Классификация СМО

Наиболее распространенные в прак­тике типы СМО представлены в виде классификационной структуры на рисунке 5.2.

 

Рисунок 5.2 - Классификационная структура СМО

 

Системы массового обслуживания (СМО) классифицируют­ся по разным признакам.

По числу каналов обслуживания (n) СМО разделяются на одноканальные (n = 1) и многоканальные (n > 2). К одноканальным СМО в торговле можно отнести практически любой ва­риант локального обслуживания, например выполняемый одним продавцом, товароведом, экономистом, торговым аппаратом.

В зависимости от взаимного расположения каналов системы подразделяются на СМО с параллельными и с последовательными каналами. В СМО с параллельными каналами входной поток заявок на обслуживание является общим, и поэтому заявки в очереди мо­гут обслуживаться любым свободным каналом. В таких СМО оче­редь на обслуживание можно рассматривать как общую.

В многоканальной СМО с последовательным расположением каналов каждый канал может рассматриваться как отдельная одноканальная СМО, или фаза обслуживания. Очевидно, выходной по­ток обслуженных заявок одной СМО является входным потоком для последующей СМО.

В зависимости от характеристик каналов обслуживания много­канальные СМО подразделяются на СМО с однородными и неод­нородными каналами. Отличие состоит в том, что в СМО с однородными каналами заявка может обслуживаться любым свободным ка­налом, а в СМО с неоднородными каналами отдельные заявки обслу­живаются только специально для этой цели предназначенными ка­налами, например кассы для оплаты одного-двух предметов в универ­саме.

В зависимости от возможности образования очереди СМО под­разделяются на два основных типа: СМО с отказами обслуживания и СМО с ожиданием (очередью) обслуживания.

В СМО с отказами возможен отказ в обслуживании, если все каналы уже заняты обслуживанием, а образовывать очередь и ожи­дать обслуживания нельзя. Примером такой СМО является стол заказов в магазине, в котором прием заказов осуществляется по телефону.

В СМО с ожиданием, если заявка находит все каналы обслужи­вания занятым, то она ожидает, пока не освободится хотя бы один из каналов.

СМО с ожиданием подразделяются на СМО с неограниченным ожиданием или с неограниченной очередью lоч и временем ожида­ния Точ и СМО с ограниченным ожиданием, в которых накладыва­ются ограничения или на максимально возможную длину очереди (max lоч = m), или на максимально возможное время пребывания заявки в очереди (max Точ = Тогр), или на время работы системы.

В зависимости от организации потока заявок СМО подразде­ляются на разомкнутые и замкнутые.

В разомкнутых СМО выходной поток обслуженных заявок не связан с входным потоком заявок на обслуживание. В замкнутых СМО обслуженные заявки после некоторой временной задержки Тз снова поступают на вход СМО и источник заявок входит в состав СМО. В замкнутой СМО циркулирует одно и то же конечное число потен­циальных заявок, например, посуда в столовой — через торговый зал, мойку и раздачу. Пока потенциальная заявка циркулирует и не преобразовалась на входе СМО в заявку на обслуживание, считается, что она находится в линии задержки.

Типовые варианты СМО определяются также и установленной дисциплиной очереди, которая зависит от преимущества в обслу­живании, т. е. приоритета. Приоритет отбора заявок на обслужива­ние может быть следующий: первый пришел — первый обслужен; последний пришел — первый обслужен; случайный отбор. Для СМО с ожиданием и обслуживанием по приоритету возможны следующие виды: абсолютный приоритет, например для сотрудников контроль­но-ревизионного управления, министра; относительный приоритет, например для директора торга на подведомственных ему предприятиях; специальные правила приоритета, когда обслуживание за­явок оговорено в соответствующих документах. Существуют и другие типы СМО: с поступлением груп­повых заявок, с каналами разной производительности, со смешан­ным потоком заявок.

Совокупности СМО разных типов, объединенные последо­вательно и параллельно, образуют более сложные структуры СМО: секции, отделы магазина, универсама, торговой организации и т. п. Такое моделирование позволяет выявить существенные связи в тор­говле, применить методы и модели теории массового обслуживания для их описания, оценить эффективность обслуживания и разра­ботать рекомендации по его совершенствованию.