Источники предпринимательского права

 

В настоящее время формируется связанная определенным единством разветвленная система законодательных актов, определяющих как общие положения, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности (о предприятиях и предпринимательской деятельности, собственности, приватизации, об антимонополии, о банкротстве, защите прав потребителей, валютном регулировании, об инвестициях, о биржах, залоге и др.), так и порядок осуществления предпринимательской деятельности в отдельных сферах (о банках и банковской деятельности, страховании и т.д.).

Законодательные акты о предпринимательстве объективно приобретают характер комплексных нормативных актов также и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный баланс между общественными (публичными) и частными интересами предпринимателей. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической деятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что же касается публичных интересов (забота об интересах потребителей, экологическая, энергетическая безопасность и т.д.), то для их выражения используются нормы административного, финансового, земельного права.

Таким образом, комплексный характер законодательных актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов. Не случайно одной из исходных концепций, которая положена в основу правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики.

Хотя в действующей Конституции РФ она прямо не отражена, однако закрепленная в ст.7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Формирование законодательства о предпринимательстве осуществлялось по двум основным направлениям:

а) принятие законов, определяющих общие условия для предпринимательской деятельности (Гражданский кодекс РФ, Закон о конкуренции на товарных рынках и т.д.);

б) издание законодательных актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики (о банках и банковской деятельности, о газоснабжении, об электроэнергетике, о рекламе, о банкротстве, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и т.д.).

Следовательно, при выявлении, какие же комплексные законодательные акты входят в массив предпринимательского законодательства, невозможно руководствоваться классификатором правовых актов. оценивая и прогнозируя перспективы развития в России предпринимательского права как особой отрасли законодательства, вовсе не обязательно представлять себе дело так, что гвоздь проблемы - в подготовке и принятии торгового (либо хозяйственного) кодекса, действующего наряду с Гражданским кодексом.

Современная структура законодательства о предпринимательской деятельности могла бы выглядеть следующим образом:

а) Конституция Российской Федерации, содержащая основополагающие нормы;

б) кодифицированный законодательный акт, содержащий общие нормы о регулировании предпринимательства (типа Закона РФ "О предпринимательской деятельности");

в) законодательные акты специального характера, содержащие нормы о регулировании отдельных сфер предпринимательства (законы РФ: о государственном предпринимательстве, о банках и банковской деятельности, антимонопольный, о внешнеэкономической деятельности и др.).

К основным источникам предпринимательского права следует отнести Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Среди кодифицированных актов следует выделить, прежде всего ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, НК РФ. Иные федеральные законы носят межотраслевой комплексный характер – это такие как Закон о защите прав предпринимателей, Закон о техническом регулировании и т.д.

В зависимости от сферы предпринимательства законы можно классифицировать на :

- законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности, например: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О лицензировании отдельных видов деятельности;

- законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: "Об акционерных обществах" и др.;

- законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: "О рекламе", "Об аудиторской деятельности" и др.;

- законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: "О коммерческой тайне", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: "О защите конкуренции ";

- законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", " и др.

Постановления Правительства РФ обычно носят дополнительный характер, развивают и уточняют положения федерального закона. Нормативные правовые акты правительства, регулируя предпринимательские отношения:

- устанавливают правовые ориентиры деятельности: а) органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ "О знаке обращения на рынке");

- вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов (постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества")[14].

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" и др.

Среди подзаконных нормативно правовых актов следует назвать, постановления министерств и ведомств, принимаемые ими как в пределах своей статусной компетенции, так и в силу возложения на них такой обязанности законом или специальным решением вышестоящих органов власти и управления: постановление Госстандарта РФ «Об утверждении Порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора»

Компетенция субъектов РФ и органов местного самоуправления по принятию законов в сфере предпринимательства очень незначительна в силу п.1 ст. 3 ГК РФ и ст 71, 72 и др. Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Росси йской Федерации»[15]. В основном это предписания субъектов РФ своим органам управления, регламентация мер организационной и налоговой поддержке предпринимателей (Закон Оренбургской области от 16.11.2009 N 3222/739-IV-ОЗ в ред. от 17.03.2014 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области")[16]. Органы местного самоуправления оказывают влияния на условия создания и ведения предпринимательской деятельности, решая вопросы организационно-распорядительного характера. Например, при реализации своих полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальными землями и иными объектами недвижимости и т.д.

Обычаи делового оборота, хоть и не являются характерными источниками правового регулирования предпринимательских отношений, но их применение допускается исходя из норм ст.2 ГК РФ. В качестве примера таких источников можно назвать Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», достаточно широко применимых в предпринимательской практики на территории России.

Материалы судебной практики традиционно не признаются источником права, однако Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного суда РФ вправе давать обязательные для всех соответствующих судов руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

В сфере предпринимательских отношений все большее значение приобретают акты саморегулируемых организаций действующих в соответствующем сегменте рынка. Например, согласно ст. 49 Закона о рынке ценных бумаг саморегулируемая организация имеет право разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением. Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативных правовых актов организаций. Они определяются самими организациями в положениях, уставах, закрепляющих основы их функционирования, и являются локальными нормативными актами. Например, к компетенции совета директоров отнесено принятие в акционерном обществе следующих внутренних документов: Положение об информационной политике (содержит правила и подходы к раскрытию информации); Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества (утверждается советом директоров с целью упорядочения процедуры проведения проверок ревизионной комиссией); Положение о дивидендной политике (содержит общие задачи по обеспечению роста капитализации общества и конкретные, основанные на законах и подзаконных актах правила, регламентирующие порядок расчета чистой прибыли и определения части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, условия их выплаты) и т.п.

К числу локальных относятся также Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. (протокол N 49) и рекомендованный к применению Федеральной комиссией по ценным бумагам от 4 апреля 2002 г.; Кодекс этики аудиторов, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 16 от 28 августа 2003 г.).

Руководителями организаций и предприятий принимаются приказы нормативного и индивидуального значения, с помощью которых регулируются вопросы труда, заработной платы, материального поощрения, учетной политики предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета и другие внутриорганизационные вопросы.

Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

Предпринимательское право как отрасль законодательства - это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях делового оборота) и определяющих порядок осуществления предпринимательской деятельности.