Антропологический материализм Л. Фейербаха

Завершением немецкой классической философии явился антропологический материализм (символично, что диалектическое развитие немецкой классики привело к материалистической по сути системе) Л. Фейербаха, где человек рассматривался как чисто природное, биологическое существо. Фейербах считал, что не «мыслящее Я», не мировой дух («абсолютная идея» или мировой разум) являются подлинным началом философии, а природа как объективная действительность. В отличие от Гегеля, он понимал принцип тождества бытия и мышления материалистически, усматривая в гегелевской трактовке данного принципа только тождество мышления с самим собой. В этой связи Фейербах утверждал, что единство бытия и мышления истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется реальный человек, а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически абсолютизированный разум.

Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая представляется в человеке. Сущность человека, подчеркивал он, проявляется в этом единстве духа и телесности. Человек есть «истинный ens realissimum» (реальнейшее сущее, Бог). Следовательно, Бог есть, по мнению Фейербаха, не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального, т. е. действительного, телесного человека.

Таким образом, Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе, сущность религии – к сущности человека. Религия для Фейербаха не иллюзорное представление, а необходимая и весьма важная форма духовности человека. Фейербах отрицает Бога, а не религию. Согласно Фейербаху, религия порождает чувство зависимости людей от природы, затем возникает чувство взаимозависимости людей. Поэтому он замечает, что «теология раздваивает и отчуждает человека»[3].

Выступая против христианской формулы «Бог – есть любовь», Фейербах провозглашает движущей силой развития мира религию без Бога, религию любви человека к человеку. Любовь у него есть универсальный закон разума и природы. Поэтому она должна быть, по его убеждению, высшим и первым законом человека. «Человек человеку Бог, подчеркивает Фейербах, – таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории»[4].

 

В трудах Фейербаха мир рассматривался как органическая целостность, в центре которой – человек как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию. Религия также представляется мыслителю как сугубо человеческий факт, что человек думает, какие исповедует принципы, – таков и его Бог. Критика религии – основная тема творчества Фейербаха, теологию он предлагал заменить «теономией», рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога.

Антропологизм Фейербаха предполагал преодоление противопоставления посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального), что позволило бы, по мысли философа, осуществить всемирную мечту человечества – создать «царство Божье» на земле. У Фейербаха на место любви к Богу ставится любовь к Человеку, суть же гуманизма – «не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане – полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте» (История философии. Энциклопедия / Под. ред. А. А. Грицанова. – Минск, 2002. С. 1128).

Философские взгляды Л. Фейербаха, как и Г. Гегеля, сыграли огромную роль в становлении диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.