Методические указания

 

В раскрытии первого вопроса следует особо остановится на том, что период XVI-XVII веков является временем больших перемен во всех сферах жизни западноевропейского общества. Поэтому необходимо четко проследить происходящие изменения и проанализировать их влияние на характер философии Нового времени.

Развитие естественнонаучных представлений о мироздании, становление капиталистического способа производства, стремительное изменение социально-классовой структуры общества Особое внимание следует уделить пониманию сущности Реформации и идеи М. Лютера, Ж. Кальвина, Цвингли, направленные против идеологического и экономического господства католической церкви. Особо следует остановится на проблеме божьей благодати в католицизме и протестантизме, а также проанализировать влиянии протестантской этики на развитие капиталистических отношений.

Приступая к раскрытию второго вопроса, необходимо отметить, что гносеологическая проблематика в философии Нового времени выходит на первый план, т.е. проблема методов и способов познания, а также вера в безграничные способности человеческого разума являются отличительными особенностями философии Нового времени. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление трех основных концепций познания: эмпиризма, рационализма и сенсуализма.

Основоположником эмпирического метода познания стал Ф. Бэкон(1561 - 1626). Он выступил с критикой схоластического, догматизированного познания, заявив, что разум человека захвачен «идолами». Охарактеризуйте, что такое «идолы» Бэкона, почему они мешают познанию? Выявите, какие критерии достоверности вводит Бэкон, что является источником истинностного знания. Рационалистические тенденции в философии связаны с Р. Декартом (1596 - 1650). Он полагал, что источник знания и истины находится в разуме человека. При анализе рационализма Декарта особое внимание уделите механизму получения достоверного знания, выраженного в афоризме «Мыслю, следовательно, существую»: чтобы достичь истины Декарт рекомендует сомневаться во всем, и тогда существование любого предмета может отрицаться. Единственное, что не отрицает сомнение – это существование сомневающейся мысли. Поэтому рациональность человека, его критическое мышление, по Декарту, есть единственная достоверная реальность. Учению Декарта во многом противостоит сенсуалистическая концепция Дж. Локка (1632 – 1704), который критикует картезианское учения о врожденных идеях. В противовес этому Локк придерживается концепции: «Нет ничего в сознании, чего не было бы в ощущениях», а также принципу Tabula rasa, свидетельствующий о том, что сознание младенца представляет собой «чистую доску», на которую затем с помощью чувственного опыта наносятся «знаки» или идеи сознания.

Переходя к третьему вопросу следует обратить внимание на идеалистические тенденции в гносеологии Нового времени. Джордж Беркли (1685-1753) в "Трактате о началах человеческого знания" (1710 г.) утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. «Существовать, значит быть воспринимаемым», - это основное высказывание гносеологии Беркли. В несколько ином ключе продолжает развитие гносеологии Нового времени Д. Юм (1711–1776), который утверждает, что единственным объектом познания является опыт. Опыт построен из впечатлений (к которым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Юму, нет никакой необходимости. Вера в необходимость — результат привычки, которая учит, что за одним феноменом обычно появляется другой.