В. ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
11.10. Что касается различных форм охраны географических указаний на национальном уровне, то здесь можно выделить три основных системы. Первая система включает охрану, которая не основана на решении, вынесенном компетентным органом, осуществляющим охрану в отношении конкретного географического указания, однако которая является следствием прямого применения законодательных положений или принципов, установленных судебной практикой. Вторая система относится к охране географических указаний путем регистрации коллективных знаков (включая сельскохозяйственные этикетки) или сертификационных знаков (или гарантийных знаков). Третья система включает все специальные виды охраны географических указаний, которые являются результатом решения, вынесенного компетентным органом государственной власти, осуществляющим охрану. Эта система включает охрану наименований мест происхождения, будь они результатом регистрации в ведомстве промышленной собственности, как происходит в соответствии с новым российским законодательством, или результатом принятия указов, что является практикой во Франции после принятия в 1919 году специального закона об охране наименований мест происхождения. Эта система также включает охрану, осуществляемую в соответствии с регламентами ЕЭС о вине (например, «качественные вина, произведенные в конкретных районах» (Регламент ЕЭС № 823/87 с изменениями согласно Правилу ЕЭС № 2043/89) и «vins de pays» («местные вина») (Регламент ЕЭС № 2393/89)) и в соответствии с Регламентом ЕЭС № 2081/92 «Об охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров».
(а) Специальные виды охраны
11.11. Уже в начале нашего столетия обнаружилось, что охрана указаний происхождения от ложного или вводящего в заблуждение использования была недостаточной. Кроме того, появилась необходимость в охране и поощрении местных, традиционных способов производства. Первый законодательный акт, предусматривающий охрану географических указаний через посредство специального вида охраны промышленной собственности, а именно наименований мест происхождения, был принят во Франции.
11.12. Французский закон от 6 мая 1919 года признал существование наименований мест происхождения и заложил условия для их охраны. В соответствии с этим законом, наименованием места происхождения является название страны, района или местности, которое служит для обозначения товара, который происходит из данной страны, района или местности и качество и особенности которого определяются исключительно или главным образом географической средой, включая природные условия и человеческие факторы. Это означает, что в соответствии с этим специальным видом охраны она предоставляется только таким товарам, которые происходят из конкретного района и которые обязаны своим специфическим качествам месту своего происхождения. Другими словами, должна быть установлена специальная связь между товарами и местом их происхождения, то есть природными условиями и человеческими факторами, которые следует искать исключительно в соответственном географическом районе. Для того чтобы гарантировать, что товары обладают определенными качествами, компетентные органы создают механизмы контроля и регулярно проводят контроль качества. Наименование места происхождения предоставляет охрану только тем продуктам, которые соответствуют стандартам качества. Первоначально наименования мест происхождения касались только вин и спиртных напитков, но позднее понятие наименования места происхождения было распространено на другие товары (такие, как молочные продукты, главным образом сыр и масло, домашняя птица и продукты растительного происхождения).
11.13. Учитывая успешное функционирование системы охраны французских наименований мест происхождения, такая же или подобная система была введена также и в других странах, главным образом в отношении вин и алкогольных напитков. Представляется, что наименования мест происхождения, в противоположность впечатлению, создаваемому словом «или» в статье 1(2) Парижской конвенции, являются специальным видом указаний происхождения. Другими словами, все наименования мест происхождения являются указаниями происхождения, но не все указания происхождения являются наименованиями мест происхождения.
(b) Регистрация коллективных знаков или сертификационных знаков
11.14. Охрана данного географического указания может основываться не только на общем или административном законодательстве, но может являться результатом личной инициативы. Что касается последнего подхода, то коллективные знаки или сертификационные знаки предоставляют собой средства охраны географических указаний незави от законоположений или судебных мер. Понятия коллективного знака и сертификаи ного знака (или, в некоторых странах, гарантийного знака) отличаются друг от дрл разных странах. В зависимости от применимого национального права коллективный или сертификационный знак может служить для указания, inter alia, происхождение варов или услуг и поэтому может в известной мере быть пригодным для охраны гес фического указания.
11.15. Коллективный знак представляет собой знак, использование которого разрешается только членам коллективной организации. Такой организацией может быть ассоциация или кооператив промышленников, производителей или торговцев. Коллективным знаком владеет ассоциация, которая предоставляет исключительно своим членам право испльзовать этот знак. Ассоциация может быть местной или иностранной. Коллективный знак указывает, что лицо, которое использует его в отношении своих товаров или услуг, является членом ассоциации, владеющей коллективным знаком. Обычно использование коллективного знака регулируется уставом, который необходимо представить в ведомство промышленной собственности вместе с заявкой на регистрацию. Решение вопроса относительно того, подлежит или нет географическое указание регистрации в качестве коллективного знака, всецело зависит от конкретного национального законодательства. В некоторых национальных законодательствах о товарных знаках регистрация географических указаний в качестве коллективного знака исключена, хотя в последнее время это ключение отменено некоторыми странами.
11.16. Как только географическое указание зарегистрировано в качестве коллективного знака, ассоциация, владеющая им, имеет право запретить его использование лицами, которые не являются членами ассоциации. Однако в случае конфликта с более ранним правом члены ассоциации могут быть отстранены от использования коллективного знака. Более того, регистрация географического указания в качестве коллективного знака может, per se, препятствовать знаку стать родовым понятием. Кроме того, в законодательстве некоторых стран содержится строгое условие использования, которое может привести к аннулированию регистрации коллективного знака в случае, если он не используется непрерывно.
