III.2.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Становление и развитие тифлопсихологии как науки связанс организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г. В 80-хI XIX в. уже по всему миру насчитывалось около 150 учебных за дений для слепых.

Первую попытку анализа психологии слепых мы находим в раб те основоположника французского материализма Д.Дидро «Пий мо о слепых в назидание зрячим» (1749).

Первые исследования особенностей психического развития: слепоте относятся к 70-м гг. XIX в. Проводились они самими i пыми путем интроспекции (самонаблюдения). Одной из изве<| нейших работ того времени является монография М.Сизерана «( пец о слепых». В ней дается описание внутреннего мира слепого] основании самонаблюдений.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Гел pa, M. Кунца, К.Бюрклена, П.Виллея, А.А. Крогиуса, М.И.Зе цовой, Ю. А. Кулагина, А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и др.

До сих пор в мировой тифлопсихологии существуют две поз ции относительно того, насколько психология слепого близка ] витию нормальновидящего или насколько она своеобразна.

Эти две позиции различаются взглядом на роль дефекта в ПС хическом и социальном развитии человека. Одна из них прию ет за исходное положение определяющую роль дефекта зрею


психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Эта по­зиция ведет к недооценке возможностей полисенсорных перестроек у детей данной категории и постулированию специфического стан­дарта психического развития, как правило, заниженного по срав­нению с уровнем развития зрячих (С.Хайес, М.Тиллмен, Д.Уилз

И ДР-)-

Наличие особенностей в познавательной деятельности сле­пых отмечал А. И. Скребицкий (1903), А. М. Щербина (1916). Пре­увеличение же специфики психического развития слепых приве­ло Ф. Цеха к утверждению о необходимости создания особого «язы­ка слепых», отличного от языка зрячих, а К.Бюрклена (1924) к выводу о том, что в результате изолированной жизни слепых воз­никает особый тип людей. Однако особенности психических про­цессов у детей с нарушениями зрения не являются неизменными. Другая группа ученых (Т. Касфорс, Б. Гомулицкий, К. Максфилд, А.Г.Литвак, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева и др.), прослеживая динамику психического развития детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом сле­пых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вслед­ствие улучшения динамики психического развития детей данной категории. Более того, имеются данные относительно возможного опережающего развития детей со зрительной патологией (М.То-бин, 1972).

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 80-е и 90-е гг. XX в. опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л. С. Выготско­го, А. Р.Лурия, М.И.Земцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и на­правлены на дальнейшую разработку теории и практики компен­сации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекцион-ного обучения и воспитания.