Подбор радиусов круговых и длин переходных кривых закруглений

 

В углы поворота вписывают закругления таким образом, чтобы выдерживались нормативы плана трассы (минимальные радиусы кривых и длина прямых вставок), не происходило наложение смежных закруглений.

Радиус кривых назначают, как правило, не менее рекомендуемого. Если его невозможно вписать, то целесообразно изменить положение вершины угла с целью снятия ограничения, вынудившего уменьшать радиус. Если такое изменение положения вершины угла невозможно, то уменьшают радиус ниже рекомендуемого. Мотивы, вызывающие необходимость применения радиусов менее рекомендуемых, приводятся в пояснительной записке. Минимальное значение радиуса горизонтальной кривой следует назначать на категорию выше проектируемой. Это позволит в будущем осуществить реконструкцию дороги в более высокую категорию без изменения плана.

Ориентировочные радиусы закруглений определяют по величине биссектрисы Бi и угла поворота αi

, (3.1)

 

Если хотя бы один из полученных радиусов оказался меньше мини­мального, то следует изменить план трассы с целью уменьшения αi , увеличения Бi , и повторно вычислить радиусы кривых.

Рекомендуемые ТКП 45-3.03-19 значения радиуса круговой кривой для двухскатного поперечного профиля проезжей части принимают:

- равным 3000 м и более для автомобильных дорог I технической категории;

- 2000 м и более – для автомобильных дорог II–IV технической категории;

- 1000 м и более – для автомобильных дорог V.

При устройстве дорожной одежды переходного типа минимальный радиус круговой кривой при двухскатном поперечном профиле проезжей части для автомобильных дорог IV принимают не менее 1000 м. Для автомобильных дорог V технической категории минимальный радиус круговой кривой назначают не менее 600 м.

Если полученные при расчете радиусы закруглений оказались менее рекомендуемых, то вводят переходные кривые.

Длины переходных кривых на закруглениях с радиусами менее реко­мендуемых назначают в соответствии с табл. 3.1

Т а б л и ц а 3.1

Радиусы круговых кривых, м Наименьшие длины переходных кривых, м, для дорог категорий
I-а I-б, I-в, II, III IV–V с дорожной одеждой усовершенствованного типа IV–V с дорожной одеждой переходного типа
 
 
 
 
 
 
-
-
- -
- -
- -
- -
- -

 

Для определения возможности вписывания закруглений проверяют достаточность длин прямых П1 , П2 , П3 для размещения общих тангенсов ( ) (см. рис. 3.1).

Вычисляют ориентиро­вочные значения тангенсов круговых кривых, принимая сдвижку (p) равную нулю.

(3.2)

Смещение начала закругления (ti) принимают равным половине длины переходной кривой (0,5 Li).

Длина крайних прямых П1 , П3 должна быть не меньше общего тангенса крайних закруглений. Необходимо чтобы соблюдалось следующее условие:

П1 , П3 (3.3)

Длина промежуточной прямая П2 должна быть не менее суммы общих тангенсов соседних закруглений.

П2 (3.4)

Если это условие не соблюдается, то необходимо уменьшить радиус первого или второго закругления так, чтобы он был не меньше минимального значения, определенного ранее. Затем определяют новые значения общих тангенсов и проверяют возможность вписывания закруглений по формуле (3.4).