Нормативно-правовые основы арт-менеджмента.

Для оповещения о существовании исключительных авторских прав первоначальный их обладатель (автор или иной законный владелец авторского права) размещает знак охраны авторского права (копирайт), который состоит из латинской буквы "С" в окружности - ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

В целях охраны смежных прав и предотвращения возможности их нарушения на каждом экземпляре располагается знак охраны, предусмотренный Римской конвенцией, состоящий из трех элементов:

1) латинской буквы "R" в окружности - ®;

2) имени (наименования) обладателя прав;

3) года первого опубликования фонограммы.

Взаимоотношения, предусматривающие передачу авторских прав, строятся на условиях договора о передаче прав.

Например, в создании кинофильма участвует автор (сценарист) как субъект авторского права, который передает право на использование своего интеллектуального труда (постановку) фильма продюсеру или кинокомпании. Кинокомпания на основе авторского сценария трансформирует материал сценариста под условия постановки (жанра) с помощью режиссера (режиссерская экспликация), художника-постановщика (раскадровка, эскизы), оператора-постановщика (видеоряд), автора музыки, создавая тем самым новый продукт (объект), становясь обладателем смежных прав и получая право (в виде договора) от автора сценария, режиссера-постановщика, оператора-постановщика, автора музыки (субъектов авторского права) на дальнейшее коммерческое использование продукта.

С развитием индустрии звукозаписи и усовершенствованием технологических процессов, связанных с использованием современного оборудования, возросла роль продюсера, от которого во многом зависит конкурентоспособность продукта. Основная же функция в производстве и выпуске аудиоматериала принадлежит издающим компаниям, которые становятся обладателями смежных прав. В сферу деятельности издателя, как правило, входят популяризация имени автора и самого произведения, съемка видеоклипа, подбор музыкантов, проведение рекламной кампании и финансирование. В зависимости от условий контракта издатель может выполнять лишь часть из указанных функций. Его основная задача - создание и распространение продукта посредством рекламы и дистрибьюции. Именно тот факт, что у издателя имеется широкая сеть дистрибьюторов, позволяет ему

быть конкурентоспособным и распространять продукт тех компаний, которые не имеют подобной структуры.

В гл. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ дано понятие юридического лица, чем по сути и является большинство частных компаний сферы культуры, и перечислены традиционные его признаки: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом, приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах (п. 1 ст. 48).

Юридическим лицом признается организация, которая:имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;нести обязанности;быть истцом и ответчиком в суде.

Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Стоит обратить внимание на понятие гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг). Как правило, в сфере культуры заключаются договоры подряда (ст. 702) или возмездного оказания услуг (ст. 779). В ряде случаев, предусмотренных законодательством, организации выгоднее заключить договор гражданско-правового характера, нежели трудовой. Так, в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ, на вознаграждения по подобным договорам не производятся отчисления в фонд социального страхования РФ.

Физические и юридические лица. Контрафактные товары. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Продажа, сдача в печать, иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. Правила продажи отдельных видов товаров.

Постановление Правительства Москвы "О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудио-кассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. Порядок присвоения защитного идентификационного знака продукции арт-индустрии.

1. Понятие А-Мент, основные направления и сущность.

2. А-Мент в социально-культурной сфере.

3. История становления и развития А-Мента в России (дореволюционный период).

4. История развития А-Мента в России (постреволюционный период).

5. История развития А-Мента в России (советский период).

6. История развития А-Мента в современной России.

7. Современные проблемы А-Мента в России и пути их решения.

8. Характеристика деятельности арт-менеджера, основные функции.

9. Социально-психологические функции арт-менеджера.

10. Нравственно-этические основы деятельности арт-менеджера.

11. Характеристика управленческих ролей арт-менеджера.

12. Понятие «арт-индустрия».

13. Место Российского А-Мента в мировой арт-индустрии.

14. Механизм финансирования в сфере арт-индустрии.

15. Понятие диверсификации продуктов деятельности арт-индустрии.

16. Понятие «рынок современного искусства».

17. Структура мирового художественного рынка.

18. Структура художественного рынка России.

19. Жанры и виды искусства.

20. Основные элементы управления производственными процессами в искусстве (планирование, организация, контроль).

21. Основные институты А-Мента. Общая характеристика.

22. Музей в системе А-Мента.

23. Галерея в системе А-Мента.

24. Аукцион в системе А-Мента.

25. Гастрольная политика и гастрольный менеджмент.

26. Маркетинговые технологии в сфере искусства.

27. Проектный менеджмент. Основные типы и виды проектов.

28. Технология и этапы создания арт-проекта.

29. Виды и типы документации арт-проекта.

30. Бизнес-план (этапы составления и реализация).

31. Особенность продвижения проекта в арт-индустрии. Общая характеристика.

32. Особенность продвижения проекта в музыкальном искусстве.

33. Особенность продвижения проекта в изобразительном искусстве.

34. Особенность продвижения проекта в сфере шоу-бизнеса.

35. Понятие «художественно-творческая продукция» (виды и типы).

36. Нормативно-правовые основы А-Мента.