Ознакомление младших школьников с пунктуацией

I — II классы — начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков
препинания. В начальных классах предметом
изучения являются четыре знака препинания:
точка, вопросительный знак, восклицательный
знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предло­жением с однородными членами. Несмотря на то, что количество
пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначи­тельно, учителю необходимо в каждом классе систематически ра­ботать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания

Основное назначение пунктуации, как это отмечается в линг­вистической литературе,— «указывать на смысловое членение ре­чи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят» (Абакумов С.)
Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, точка в конце предложения указывает на закончен­ность предложения и его повествовательный тип по цели высказы­вания. Восклицательный знак в конце предложения также указы­вает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель, прежде всего, обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Эле­ментарный прием ознакомления с ролью точки — чтение текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)

В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. Смысловая сторона речи обусловливает и структу­ру предложения. Поэтому при обучении школьников пунктуации нужно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую осно­ву, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.

Практическое ознакомление первоклассников с употреблением точки, вопросительного и восклицательного знаков начинается в период обучения грамоте. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижа­ется. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3—4 предложения) на предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном про­изношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение (Мы любим петь), подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой (— — —). Учитель говорит: «В устной речи одно предло­жение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак — точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал для понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется кар­точка с точкой. При записи предложений на уроках письма уча­щиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению.

Вопросительный и восклицательный знаки также вводятся в прак­тику обучения в букварный период. Учащиеся читают предложе­ния, которые по цели высказывания являются вопросительными (в них содержится вопрос и говорящий данным предложением хочет о чем-либо узнать), учатся правильно произносить такие пред­ложения (повышая в конце предложения голос). Интонация и смысл предложения создают основу для постановки вопросительного знака, например: Нитки тонки. А канат? Он толст ? Использование воскли­цательного знака учащиеся связывают с передачей чувства (удив­ления, радости, восторга и т. д.) и с особым интонированием предло­жений.

Более углубленная работа по употреблению точки, вопроситель­ного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период проис­ходит осознание синтаксической основы постановки знаков пре­пинания в конце предложения. Изучение членов предложения, свя­зи слов в предложении делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку зна­ков препинания в конце предложения.

По интонации предложения бывают восклицательные и невоскли­цательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интона­ции может быть восклицательным и невосклицательным в зависи­мости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли диктует поставить точку. Стремление подчеркнуть радость обусловит по­становку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте с повторяющимся предложением, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подруж­кам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и четвертом — повест­вовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с осо­бым чувством радости, поэтому по интонации является восклица­тельным.

Следует постоянно обращать внимание учащихся на произно­сительную сторону предложения, учить соблюдать логическое уда­рение, повышать или понижать голос в определенной части пред­ложения, делать паузу между предложениями и т. д.

При изучении в IV классе предложений с однородными члена­ми учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а, наоборот, указывает на его незавершен­ность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает раз­ницу в интонации точки, т. е. произношения конца предложения, и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (После слов по реке, сталкивались голос по­нижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет про­должено.)

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над поста­новкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.

На уроках русского языка при выполнении упражнений, свя­занных с классификацией слов, учитель знакомит второклассников с использованием двоеточия или тире при перечислении, а также с употреблением запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постоянно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на кон­кретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуа­ционные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.

Учитель должен обращать внимание на сложные предложения, употребляемые учащи­мися в устной и особенно в письменной речи. Практически он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями слож­ных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно пред­ложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям об употреблении запятой в сложносочиненных и сложно­подчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа изложений и сочинений, а также при подготовке к написанию раз­ного вида творческих работ нужно сказать о запятой в сложном предложении перед словами который, если, потому, что, так как.

Для формирования пунктуационных умений в методике выделяют разнообразные упражнения: 1) членение текст на предложения и наблюдения над интонацией при членении текста; 2) расстановка знаков препинания в предложения, напечатанных без них; 3) объяснение имеющихся в тексте (расставляемых или расставленных самими учащимися) знаков препинания; 4) объяснение знаков препинания в тексте, написанном под диктовку учителя (воспринятом на слух); 5) составление графических схем пунктуационных правил.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность ра­боты над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформ­лять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложе­нием в устной и письменной речи.