Биоэтика как область познания и социальный институт.

БИОЭТИКА — область знания, изучающая этико—правовые проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. Термин впервые был предложен в 1969 г. американским научным журналистом У. Поттером, понимавшим биоэтику в духе этического натурализма, как доктрину, ставящую в качестве высшего морального требования сохранение жизни на Земле. Впоследствии, однако, этот термин, как и сходный с ним по значению термин «биомедицинская этика», стал применяться главным образом для обозначения медицинской (или врачебной) этики на современном уровне ее развития. От традиционной медицинской этики биоэтику отличает то, что последняя не является корпоративной этикой профессионального сообщества, — на смену патерналистским установкам во взаимоотношениях между врачом и пациентом, характерным для традиционной медицинской этики, приходит принцип уважения личности пациента (или испытуемого, если речь идет о биомедицинском эксперименте на человеке). Этот принцип конкретизирует применительно к практике биомедицины идею Канта о том, что каждая личность — самоцель и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Соответственно происходит перераспределение прав и обязанностей во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Так, принцип информированного согласия требует, чтобы каждое медицинское вмешательство (диагностического, профилактического, лечебного или исследовательского характера) проводилось на основе добровольного и осознанного согласия того, на кого оно направлено. Другой причиной появления биоэтики стало распространение новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на телесность и психику человека. Трансплантация органов и тканей человека; современные методы искусственной репродукции (оплодотворение в пробирке с последующей пересадкой эмбриона в утробу матери; т. наз. «суррогатное материнство» — вынашивание плода, зачатого от одной женщины в утробе другой); методы жизнеподдерживающего лечения, позволяющие продлевать в течение многих месяцев и даже лет основные жизненные процессы в теле человека навсегда потерявшего сознание; перспективы вмешательства в генетические структуры человека в целях генодиагностики и генотерапии и т. п. — все это остро ставит новые филос. и этические проблемы. В их числе — идентичность человеческого существа, определение начала и конца человеческой жизни, приемлемость различных критериев смерти человека, в частности критериев полной мозговой смерти и смерти высшего мозга при продолжающейся деятельности систем дыхания и кровообращения, право собственности на генетическую информацию о человеке и защита ее конфиденциальности. При решении всех этих и многих других биоэтических проблем, которые имеют общечеловеческую значимость, далеко выходящую за рамки биомедицины, самую существенную роль играют культурно—исторические традиции, разнящиеся в разных странах и регионах мира, в разных религиозных учениях. Вследствие этого для поиска конкретных решений обычно бывает недостаточно опыта, знаний и компетенции одних лишь профессионалов — социальна и культурно приемлемыми могут стать только те решения, которые получены в ходе широких общественных дискуссий, позволяющих определить и согласовать ценности и интересы различных социальных групп.

Биоэтика — это междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, биологи, юристы, теологи, культурологи и т. п., ее высокая практическая действенность во многом обусловлена тем, что в ходе ее развития были предложены и отработаны доказавшие свою эффективность структуры и механизмы морально—этического контроля в сфере биомедицины, такие, например, как этические комитеты, которые создаются при научно—исследовательских учреждениях, проводящих эксперименты на человеке и на животных. Любое конкретное исследование, предполагающее такие эксперименты, в обязательном порядке должно получить одобрение соответствующего этического комитета, в составе которого наряду с профессионалами должны быть представлены и тс, кто независим от интересов профессионального сообщества. Биоэтическая проблематика занимает все более заметное место в деятельности международных организаций — не только медицинских, таких, как Всемирная Организация Здравоохранения и Всемирная Медицинская Ассоциация, по и ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, которые разрабатывают нормативные документы, регулирующие практику здравоохранения и проведение биомедицинских исследований.