Французские просветители

Ж.Ж. Руссо
Идеал универсальной философии образует исток философских размышлений не только Нового времени, но и Просвещения. Говоря о философии эпохи Просвещения, имеют в виду, прежде всего, учения французских философов XVIII века: Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ламетри, П. Гольбаха, К. Гельвеция и др. Просвещение как культурное явление нельзя ограничивать пределами только Франции, но дух Просвещения наиболее полно выразился именно во французской философии XVIII века.

Основная проблематика философии Просвещения – гносеологическая и антропологическая. Французские философы-просветители заимствуют из эпохи Возрождения культ человека, а из Нового времени – культ науки и разума, дополняют их верой в неограниченный прогресс, идеей всеобщего равенства людей перед законом и принципом историзма в мышлении.

Характерная черта философии Просвещения XVIII в. – исторический оптимизм. В философских размышлениях о природе французские просветители проводят принципы детерминизма и механистического материализма. Природа понимается ими как часовой механизм, который может быть разобран по винтику, а затем вновь собран в нужном виде. Механистически понимается и человек. Характерными в этом смысле являются труд Ж. Ламетри «Человек-машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатывает мысль так же, как печень желчь.

Д. Дидро
Грандиозным культурным проектом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», в которой предполагалось собрать в алфавитном порядке все достижения и знания человечества. Вдохновителем и руководителем проекта был Д. Дидро, и почти все философы-просветители в той или иной мере принимали участие в составлении «Энциклопедии».

Многие идеи эпохи Возрождения и Нового времени просветители довели не просто до логического конца, а до абсурда. Так, панацеей от всех бед и страданий человечества они провозгласили распространение научных знаний. При этом исключалась ими даже мысль о возможности злоупотребления знаниями или о границах познающего рассудка. Пафос переустройства жизни на разумных началах в конце XVIII века обернулся ужасом Великой Французской революции. Это историческое событие впервые пошатнуло слепую веру в научный разум и его безграничные возможности в преобразовании мира на гуманистических началах.

 

 


[1] Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. С.272.

[2] Там же. – С.428.