Предложения, их виды

В период обучения грамоте формируется понятие о предложе­нии по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, вы­яснение его мысли, темы;

произнесение с нужными интонациями;

членение на слова;

постановка вопросов к словам в предложении;

счет числа слов;

составление схемы - моделирование: —————;

моделирование состава предложения и его границ: _______ ;

составление предложений по их моделям.

Место предложения в тексте (в речевом потоке) может быть показано школьникам или аналитически (напечатанный текст разделяется на несколько предложений, производится чтение это­го текста с паузами), или синтетически, путем составления не­скольких последовательных предложений, создания текста - рас­сказа, описания и пр. Работа проводится в устном и письменном вариантах.

Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с понятием «предложение».

На основе практического знакомства с предложением, когда уже накопилось некоторое количество наблюдений, когда дети уже овладели операциями, перечисленными выше, вводится учи­телем или выводится самими школьниками логическое определе­ние предложения: «Предложение – это группа слов или слово, объединенных и по смыслу и интонационно оформленная». Познавательная активность учащихся обеспечивается эвристи­ческой беседой в процессе наблюдения различных предложений.

Вывод определения осложняется тем, что само слово мысль да­ется так, будто оно всем понятно: на самом деле предложение как единица языка (речи) обладает намного большей конкретностью, чем мысль. Но такое определение устойчиво держится в учебни­ках.

Можно рекомендовать наряду с выводом определения через родовое понятие «мысль», подтверждаемым составлением пред­ложения кем-то из учащихся перед всем классом, еще другой при­ем: разделение текста на предложения. Предложение при этом бу­дет восприниматься как относительно завершенная составная часть текста. Остальные признаки - те же.

Далее изучаются предложения по цели высказывания (вопросительные, повество­вательные, побудительные и по интонационной окраске: восклицательные и невосклицательные. Анализ и определения этих предложений производятся по следующим кри­териям:

а) цель высказывания: сообщение чего-либо, вопрос, приказ или просьба;

б) интонация: сообщения или повествовательная, вопроси­тельная или эмоциональная, восклицательная;

в) в предложениях целесообразно выявить также утверждение или отрицание.

Следует обратить внимание также и на то, в каких текстах или ситуациях обычно используются предложения изученных типов: например, вопросительные и восклицательные предложения употребляются в диалоге, в разговорах.

Деление предложений на распространенные и нераспространенные вводится после знакомства с главными членами предло­жения, с предикативной группой (термин не дается). Важно, что­бы школьники научились быстро и безошибочно находить преди­кативную группу в предложении.

Знакомство со сложными предложениями, как уже не раз встречалось, можно провести на основе анализа или синтеза (или обоими методами).

Анализ: анализируется текст, выделяются предложения, в них главные члены. Вскоре встречается сложное предложение: в нем встречаются две предикативные группы, а возможно, находится и союз. Выделяется одно простое, второе простое, разбираются их значения и состав. Строим схему-модель сначала более общую (два параллелограмма, между ними - соединяющая линия, союз, запятая). И более полную модель, в которой показаны главные и второстепенные члены; и еще более полную - с показом связей между членами предложения.

Синтез: составляются два предложения на близкие темы, устанавливается смысловая связь между ними; возможно, оба предложения входят в текст сочинения, например: Пригрело ап­рельское солнышко. Расцвели голубенькие подснежники. Эти два предложения легко объединить, употребив союз и, поставив за­пятую; при чтении изменится интонация. После этого упражне­ния дети составляют сложные предложения сразу, без объедине­ния простых. При синтезе предложений, как и при аналитиче­ской методике, полезно выделять главные члены, чтобы не пу­тать сложное предложение с однородными членами: такая ошиб­ка часто допускается школьниками. Школьники подводят итоги: два простых предложения могут быть объединены в одно слож­ное (или даже три простых); в каждом простом предложении есть свои подлежащее и сказуемое; могут быть еще второстепен­ные члены; при объединении простых в одно сложное вводится союз и ставится запятая.

Формируемые понятия: «речь», «текст», «предложение», «виды предложений», «интонации», «паузы», «сложное предложение»,; «простое предложение», «знаки препинания» и др.

Практические действия учащихся (только новые):

анализ: выделение всех предложений из текста, где не расставлены знаки препинания;

попытка расстановки знаков пунктуации (точек, вопросительных знаков, запятых и пр.);

усложнение предложений вне текста или (и) в тексте, обоснование необходимости введения новых слов (смысловые, коммуникативные цели):

составление разнообразных по типам и по тематике предложе­ний, введение их в текст;

комментирование построения предложений, ихсмысла, пунк­туации;

работа с союзами и, а, но в сложном предложении;

работа с союзами когда, где, что, который в сложных предложениях;

построение предложений с сочинительными и подчинитель­ными связями;

отработка интонаций в устном выразительном чтении и в соб­ственной речи: интонации вопроса, перечислительной интонации, интонации завершенности, восклицательной и пр.

Виды обобщения:

моделирование отношения между понятиями «речь», «текст», «предложение», «слова - члены предложения»;

моделирование связей внутри предложения: главные члены, второстепенные члены предложения;

моделирование компонента текста (абзаца), состоящего из предложений;

подготовка обобщенных сообщений типа «Типы предложе­ний». «Простое и сложное предложения», «Части речи и члены предложения», «Роль интонации в предложениях разных типов» и т.п.;

обобщенное сообщение «Знаки препинания: знаки в конце предложения; когда ставится запятая; знаки в записи прямой речи».

Работа над предложением имеет прямой выход в развитие речи учащихся, т.е. в творческую деятельность, поэтому в ее систему следует включать свободное составление текста, поиски наилуч­шего выражения мысли и чувства. Здесь уместна соревнователь­ность, свобода творчества.