Вопрос 63. Сущность кинофестивальной деятельности. Виды кинофестивалей. Значение фандрайзинга в кинофестивальной деятельности.

Кинофестиваль — фестиваль произведений киноискусства. Кинофестиваль обычно сопровождается публичным показом многих фильмов и приездом их авторов. В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатам которого вручаются призы (гран-при, приз зрительских симпатий и прочие). Результаты конкурса обычно оценивает экспертное жюри — реже проводится голосование экспертов.

Наиболее престижными кинофестивалями являются смотры с конкурсной программой, имеющие аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Для того, чтобы получить аккредитацию, кинофестиваль должен соответствовать нескольким критериям: быть международным; проводиться ежегодно; пользоваться поддержкой местной киноиндустрии; в конкурсе не должно быть фильмов, которые ранее участвовали в других фестивалях. Кроме того, в одной стране может быть только один подобный фестиваль.

Кроме того, аккредитацию имеют 5 неконкурсных фестивалей игровых фильмов и 28 конкурсных фестивалей специализированных игровых фильмов. В общей сложности аккредитацию FIAPF имеют 52 фестиваля. На сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 50 кинофестивалей, в том числе 12 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов: Берлинский кинофестиваль, Венецианский кинофестиваль, Каирский, Каннский, в Карловых варах, в Локарно, в Мар-дель-Плата, Монреальский, Московский, Сан-Себастьянский, в Токио и Шанхайский.

Вышеперечисленные кинофестивали относятся в мире к категории А. Однако они не равновесны в мире кинематографа: «самые-самые» это, конечно, Каннский, Венецианский, Берлинский. Эти фестивали имеют свое «лицо».

На сегодняшний день в мире существуют сотни кинофестивалей и кинопремий: международные и внутри страны, конкурсные и неконкурсные. Есть много специализированных фестивалей:

- посвященных какой-то тематике (например, фестиваль “A FILM FOR PEACE” в Италии ориентирован на фильмы гуманистической направленности, а «Perspective» в Германии посвящен правам человека);

- молодежных и детских фильмов (фестивали «Lucas» в Германии, «de Cine de Gijón» в Испании);

- посвященных кинематографу каких-то стран или регионов (кинофестиваль российского кино в Онфлере (Франция));

- какому-то жанру («Вifff» в Брюсселе показывает фантастические фильмы) и т.д.

Есть фестивали только полнометражных фильмов (ММКФ), только короткометражных («Uppsala International Short Film Festival»), или только документальных («Артдокфест»). Тогда как на других фестивалях показывают и первые, и вторые, и третьи (например, на Берлинале).

Кинорынок — это деловая выставка-ярмарка, где предметом презентации, купли и продажи является кинопродукция. Кинорынков на данный момент существует великое множество — как локальных, так и международных, они проводятся на ежегодной основе в самых разных странах мира. Некоторые из них, как, например, крупнейший азиатский кинорынок Filmart в Гонконге, проходят как самостоятельные бизнес-мероприятия, другие — одновременно с кинофестивалями, например, с Каннским в мае и с Берлинале в феврале. С целью продажи, а также представляют рекламные материалы — каталоги, буклеты, постеры, ролики, — на своих стендах на территории выставки. Там же и проходят все самые важные деловые переговоры, заключаются сделки.

Фандрайзинг — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. Фестиваль – прекрасная возможность для продюсера найти единомышленников и партнеров для своих проектов среди успешнейших мировых киноделов, что поможет не только найти средства на создание проекта, но и на возможность продажи еще не снятого фильма телеканалам. Также многие большие продюсеры ищут таланты на кинофестивалях, давая им новые возможности развития.