Системы координат, применяющиеся в аэродинамике

 

Наибольшее применение в аэродинамике имеют декартовые прямоугольные системы координат: скоростная и связанная (рис. 1.6). Начало обеих систем координат помещают в центр тяжести тела.

 
 


Рис. 1.6. Скоростная и связанная системы координат.

Проекции аэродинамической силы и момента

Скоростная система координат ориентирована следующим образом: ось всегда считается направленной вдоль вектора скорости центра тяжести , ось расположена в вертикальной плоскости и направлена вверх, ось замыкает эту систему, образуя правую систему координат.

При экспериментальных исследованиях в АДТ, когда ЛА (или его модель) неподвижен, а на него набегает газовый поток, мы имеем дело с обращенным движением. В этом случае чаще используют не скоростную, а так называемую поточную систему координат, в которой ось ОХ совпадает со скоростью потока , т. е. направлена в противоположную сторону оси скоростной системы координат. Отсюда следует, что скоростная и поточная системы координат – это две разные системы координат.

Связанная система координат считается жестко соединенной с ЛА и, следовательно, вместе с ним изменяет свое положение в пространстве. Ось ОХ направлена по продольной оси аппарата в сторону его носовой части, ось ОY расположена в плоскости симметрии ЛА и направлена в его верхнюю часть, ось ОZ дополняет до правой системы координат (для крылатого ЛА она направлена вдоль правого крыла).