Расчет аэродинамических характеристик крыла
Крыло конечного размаха вследствие скоса потока обладает дополнительным, по сравнению с профилем, индуктивным сопротивлением. Исходя из зависимости (8.13), получим формулу для определения коэффициента подъемной силы крыла с учетом скоса потока. Так как
, то
, или
.
Отсюда производная
равна
. (8.14)
Наглядно видно, что величина
в силу конечной величины размаха крыла становится меньше, чем для профиля (крыла бесконечного размаха). С уменьшением
коэффициент подъемной силы крыла уменьшается (рис. 8.24). При прочих равных условиях для получения подъемной силы одной и той же величины крыло конечного размаха должно иметь больший угол атаки, чем крыло бесконечного размаха.
Дополнительное индуктивное сопротивление приводит к изменению формы поляры крыла, в сравнении с полярой профиля, и ее смещению в сторону увеличения сопротивления. Графически коэффициент индуктивного сопротивления
представляет в координатах
параболу индуктивного сопротивления (рис. 8.25). В конечном итоге, это приводит к уменьшению качества крыла по сравнению с качеством профиля этого крыла.
Формула (8.14) для
получена применительно к крылу, форма в плане которого обеспечивает равномерное распределение индуктивной скорости и угла скоса потока по размаху крыла. Этим требованиям отвечает крыло эллиптической формы в плане (изменение хорды профиля происходит по зависимости
, где
– корневая хорда), обеспечивающее эллиптическое распределение циркуляции скорости по размаху и наименьшее индуктивное сопротивление. Применительно к крыльям произвольной формы в плане для определения
можно пользоваться соотношением, которое учитывает влияние формы крыла в плане:
,
где
.
При малых углах атаки вся поверхность крыла обтекается без отрыва. При умеренных и больших углах атаки зависимости
и
становятся нелинейными из-за отрыва потока на верхней поверхности крыла, возникающего вблизи кормовой оконечности крыла. Место отрыва потока с ростом
перемещается против потока к передней оконечности. При углах атаки больших
наблюдается общий отрыв потока с поверхности крыла, что приводит к резкому падению подъемной силы крыла.
Отрыв потока у стреловидных крыльев с острыми кромками происходит на боковых и передних кромках уже при умеренных углах атаки. Вихри, образовавшиеся в результате отрыва потока с передних кромок, создают на верхней поверхности дополнительное разрежение, которое вызывает перераспределение аэродинамической нагрузки по крылу. В результате этого подъемная сила крыла возрастает, а зависимости
и
становятся нелинейными (рис. 8.26).
Приближенно определить коэффициент подъемной силы с учетом дополнительной силы за счет отрыва потока на передней кромке можно по следующей формуле:
.
Коэффициент А зависит от угла стреловидности передней кромки
, удлинения
и сужения крыла.
Экспериментальные данные показали, что для крыльев с различными геометрическими параметрами, но одинаковыми значениями
коэффициент А практически одинаков.
| |||
| |||
С увеличением значения
, т. е. с ростом
или уменьшением
нелинейная составляющая коэффициента подъемной силы уменьшается.
Таким образом, были рассмотрены основные характеристики элементов летательных аппаратов, создающих подъемную силу, проведены расчеты значения коэффициента сил для профилей и крыльев в широком диапазоне скоростей.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение аэродинамического качества К. Аэродинамическое качество какого объекта больше: изолированного профиля или крыла конечного размаха и почему?
2. Несущее крыло располагается на некотором расстоянии от носовой оконечности самолета. Чем определяется его местоположение? Его размах?
3. Какой угол атаки профиля (крыла) называют критическим и почему?
4. Из каких составляющих складывается лобовое сопротивление профиля при закритических скоростях полета?
5. Исходя из каких соображений для расчета удлинения крыла любой формы в плане предложена формула
, где l – размах крыла, а S – его площадь в плане?
6. Что является причиной возникновения индуктивного сопротивления крыла конечного размаха? Что происходит с потоком газа около крыла конечного размаха? Для какого крыла характерно равномерное распределение индуктивной скорости и угла скоса потока по его размаху?
7. У самолета с полетной массой 60 т, совершающего полет с постоянной скоростью на высоте h равной 10 км, подъемную силу создает крыло, размах которого l равен 35 м, а удлинение
равно 6. Рассчитайте скорость полета самолета и силу тяги, развиваемую силовой установкой самолета, если коэффициент подъемной силы крыла
» 1, а коэффициент силы лобового сопротивления самолета
равен 0,2.
8. На самолетах применяются различного рода устройства, увеличивающие несущую способность крыла при одном и том же взлетном весе аппарата и снижающие его минимальную скорость полета. Такие устройства основаны либо на изменении кривизны средней линии профиля, либо на изменении площади несущей поверхности крыла, либо сдуве (отсосе) пограничного слоя с верхней поверхности крыла или его закрылка. На основе анализа зависимости
и физической картины течения на верхней поверхности крыла покажите, в чем причина увеличения несущей способности крыла (т. е.
) при сдуве (отсосе) пограничного слоя.
9. К какому крылу имеет отношение такое понятие, как докритическая (критическая, закритическая) передняя (задняя) кромка?
10. Каким образом можно свести к нулю влияние концов крыла на его аэродинамические характеристики при сверхзвуковых скоростях полета?
11. Почему отрыв потока на верхней поверхности обычного крыла уменьшает создаваемую им подъемную силу, а у стреловидных крыльев с острой передней кромкой – увеличивает ее?
|