Вопрос 22. Периодизация развития отечественного кино: ХХI век.

В 2004-м отечественные кинопродюсеры смогли переориентироваться на производство коммерческих блокбастеров, которые благодаря широким рекламным кампаниям и поддержке со стороны ведущих федеральных телеканалов привлекли в кинозалы большую аудиторию (самым громким таким проектом стал фильм «Ночной дозор»). А в 2005 году инвестиции потекли и в отрасль кинопроизводственного сервиса: начался процесс восстановления инфраструктуры, и к 2008 году острый дефицит павильонных площадей, кинооборудования и услуг монтажно-тонировочного периода был устранен.

Мировой финансово-экономический кризис 2009-го оказал негативное воздействие на все сферы киноиндустрии в РФ: снизился объем производства кино- и телефильмов, как финансировавшихся за счет федерального бюджета, так и частными инвесторами и телеканалами; начали происходить процессы укрупнения игроков в сфере кинопроизводства (продюсерских компаний) и кинопроката (в том числе появились и новые вертикально интегрированные структуры); остановились проекты строительства новых киностудийных комплексов на территории страны; замедлился рост рынка кинопоказа, произошел переход от интенсивных методов развития киносетей (направленных на открытие кинотеатров в новых регионах и городах) к экстенсивным (прежде всего за счет установки цифровых кинопроекторов в уже действующих кинотеатрах).

Пик производства полнометражных теле- и кинофильмов был достигнут в 2008 году (158 и 106 наименований соответственно). В 2009-снижение производства полнометражных фильмов: за первое полугодие выпущены 41 кинофильм и 36 телефильмов, что в годовом выражении, при сохранении этих тенденций, может дать около 80 и 70 наименований соответственно.

Военная тема традиционно остается в поле зрения режиссеров. Выходят на экраны фильмы о событиях Великой Отечественной войны: «В августе 44-го» (2001), «Звезда» (2002), «Последний поезд» (2003), «Свои» (2004), «Время собирать камни» (2005), «Франц и Полина» (2006), «Мы из будущего» (2008), «Брестская крепость» (2010), «Утомленные солнцем-2» (2011), «Белый тигр» (2012), «Сталинград» (2013), во многом увиденные из сегодняшнего дня. Тема чеченской войны по-прежнему привлекает режиссеров. На экраны выходят фильмы: «Война» Балабанова, «Кавказская рулетка» Попова, «Дом дураков» Кончаловского.

Экранизация литературной классики, всегда привлекавшая режиссеров и пользующаяся зрительским интересом, в эти годы в значительной степени переместилась на телевизионный экран. Телевизионные каналы стали сами финансировать съемки многосерийных фильмов по известным литературным произведениям: «Идиот» (2003), «Дети Арбата» (2004), «Мастер и Маргарита» (2005), «Доктор Живаго» (2006), «Преступление и наказание» (2007), «Отцы и дети» (2008), «Братья Карамазовы» (2009), «Белая гвардия» (2012), «Бесы» (2014).

2001 – «Телец», «В августе 44-го», «Механическая сюита», «Сказ про Федота-стрельца»

2002 – «Кукушка», «Звезда», «В движении», «Война», «Любовник», «Кино про кино»

2003 – «Возвращение», «Бумер», «Русский ковчег», «Бедный, бедный Павел», «Бабуся»

2004 – «72 метра», «Ночной дозор», «Свои», «Водитель для Веры», «Настройщик»

2005 – «9 рота», «Турецкий гамбит», «Пыль», «Жмурки», «Космос как предчувствие»

2006 – «Дневной дозор», «Питер FM», «Остров», «Изображая жертву», «Эйфория»

2007 – «Александра», «12», «Монгол», «Артистка», «Простые вещи», «Русалка»

2008 – «Стиляги», «Бумажный солдат», «Юрьев день», «Мы из будущего», «Новая земля»

2009 – «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Царь», «Волчок», «Я», «Кислород», «Палата №6», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Чудо»

2010 – «Край», «Как я провел этим летом», «Овсянки», «Брестская крепость», «Елки»

2011 – «Елена», «Жила-была одна баба», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Дом»

2012 – «Фауст», «Шапито-шоу», «Последняя сказка Риты», «Белый тигр», «Кококо»

2013 – «Сталинград», «Географ глобус пропил», «Метро», «Майор», «Горько!»

2014 – «Вий», «Трудно быть богом», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

2015 – «Левиафан», «Батальонъ», «Духless-2»