История развития арбитражных судов РФ.

Арбитражный суд - государственный орган, относящийся к судебной ветви власти, который наделен исключительным правом осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В истории нашего государства наряду с судами общей юрисдикции существовали отдельные судебные присутствия для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Система коммерческих судов в России появилась в начале 19 века. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры был основан в Одессе в 1808 году. Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832 года были учреждены Учреждения коммерческих судов, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и Устав торгового судопроизводства. Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов организационно не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств, все виды торговых судов, за исключением коммерческих были упразднены. Коммерческие суды действовали до 1917 года.
Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. С началом хозяйственной реформы 1921 г., с переходом к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношения между предприятиями стали строиться на договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили товарно-денежные отношения. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.
В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Дела рассматривались в составе трёх членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, с учётом особенностей работы арбитражных комиссий.
Система органов государственного арбитража была образована в 1931 г., когда в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Арбитраж существовал в двух формах - государственный и ведомственный. С самого начала своего существования органы государственного и ведомственного арбитража выполняли судебные функции, разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

В связи с принятием в 1991-1992 гг. Закона Российской Федерации «Об арбитражном суде» и АПК система государственного ведомственного арбитража была упразднена и преобразована в арбитражные суды. Возникновение новой судебной системы арбитражных судов было связано с вполне объективными причинами. Стали происходить коренные преобразования в экономике, появились разнообразные формы собственности. В этих условиях главным регулятором отношений собственности, производства и обмена между производителями и потребителями продукции и товаров становится закон и договор в их единстве и рыночной взаимосвязи.
С принятием Конституции РФ 1993 г. и введением в действие нового Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) были приняты в 1995 г. новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и АПК.