планов: один - внутри дома - Герцог и Маддалена, другой за его стенами - Риголетто и Джильда. У каждого из участников этого квартета своя музыкальная характеристика, свои музыкальные интонации: беззаботные у Герцога, кокетливые у Маддалены, жалобные у Джильды и мрачно-решительные у Риголетто. Сливаясь вместе, четыре вокальные партии образуют красивейший ансамбль. Риголетто отсылает рыдающую Джильду домой. Этой ночью она, переодевшись в мужское платье, должна уехать в Верону. Но Джильда потихоньку возвращается: ее беспокоит судьба любимого.

Предвестницей трагической развязки оперы служит картина грозы. Под раскаты грома, вой ветра и шум дождя Джильда узнает, что Герцог должен быть убит. За его труп Спарафучилле уже получил от ее отца деньги. Маддалена в негодовании: погубить такого прекрасного юношу! Она уговаривает брата пощадить уснувшего юношу, а вместо него убить первого попавшегося прохожего и его труп в мешке отдать Риголетто. Услышав это, Джильда без колебаний стучит в дверь и получает смертельный удар.

Возвращается Риголетто. Получив мешок с телом, он готов уже бросить его в реку, но внезапно сквозь шум дождя слышит беззаботную песенку Герцога. В ужасе Риголетто развязывает мешок и при свете молний убеждается, что жертвой его кровавой мести стала любимая дочь. “Вот где старца проклятье”, - говорит он. Глубоко трагическая музыка завершает оперу.

 

После премьеры Верди говорил: “Я глубоко доволен собой и думаю, что никогда не напишу ничего лучшего”.

“Риголетто” - типично романтическая опера. Об этом говорит и выбор действующих лиц в качестве героев спектакля, и намеренно обостренная контрастность сценических ситуаций, и преимущественно “ночной” колорит оперы, и совпадение кровавой развязки драмы с бурей в природе. Вместе с тем Верди обнаруживает черты зрелого музыканта-реалиста, когда дело касается музыкально-психологической разработки характеров.

Через три года после премьеры “Риголетто” в Венеции же состоялась премьера новой оперы Верди “Травиата”. Её сюжет заимствован из драмы А. Дюма-сына “Дама с камелиями”. Прототип героини - знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси. Среди ее поклонников был и молодой начинающий писатель. (Их разрыв приписывают настояниям отца Дюма - автора знаменитых “Трех мушкетеров”. Возвратившийся через несколько лет в Париж сын не застает Мари в живых - она умерла от туберкулеза в 1847 году).

Его роман “Дама с камелиями” вскоре был переделан в драму. В феврале 1852 года Верди был в Париже и присутствовал на премьере спектакля. Композитор понял, что столкнулся с совершенно новым для себя сюжетом, лишенным внешних эффектов, типичных для оперной сцены. Все действие здесь основывается на душевных переживаниях героев. Свою лирическую оперу Верди назвал “Травиата” (по-итальянски “заблудшая”). Героиня оперы, Виолетта, женщина, отвергнутая обществом, но благородством и душевной красотой намного превосходящая представителей света.