Методические указания
При раскрытии данной темы, прежде всего, охарактеризуйте изменения, происходящие в культуре Европы начиная с XVIIв.: открытие новых земель, связанное с этим строительство городов, развитие кораблестроения, мореходства, военного дела. Отметьте взаимосвязь этих факторов и необходимости нового научного знания. Обратите внимание, что новая наука опирается на практику материального производства: Э.Торричели экспериментально устанавливает факт давления воздуха, изобретает ртутный барометр и воздушный насос, И.Ньютон формулирует основные законы механики, Р.Бойль применяет механику в химии, Гилбрейт исследует свойства и практическое применение магнита. Эти моменты формируют новое мировоззрение, в котором мир существует как механическая система, деятельным центром которой выступает человек и его потребности преобразования природы.
Проанализируйте, как развитие науки влияло на философию. Важно подчеркнуть, что в философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религиозным догматизмом, усиливается материалистическая тенденция в осмыслении проблем, основанная на развитии естествознания. В борьбе против авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе человеческого разума и безграничных возможностей научного исследования. В этой связи, ключевой проблемой философии Нового времени становится методология познания и вопросы о связи внешнего и внутреннего опыта. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпирического метода познания стал Ф. Бэкон(1561 - 1626). Он выступил с критикой схоластического, догматизированного познания, заявив, что разум человека захвачен «идолами». Охарактеризуйте, что такое «идолы» Бэкона, почему они мешают познанию? Выявите, какие критерии достоверности вводит Бэкон, что является источником истинностного знания. Рационалистические тенденции в философии связаны с Р. Декартом (1596 - 1650). Он полагал, что источник знания и истины находится в разуме человека. При анализе рационализма Декарта особое внимание уделите механизму получения достоверного знания, выраженного в афоризме «Мыслю, следовательно, существую»: чтобы достичь истины Декарт рекомендует сомневаться во всем, и тогда существование любого предмета может отрицаться. Единственное, что не отрицает сомнение – это существование сомневающейся мысли. Поэтому рациональность человека, его критическое мышление, по Декарту, есть единственная достоверная реальность.
Переходя к следующему вопросу, отметьте, что задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных оснований, поэтому проблема субстанции занимала умы всех философов Нового времени. Новый подход к пониманию субстанции предложил Р. Декарт. Раскройте декартовское понимание дуализма субстанций, охарактеризуйте каждую из них («мыслящую» и «протяженную»). Иной подход к проблеме субстанции был предложен Б.Спинозой (1632 - 1677). Спиноза считал, что существует лишь одна материальная субстанция. Понимание специфики подхода Спинозы требует выявления атрибутов (свойств) и модусов (состояний)субстанции. Отдельно рассмотрите пантеизм Спинозы: мыслитель отождествил бога и природу, которая одновременно и творящая и сотворенная. Спиноза полагал, что природа является живой не только потому, что она бог, но и потому, что она обладает мышлением. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646 - 1716) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы. В своем труде “Монадология” он объявил, что причиной материальных явлений выступают монады. Монады – это вечные, неизменные, нематериальные духовные центры деятельной силы. Непременным свойством монад является деятельность, причем деятельность целесообразная. По мысли Лейбница природу нельзя объяснить только законами механики, необходима цель существования. Поэтому каждая монада одновременно и основание своих действий и их цель.
Вопрос об особенностях европейской философии XVIII в. предполагает раскрытие феномена просвещения. Философия просвещения представлена двумя направлениями: деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо и естественнонаучными, механицистскими взглядами Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Укажите, что философия XVIII в. была неоднородной: в ней присутствовали материалистические и идеалистические взгляды, разрабатывались онтологические, гносеологические и социальные проблемы. Онтология существовала в виде философии природы, которая была версией физики и механики Ньютона. Пропагандистами этих взглядов были Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. В плане гносеологии философы XVIII в. придавали равное значение как чувственному, так и рациональному в познании. Проблемы познания определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Проанализируйте важнейший фрагмент их социального учения – теорию о роли среды в формировании личности.