Вопрос 54. Кинодраматургия как область литературно-кинематографического творчества. Элементы киносценария.

Драматургия — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Главный принцип композиции – замкнутость действия, законченность драматического сюжета. По Аристотелю, действие драмы проходит 3 обязательных этапа: завязка (исходная ситуация), перипетия (внезапная перемена), развязка (конечный результат). Сценарий — литературная и идейно-художественная основа фильма. Сцена – это часть фильма, состоящая из группы кадров (как правило) и отмеченная единством места, времени и действия. От эпизода сцена отличается тем, что эпизод состоит из сцен, а сцена делится на кадры. Сцены подразделяются по жанровому и стилевому решению. Эпизод – это большая часть фильма, состоящая из ряда сцен, внутренне драматургически завершенная и вместе с тем развивающая сюжет и идею фильма. Свойства эпизода (в отличие от сцены): эпизод – это группа сцен, смена мест действия внутри эпизода, смена времени, смена действия, драматургическая завершенность. Двоякость функции эпизода: с одной стороны – это завершенная часть, с другой – это часть общего сюжета фильма, здесь очень важно правильно построить финал эпизода так, чтобы в конце эпизода был некий интерес, чтобы было оправдано дальнейшее построение фильма, в профессиональном эпизоде присутствуют все драматургической компоненты, присущие фильму в целом.

Все законы построения сюжетной композиции имеют в основе законы зрительского восприятия: своевременное возбуждение зрительского внимания (в течение 5-10 мин от начала), поддержка внимания (кульминация, повороты в эпизодах), постоянное усиление напряжения к концу фильма, доведение этого напряжения до кульминации, взрыва; эффектная, не разочаровывающая зрителей концовка.

Элементы сюжетной композиции: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал. Экспозиция – изложение отношений персонажей фильма между собой и обстановка непосредственно перед развертыванием конфликта. Экспозиция бывает прямая (знакомимся со всеми героями сразу, с ситуацией, после чего идёт завязка), отложенная (фильм начинается с завязки, а потом по ходу действия мы уже знакомимся с героями и ситуацией). Сюжетная композиция может быть линейной и нелинейной (произвольный порядок). Завязка – точка, момент начала конфликтного действия. Завязка перед конфликтным действием проходит подготовительный этап: конфликтные ситуации; коллизия (когда герои осознали, что рано или поздно вступят в борьбу между собой). Развитие действия – самый большой элемент, в нём происходит подготовка кульминации, в нем дается ряд усиливающих конфликтных моментов, которые могут представлять собой удары или контрудары, а также появление новой информации и новых героев – должно происходить развитие конфликтной ситуации. Кульминация – точка, момент наивысшего напряжения конфликта. «Катастрофа» входит как бы уже в развязку. Способы, которыми обостряется и подчеркивается кульминационная точка: когда кульминации предшествует непосредственно развернутый эпизод борьбы (в «Титанике» это - катастрофа на корабле); когда перед кульминацией ставится эпизод спокойный, который будет идти контрастом к кульминации; повороты действия (пример: самоубийство Билли в «Полете над гнездом кукушки») не путать поворот, предшествующий кульминации и кульминацию; всеми силами созданное авторами безвыходное положение героя, из которого в кульминации герой находит выход; саспенс – равновесие, когда противостоящие силы абсолютно равнодейственны. Как правило, саспенс специально задерживается для создания напряжения. Развязка – заключительное развитие; действие, следующее сразу за кульминацией. Финал – заключительная точка фильма, конечное положение главной идеи.