11.17. В отличие от коллективных знаков сертификационными знаками и гарантийные знаками владеет не коллективная организация, такая, как ассоциация производителей, орган власти, выдающий удостоверения. Таким органом может быть местный совет или ассоциация, не занятые в производстве или торговле теми или иными товарами. Последнее обстоятельство особенно важно, так как именно владелец сертификационного знака должен гарантировать, что товары, снабженные сертификационным знаком, обладают подтвержденными качествами. Сертификационный знак может быть использован для подтверждения, inter alia, происхождения товаров или услуг. Заявка на регистрацию сертификационного знака должна сопровождаться уставом, который регламентирует использование сертификационного знака. Что касается возможности регистрации географических указаний в качестве сертификационных знаков и гарантийных знаков, то здесь применяются те же самые принципы, что и для регистрации коллективных знаков.
11.18. В случае, если географическое указание зарегистрировано в качестве сертификацк онного знака или гарантийного знака, обычно оно может быть использовано любым ли цом, чьи товары отвечают определенным условиям. Однако такое право пользования н может существовать в случае конфликта с более ранним правом. Организация, котора владеет зарегистрированным сертификационным знаком или гарантийным знаком, имее право запретить использование этого знака лицами, чьи товары не отвечают условиям изложенным в инструкции. Вообще охрана географического указания путем регистрации в качестве сертификационного знака или гарантийного знака эквивалентна той охране, которая предоставляется регистрацией географического указания в качестве коллективного знака.
11.19. Специальной формой охраняемого географического указания, напоминающей понятие коллективных знаков, является французская «сельскохозяйственная этикетка» (label agricole). Она регламентируется Указом о сельскохозяйственных этикетках от июня 1983 года в последней редакции 1991 года и может испрашиваться в отношении сельскохозяйственных продуктов. Сельскохозяйственная этикетка представляет собой коллективный знак, который удостоверяет, что пищевой продукт или непищевой и непереработанный сельскохозяйственный продукт (такой, как зерновые семена) обладает сочетанием специфических свойств и более высоким уровнем качества, чем у подобных продуктов. Сельскохозяйственная этикетка может быть национальной этикеткой (известна как «красная этикетка») или региональной этикеткой, причем последняя касается свойств, которые являются специфическими, традиционными или характерными для определенного региона. Охране при помощи сельскохозяйственной этикетки не подлежат продукты, в связи с которыми охраняется наименование места происхождения, а также некоторые сорта вин (даже если они не извлекают пользу из наименования места происхождения). Сельскохозяйственная этикетка регистрируется на имя предприятия, которое контролирует ее использование. Действие Указа не ограничивается французскими продуктами, однако до сих пор он довольно редко применяется к иностранным продуктам (примером иностранного продукта является этикетка для «шотландской лососины»).
(с) Законодательство о недобросовестной конкуренции
11.20. Использование определенного географического указания для товаров или услуг, не происходящих из соответственного района, может привести к введению в заблуждение и тем самым обману потребителей. Кроме того, такое использование может стать основанием для незаконного присвоения хорошей репутации того лица, которое действительно имеет право использовать географическое указание. Для того чтобы препятствовать конкурентам прибегать в процессе торговли к подобного рода практике введения в заблуждение, можно возбудить судебное дело о недобросовестной конкуренции, основанием для чего, в зависимости от того или иного национального законодательства, являются либо его законодательные положения в истолковании судебных органов, либо нормы общего права.
11.21. Хотя условия для успешного судебного преследования за недобросовестную конкуренцию отличаются друг от друга в разных странах, общепринятыми можно считать следующие основные принципы. Для того чтобы быть охраноспособным, географическое указание должно приобрести определенную репутацию или «гудвилл». Другими словами, у потенциальных покупателей товара географическое указание должно ассоциироваться с местом происхождения товара или услуг. Использование географического указания на товарах или услугах, не происходящих из соответственного географического района, должно рассматриваться как введение в заблуждение, когда потребителей обманывают в отношении истинного места происхождения товаров или услуг. В соответствии с некоторыми национальными законодательствами требуется доказательство ущерба или вероятности ущерба, обусловленного такой практикой введения в заблуждение.
11.22. Несмотря на то что принцип, согласно которому вводящее в заблуждение использование географического указания может стать основанием для подачи иска о недобросовестной конкуренции, является общепринятым, результат судебного разбирательства на основании такого иска не является предопределенным. В частности, в разных странах может варьироваться масштаб приобретенной рассматриваемым географическим указанием репутации. Может потребоваться, чтобы географическое указание использовалось в торговле в течение определенного срока и чтобы в соответствующих кругах создалась ассоциативная связь между географическим указанием и местом происхождения товаров и услуг. Поэтому географическое указание, чья репутация еще не полностью установилась на рынке, может не подлежать защите от вводящего в заблуждение использования конкурентами посредством судебного иска о недобросовестной конкуренции. Более того, географическое указание, которое не использовалось в течение определенного периода времени, может потерять свою репутацию и потому более не подлежать защите по иску о недобросовестной конкуренции. Кроме того, наличие защиты от актов недобросовестной конкуренции не препятствует превращению географических указаний в родовые понятия. Географические указания, которые становятся родовыми понятиями в отдельной стране, теряют свою различительную способность и больше не являются охраноспособными в этой стране.